Беспокойство за будущего ребенка

Беспокойство за будущего ребенка

Запрос Игоря (имя и детали ситуации клиента изменены для сохранения конфиденциальности):

«Я хочу ребенка. И жена хочет ребенка. Я хочу, чтобы ребенок родился здоровый. Я хочу убедиться, что если есть какие-то динамики, которые могут передаться моему ребенку, чтобы они не передались. Чтобы я их проработал сам, как отец. Чтобы на ребенка ничего негативного из семейной системы не повлияло. Чтобы лишнего системного груза на ребенке не было. Главное, чтобы ребенок был здоров. Я хочу, чтобы судьба моего ребенка была чуть легче, чем моя».

Фигуры:

  • Заместители «Цель – рождение здорового ребенка»
  • Заместитель Игоря
  • Заместитель жены Игоря

Тест 1. Образ расстановки.

Фигура Игоря: «Мне хочется убежать от цели. Мне очень неприятно, что цель на меня смотрит, и даже пододвинулась на шаг. У меня нервы сдают.  Мне очень плохо. Ощущение страха и беспокойства. Я чувствую цель фигурой из фильма ужасов – огромный многометровый младенец-монстр, который машет руками и пугает. И звуки его криков эти заполняют собой все пространство».

Фигура Цель: «Я в этом бреду не участвую. Я буду жить так, как мне надо. В моей жизни будет и хорошее и плохое. Мои будут болезни, мои ошибки, и т.д. То, что мы просите – это не про меня. А вы, родители дорогие, лечите свои головы».   

Фигура жены: «Это точно не про меня ситуация, а про мужа. Я ухожу в сторону. Разберись, дорогой муж, с собой».   

Далее, после обсуждения с клиентом вариантов продолжения расстановки, договорились исследовать феномен страха Игоря перед рождением ребенка.

***



Тест 2. Образ расстановки.

Вводится дополнительная фигура «Страх», которая превратилась в маленького Игоря (детскую часть Игоря). Она пытается отгородиться от всех.  «Я хочу стены вокруг себя создать, чтобы меня не трогали».

Клиент: Я догадываюсь, что произошло. В возрасте 2 лет меня родители отдали бабушке, а сами вынуждены были заниматься другим делами. И мне было очень жалко себя. Никто меня не пожалеет. И не было никакой другой возможности, кроме как закрыться.   

Водится дополнительная фигура «Бабушка».

Образ расстановки: Заместитель маленького (детская часть) Игоря: «Меня ничего не интересует из того, что вы тут делаете. Мне нужно только две игрушки, с которыми я буду играть. Нам очень хорошо втроём».

Реплика терапевта: Две игрушки очень похожи на двух родителей.

Водится дополнительная фигура «Мама Игоря».

Заместитель мамы: «Я здесь ощущаю себя человеком, давящим на ребенка. Мне так удобно. Нет времени подумать, хорошо это или плохо, что ребенок будет у бабушки».

Реплика клиента: «То, что я вижу. Ребенок играет с двумя игрушками, отгородился, отстранился от всего происходящего. И мне это нравится. В этом нет ничего плохого. Ему в этом хорошо».  

Заместитель мамы: «Я вдруг проявила внимание к ребенку, я погрузилась в мир двухлетнего ребёнка. Пришло осознание, что это мой ребенок. И я понимаю, что каждая минута его жизни – это развитие. Это каждую минуту новый шаг. И оттого, что у него в руках сейчас, зависит то, с чем он будет играть завтра, что он будет делать в будущем».

Реплика терапевта: «Игорь. Я предлагаю тебе поговорить с мамой…»

Клиент: «С мамой? А зачем?»

Реплика расстановщика: «Чтобы, если есть в тебе, в твоей детской части осуждение мамы, это осуждение отпустить…»

Реплика клиента: «Я даже не знаю, что маме сказать».



Реплика супервизора: «Давайте на минуту вспомним изначальный запрос клиента: «Хочу родить здорового ребенка, чтобы его судьба была легче моей». Как эта цель, поставленная клиентом в запросе, связана с тем, что нам сейчас показывают в расстановке (двухлетний ребенок играет с двумя игрушками, и ему нет дела ни до чего). Ведь нам всегда показывают только то, что связано с запросом.

