|
Развиваем навыки общенияАвтор статьи: Ермаков Сергей
Воспринимая большую часть Мира визуально, всё же информацией (чувствами, эмоциями, ощущениями) мы обмениваемся, используя речь, а всё наше общение основано на возможности слышать другого. Поэтому то, поймут ли нас другие (и как хорошо) или поймём ли мы других – зависит именно от навыков качественного формулирования собственных сообщений (речи или текста) и навыков слушания сообщений от других людей. То, что у нас в голове звучит стройно и понятно, совсем не всегда оказывается таким же понятным, когда мы это озвучиваем. К сожалению (для самих себя), многие даже не задумываются над тем, что говорят и как, в результате чего – люди не получают того, чего хотят от общения, а если получают что-то, то это не то, что они имели в виду. Из-за недопонимания образуется множество проблемных ситуаций, возникают конфликты, ссоры, порой разрушаются отношения просто лишь по причине того, что мысли не были качественно сформулированы и переданы. Да, в общении всегда есть 2 стороны: отправляющая сообщение и принимающая сообщение. Конечно же бывает так, что принимающая сторона не слышит (не хочет или не умеет) отправляющую, от этого фактора риска при общении через речь никуда не деться, но раз чужую грамотность и эффективность в общении повысить невозможно без усилий и желания самого человека, то остаётся, и это как раз возможно и нужно, - повышать свою собственную. Чтобы при любых исходах общения можно было с уверенностью сказать себе: «я сделал всё, что мог». Поговорим чуть подробнее о процессах «слушать и слышать». Все мы употребляем эти понятия, только далеко не все видят разницу в них. Слушать – означает механический процесс восприятия окружающих звуков или речи человека. В этом процессе отсутствует фаза осознанности, поскольку процесс слушания относится к автоматизмам. Слышать – означает процесс осознанного восприятия и извлечения нужной информации из речи говорящего или из окружающих звуков. Основа этого процесса – сосредоточение на партнёре по общению. В любом общении ключевую роль играет информация, которую нам сообщает человек, это могут быть факты о событиях, а могут быть и эмоции, переживания, описания образов и т.д., но если мы в этот момент только слушаем, но не слышим, то такое общение приведёт к неудаче. Чтобы научиться действительно слышать, как себя, так и других людей – нужны тренировки. Можно начать с того, что учиться осваивать то, что я называю «правильно задавать вопросы». Нам часто нужно что-то узнать, по делу или просто из-за интереса, но то, что именно мы узнаем зависит от того, какой вопрос мы зададим. Невозможно получить нужную информацию, если вопрос совсем о другом. Прежде всего нужно учиться отслеживать и осознавать себя через приблизительно такие вопросы: что именно я хочу сейчас узнать, как и какой вопрос мне задать, чтобы получить максимально нужный ответ? Может звучать слишком абстрактно, приведу пример, разобрав две пары очень частых вопросов, о разнице в смысле которых не многие задумываются, а разница эта ключевая, собственно именно она и определяет содержание ответа. Итак, вопросы «Почему?» и «Зачем?». Вопрос «Почему?» - предполагает в качестве начала ответа формулировку «потому что…». Такая формулировка означает, что человек в ответе будет обращаться к своему опыту, к тому, что уже было, то есть – к прошлому. Вопрос «Зачем?» - предполагает в качестве начала ответа формулировку «для того чтобы…». Такая формулировка означает, что человек в ответе будет обращаться к своим планам, целям, ожиданиям, мечтам, то есть – к будущему. Полагаю, разница очевидна. Теперь подумайте, как часто вы сами, да и другие люди, желая узнать «Зачем», спрашивали «Почему». А ещё иногда при ответе на вопрос «Почему» человек использует формулировку «для того чтобы…» и наоборот, при ответе на вопрос «Зачем», первая фраза «потому что…». Или вот ещё вопросы «Что (делать)?» и «Как (делать)?». Вопрос «Что (делать)?» - предполагает в качестве ответа общую формулировку, стратегию действий, задаёт цель. Вопрос «Как (делать)?» - предполагает в качестве ответа конкретное решение, тактики действий, выделение задач. Думаю, что и здесь разница очевидна. Однако путаница возникает очень часто. Само собой, что в такой ситуации создаётся информационный хаос, который делает невозможным успешное и эффективное для обеих сторон общение. Именно поэтому нужно учиться отслеживать себя, чтобы точно знать свои цели в данный момент, а также учиться слышать партнёра, чтобы понять, что именно пытается донести он через свои слова и при необходимости (через верные вопросы) получить ту информацию, которая нужна вам. Ведь колоссальное количество разговоров, которые могли быть потенциально содержательными, на деле оказываются – тратой времени, это неизбежно, если каждый говорил, но не слушал, да к тому же и вопросы задавались такие, которые изначально не могли дать нужной информации. При наличии желания развивать и улучшать свои навыки общения, повышая личную эффективность, да и просто получая от общения больше удовольствия, - может каждый. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|