|
ГЛАВА 9 "ТРАНЗАКЦИИ"Автор статьи: Грицай Марина Николаевна
«У человека с добрым сердцем много друзей», Теккерей Уильям Мейкпис (1811-1863), английский писатель-сатирик
ГЛАВА 9ТРАНЗАКЦИИ ИЛИ КАК МЫ ОБЩАЕМСЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИТранзакция – это передача или принятие поглаживаний, это способ общения между людьми, своеобразная передача и получение сообщений, обмен Тёплыми Пушистиками и Холодными Колючками. Графически транзакции изображаются стрелочками, и так как обычно они состоят из двух поглаживаний, то и стрелочек рисуется две. Одна из них является «стимулом», который вызывает у вас определённые чувства. Другая стрелочка – это ответ на первое поглаживание, и она называется «реакцией».
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТРАНЗАКЦИИ (ДОПОЛНЯЮЩИЕ, КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ)
2. Если другой собеседник ответит: «Сейчас 10 часов.», - то это будет ответная реакция из его Взрослого, и графически это будет выглядеть следующим образом: 3. В общем виде данная транзакция выглядит следующим образом: Итак, теперь вы знаете, как выглядит параллельная или дополняющая транзакция. Стрелки транзакций проходят чётко параллельно друг другу и информация, которая передаётся по ним – ясная, понятная и чёткая. Параллельные транзакции могут выглядеть разными способами:
Это не все варианты (нарисуйте для себя ещё несколько других примеров), главное, чтобы линии были параллельными. До тех пор, пока транзакции не пересекаются и являются параллельными, общение с другим человеком будет конструктивным. Как только они пересекутся, общение может прекратиться или закончиться конфликтом.
ПЕРЕСЕКАЮЩИЕСЯ ТРАНЗАКЦИИ (ПЕРЕКРЁСТНЫЕ) Но при разговоре вы можете отвечать по-разному. Например, на вопрос: «Который час?», вы можете тоже задать вопрос: «Ты снова потерял свои часы?». При таком диалоге вы задаёте вопрос из своего Родительского эго-состояния Внутреннему Ребёнку вашего собеседника. Данная транзакция будет выглядеть следующим образом: Видите, что эти стрелки пересекаются? Это и есть пересекающиеся транзакции, конструктивное общение при которых не длится долго. И дальше общение может строиться на неприятных аргументах.
Например: - Послушай сюда, малявка! - Я не малявка!
Или другой вариант, когда вы отвечаете из своего Детского эго-состояния и можете сказать что-то типа этого: «Сейчас как раз время для того, чтобы ничего не делать и пойти поиграть». Это другая пересекающаяся транзакция из вашего Ребёнка в Родителя вашего собеседника:
В такой транзакции нормальная коммуникация теряется. Для чего нам важно знать про транзакции? Возможно, иногда вы задавались вопросом, почему люди, например, начинают злиться на вас, когда вы задаёте им обычные вопросы. Они так отреагировали на ваш вопрос, скорее всего потому что ваша транзакция была пересекающейся, но никто из вас не знал об том в тот момент. И конечно вам не нравится, когда люди злятся на вас. Для этого и важно знать о транзакциях, чтобы можно было общаться конструктивно.
ТРАНЗАКЦИИ В НАШЕМ ДЕТСТВЕ Когда мы были маленьким, то первые транзакции, которые мы получили, это были транзакции от наших мам и пап. Все транзакции, которые у нас когда-либо были тогда или сейчас, «записываются» в наш мозг и мы никогда их не можем стереть из своей памяти. Но даже если мы этого хотим, то мы будем в любом случае помнить практически всё, что с нами случалось, начиная с самого младшего возраста. Самые важные и болезненные транзакции мы можем с лёгкостью запоминать и вспоминать. Человек, например, как-то раз засунувший палец в розетку, может помнить это достаточно долго. В тот момент ему могло быть очень страшно, больно, у него мог быть шок. Или другой пример, когда мама говорила своему ребёнку, что он должен поделиться своим шоколадным печеньем со своим двоюродным братом Васей, но ребёнок не хотел этого делать в тот момент (ведь это его печенье!). Человек может помнить эти события, потому что они были очень для неприятными для него. То же самое и с приятными моментами в нашей жизни, мы можем долго помнить их. Мы часто помним своё эмоциональное состояние, но не всегда помним или понимаем, чем оно вызвано. Например: - Я помню, как однажды меня избил отец. Боже, я никогда этого не забуду! - А за что он тебя избил? - Я не помню, что я сделал тогда. Но мне было очень больно и неприятно. Или: - Я помню свой день рождения, когда мне было 4 года! - А что тебе тогда подарили? - Этого я не запомнил, но я помню что все мои близкие были рядом и от этого мне было хорошо! Мы можем помнить, как нам сделали что-то неприятное или приятое, но не всегда помним по какой причине и что конкретно происходило в тот момент, а вот эмоции, которые мы испытывали в тогда, мы можем помнить очень долго.
ДВОЙНЫЕ СКРЫТЫЕ ТРАНЗАКЦИИ Иногда транзакции могут маскироваться, в случае, когда мы говорим одно, но на самом деле имеем ввиду совсем другое. Например, вы могли сказать своей сестре, пока взрослые говорили между собой: «Эй, сестрёнка, пойдём поиграем на улице?», а ваша сестра ответила: «О’Кей, пойдём». При этом в обоих случаях на ваших лицах было много скуки. На самом деле вы хотели сказать следующее: «Эти взрослые такие скучные, пойдём поиграем на улице? Это намного интереснее!» и сестра, согласившись с вами, сказала: «Согласна, пойдём поиграем!». Если данную диаграмму нарисовать, то она будет выглядеть следующим образом:
Обратите внимание, что скрытая транзакция изображается пунктиром. Часто скрытые транзакции случаются без нашего ведома и тогда они являются частью Игры (об Играх мы поговорим в следующей главе).
Самые важные для нас транзакции - это параллельные. Причина, по которой данный вид транзакций является важным, является то, что именно данные транзакции помогают нам обретать смысл об окружающей действительности и понимать самих себя и других людей. Кроме того следует сказать, что не все транзакции являются вербальными (словесными). Жесты, приветствия, хмурый или дружелюбный вид, прикосновения и другие разновидности физических поглаживаний также являются транзакциями.
УПРАЖНЕНИЯ Давайте посмотрим сколько различных видов вербальных и невербальных транзакций мы можем придумать и записать:
Вы обнаружите, что это очень интересно вычислять, кто и что сказал, и что они имели этим ввиду. Если вы не можете разобраться и застряли, то вы можете обсудить это со своими друзьями, близкими или теми, кому это интересно.
P.S. За основу статьи взят адаптированный и переработанный перевод книги Элвина и Маргарет Фрид «Современный ТА для детей (и взрослых)».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|