В первом образе расстановки фигура клиента отшатнулась от цели в страхе. А во втором образе расстановки фигура «страха» маскируется под ребенка, который увлеченно играет с двумя игрушками. И самая большая загвоздка в том, что ребенок играющий с двумя игрушками, не выглядит несчастным или испуганным. Он сам себя занимает. Он так свой страх маскирует, вытесняет. Вообще говоря, это довольно странно, что двухлетний ребёнок, который вполне может бегать, прыгать, резвиться и скакать, просто сидит и в одиночестве играет с двумя игрушками. Выглядит это так, как будто он нашел себе двух виртуальных друзей.      

Впечатление такое, что страх этот привязан к определенному возрасту. Моя гипотеза, что Игорь не хочет своему ребенку такого опыта, который был у него. Он даже выразил это в словах: «Я хочу, чтобы судьба моего ребенка была чуть легче, чем моя». Переводя с русского на русский можно смоделировать гипотезу: «Я настолько не хочу, чтобы мой ребенок повторил что-то подобное моему одиночеству у бабушки, что боюсь думать о его рождении». И логика здесь определенная уже выстраивается. Возможными вариантами продолжения может быть такое:

  • Твоя детская часть – это не весь ты.  
  • Помочь ребенку (детской части клиента) быть счастливей на уровне образа, и тогда сам клиент тоже станет спокойнее.

Реплика клиента: «Я точно имею развитый инстинкт самосохранения. Он работает очень четко, там, где может быть опасно, я никогда туда не полезу. Мне лишний адреналин не нужен».

Реплика терапевта: «Нам показывают здесь, что причины страхов в детском периоде. Я предлагаю поговорить с детской частью, успокоить её, рассказать, что опасности нет, закрываться не нужно».

Разрешающая фраза: «Дорогая моя детская часть, то что произошло в возрасте 2 года, это произошло тогда. Так было нужно. Но сейчас, когда я вырос, я могу о тебе позаботиться. Я никогда тебя не брошу. Я буду тебя защищать. Со мной ты будешь в полной безопасности».   

Реплика детской части: «Скажи мне, что я тебе нужен».

Клиент: «Ты мне очень нужен. Я смогу тебя защитить».

Реплика детской части: «Я буду помогать тебе общаться с твоим ребенком. Дай мне это задание. Я буду включаться и мы будем играть все вместе, втроем».

Клиент: «Ты мне очень нужен. И ты мне будешь помогать в общении с моим ребенком. Мы будем втроём играть в паровозики, кубики, санки, лыжи, ледянки, машинки, все что угодно. Я тебя со своим ребенком путать не буду. Он - это он. А ты – это ты. О тебе я буду заботится отдельно, а о нем отдельно».

Реплика детской части: «Мне очень хорошо от того, что я буду играть с ребенком. Мне очень нравится, что меня признали, и что у меня будет такая задача».

***

Контрольный тест

В пространство расстановке возвращаются фигура заместителя клиента, которая испуганно шарахалась от цели в самом начале расстановки, и фигура Цели.

Заместитель клиента: «Такое чувство, что сейчас я в состоянии рассмотреть вопрос появления ребёнка. Не надо пока ставить его сюда. Это пока еще рано».      

Реплика будущего ребенка: «Ощущение, что все электронные игрушки придется покапать в двух комплектах. Первый будет разбираться. Второй будет использоваться для игры. Мне много не надо. Каша вовремя и игрушки поломать. У меня к ним приземленный, чисто слесарный интерес».    

Результат:

Клиент: «Я сейчас сел и у меня ощущение, что моё тело обмякло, что стена ушла. Однозначно мне легче. Мне в этом состоянии очень хорошо».


***

Обсуждение  

  • Когда клиент делает такой запрос: «Хочу, чтобы судьба моего ребенка была легче, чем моя собственная», как этот человек воспринимает свое собственное детство? Куда отвезут и оставят там. Недовольство. Даже если не было опасности для жизни, какая-то форма неблагополучия была. И он не хочет подобного неблагополучия для своего ребенка. И соответственно пока он гарантированно не будет уверен, что он это благополучие обеспечить, он факт рождения своего ребенка от себя отодвигает, дистанцирует себя от этого момента. «Я еще не готов гарантировать тебе счастье. Я сначала обеспечу полное процветание, а затем…»  
  • Конвульсии страха заместителя клиента в начале расстановки можно сравнить с ситуацией когда двухлетнего ребенка назначили начальником цеха. Нагрузка явно ему пока не по силам. Он не созрел для этого.
  • Домашним заданием для таких клиентов может быть следующим: «Игорь, наиграйся со своей детской частью, успокой её окончательно». Если свою детскую часть не насытить ресурсом, то новорожденный ребенок может начать служить детской части отца.
  • Сложность была в том, что страх (явно выраженный!!!) мы из заместителя вывели, и он превратился в детскую фигуру, которая просто играет с двумя игрушками. Тихо играет. Слишком тихо. Молчав. Как в фильмах ужасов. Это защитная реакция на ситуацию брошенности, оставленности. Каждый день ждать возвращения мамы слишком больно. Я теперь буду самодостаточным. Мне никто не нужно. Я закроюсь в скорлупе, чтобы не было больно и страшно. Нормальная защитная реакция. Но если доводить ситуацию до абсурда и дать этому «скорлупочнику» рулить во взрослой жизни, это может быть серьезной проблемой. Мне хорош одному, мне никого не нужно, ни жены, ни детей, ни клиентов. Я сам себе режиссер и развлекатель.
  • Сложные формулировки разрешающих фраз с абстрактными терминами вроде «ответственность» не подошли и не были приняты детской частью, а пригодились простые слова: «Я всегда буду с тобой. Я тебя в обиду не дам. Я о тебе всегда позабочусь». Простота – залог эффективности. Чем проще, тем лучше. Используйте короткие простые фразы.
  • Очень интересный, очень важный момент был. «Давай поговорим с мамой» - предлагает терапевт. «А зачем?» - отвечает клиент. Чего не сделал терапевт для того, чтобы не вызывать сопротивление клиента? Что нужно было сделать, чтобы клиенту легче было начать работу по трансформации ситуации? Важно внятно объяснить клиенту, куда мы его приглашает и для чего? Иначе любое предложение воспринимается как авантюра. Стратегия, и детская, и взрослая,  у клиента – осторожность. Если что-то и делать, то лишь то, что гарантирует результат, гарантированно приведет меня к решению. Иногда это называется «стратегия отличника».
  • После работы важно вместе с клиентом порадоваться новому состоянию. Не обязательно делать развернутое резюме. «Мы получили запрос, мы его так-то и так-то исследовали. Выяснили, что… Сделали такие-то интервенции… И твоё состояние улучшилось…»
    Можно короче: «Твоё состояние само за себя говорит. Ты проделал хорошую работу. Поздравляю. Рад за тебя… Побудь с этой новизной один на один. Пропитайся этим новым состоянием…»

 

В центре семейного консультирования «ОЛЬВИЯ» 
расстановки каждый день! 

***

тел. 8-905-565-66-55 скайп: yury2266880, e-mail: [email protected]
расписание центра «Ольвия» смотрите на сайте www.olvia-center.ru   

  



Просмотров: 383
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть 2
  • Багаж очень послушного ребенка. Формирование ложного Я. Я – не Я, а тот, кем вы хотите меня видеть.
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Хочу, чтобы муж меня любил. Как его заставить меня полюбить.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Я не была готова, что у меня будет ребенок...
  • Я хочу, чтобы меня не трогали!
  • Хочу, чтобы меня любили такую, какая я есть.
  • Хочу, чтобы мой ребенок хорошо учился
  • Хочу, чтобы все было по-моему!
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН).«Хочу, чтобы все было хорошо в сексе»
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Я хочу, чтобы мама меня обняла
  • Притупите мои чувства, чтобы меня было удобнее использовать
  • Хочу ли я, чтобы ребёнок меня слышал? Часть1
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Хочу здесь и сейчас! Сказка про ребенка, который не повзрослел.
  • Зона психологических открытий. Как сделать так, чтобы было то, чего хочу, и мечта сбылась
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Хочу, чтобы муж меня не хотел
  • Я хочу, чтобы меня поняли…
  • Научите ребенка играть, чтобы развить его способности.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь