|
Психологический инцест.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Дорогие друзья! Я продолжаю тему противостояния невесток и свекровей. Точнее, я попытаюсь раскрыть ее метафизически. С точки зрения исторических процессов и содержания нашего бессознательного. То есть, методом, который не является научным. Научное познание определено критериями научности К.Р. Поппера и другими философами, и подчиняется определённым законам и критериям, например, фальсифицируемости. Прошу Вас тем не менее не забывать, что психология – наука дивергентная, а, раз так, то на каждый из ее вопросов существует более, чем один ПРАВИЛЬНЫЙ ответ. Одно и то же явление может быть рассмотрено исходя из различных теорий личности, и объясняться по-разному. Метафи́зика — «то, что после физики»— раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Итак, взгляд метафизический. Все-таки психология родом из философии. Представляю вам взгляд Юнгианской традиции. Статья написана под впечатлением откликов на статью о выборе между возлюбленной и матерью. Ссылка вот тут. Вопросы читательниц касались истоков этой проблемы. И сегодняшнего состояния дел, касающегося отношения невесток к Свекрови. Почему воюют эти два лагеря? Каждая невестка впоследствии может сама стать свекровью. За какой же статус идет противостояние? Видит ли сноха соперницу в матери своего мужа? Прошу вас порассуждать об этих вопросах вместе со мной. Как дело обстояло раньше? А раньше дело было так. Приглашаю Вас углубиться в мир мифов и легенд, сказок, которые всем добрым молодцам дают урок. Я собираюсь поговорить о механизмах сепарации мужчины от матери. А именно в этом видится проблема инфантильности некоторых мужчин – эмоциональная и психологическая зависимость от нее. И, по всей видимости, за эту мужскую целостность и сражаются невестки со свекровями. НЕ все. Естественно. Однако, отвлекаюсь, хотела поговорить о «старине глубокой». Вопросам сепарации юноши от матери в давние-стародавние времена уделялось особое внимание. Наверное, не зря. Раз сейчас этого нет, а проблемы с мужчинами есть. В архаичных культурах, шаманских религиях еще до наших дней сохранились ритуалы, направленные на отречение мальчика от своей детскости, ритуалы, посвященные вступлению во взрослую жизнь. Частью этих ритуалов зачастую бывал символический отказ от матери. То есть, от матери в ее кормящем и оберегающем качестве. Кандидат в юноши должен был претерпеть некоторые лишения, пройти сложный ритуал посвящения в охотники, лучники, стать мужчиной. С этих самых пор, после ритуала, он воспитывался в среде мужчин, мать для него становилась фигурой важной, но в другом качестве. Она уже больше не могла прятать его «под юбкой», давать ему грудь и обходиться с ним, как с младенцем. Кстати, часть этой культуры до сих пор присутствует в мусульманских обществах, где мальчики с определенного возраста воспитываются на «мужской половине» дома. Чем же опасна материнская любовь и защита? Ведь, вроде бы нет панциря крепче. Однако, видимо, любовь нужны определенного качества, без привязки. Без зависимости. Вспомним миф об Ахиллесе. Его мать, морская богиня Фетида, родив Ахиллеса от смертного царя, желала дать своему сыну бессмертие, оставить его себе на веки вечные. Она натирала его тело амброзией и купала его в водах подземной реки Стикс, держа при этом за пятку. Окончание мифа все знают. Ахилл погиб в войне при Трое, убитый в пятку. То место, которое не было омыто водами Стикса, а было под защитой руки его матери. Такое прочтение мифа говорит о том, что материнская любовь не обеспечивает защиту во внешнем мире. Все тело Ахилла было закалено внешними воздействиями, оно осталось неуязвимо. Отпусти его Фетида в бурные воды, чтоб побарахтался и сам бы выплыл – Ахилл бы был неуязвим целиком, вместе с пяткой. Та точка связи, нет, привязки к его матери, и стала той пресловутой Ахиллесовой пятой! Не помогла и материнская забота спрятать Ахиллеса перед битвой на острове Скирос. А ведь мать его была богиней! Видимо, у мужчины должна быть своя броня. А от матери – лишь ее благословение. Мы, матери, может, и хотели бы встать впереди своих сыновей на поле боя, однако, в жизни сыновьям придется быть без нас. Как и в супружеской постели. Привязанность маленького сыночка к матери не имеет ничего общего с привязкой, зависимостью взрослого мужчины к ней же. По К.Г. Юнгу, здоровая психика стремится ОТ матери, и наоборот. Зависимость от матери, не признаваемая, отрицаемая мужчинами, может выродиться в другой вид зависимости – игровую, алкогольную и прочие. Привязка, как ранее физическая, а теперь неоторванная вовремя психологическая пуповина держит мужчину в пеленках, в силках его матери. Эти пеленки и пытаются распутать жены. Невестки. От этого и злость на мать мужа. Не отдает. Не отпускает. Обратимся к христианству. Сейчас деток крестят младенцами. А раньше, когда христианство было всего-навсего сектой, гонимое устоявшимися религиями, крестились люди в зрелом возрасте. Осознанно. Кстати, христианские ритуалы, очень мистические и живые, теперь выродились в механическое служение, сути которого почти никто уже не помнит. Жаль. Так вот, когда крестились ранние христиане, они так же в водах реки отрекались от матери земной, отдавая себя в лоно матери-церкви. Таким образом, так же проходили инициацию мужественности. Осознанного выбора своего пути. Они решили быть воцерковленными. Не мать за них решила. Сами. И эта осознанность делала их мужчинами. Если вспомните, в наши дни, в Израиле есть ритуал для мальчиков. В 13 лет их каким-то образом посвящают в новую жизнь. Устраивают праздник, им рассказывают об их новых обязанностях и новой ответственности. Они уже не дети. В России, при царе, мальчики носили платьица как девочки до определенного возраста. Потом им одевали штаны, камзольчик, они уже были Мальчиками. Уже не дитятко. Зачем-то требуется сепарация юноши от матери. Переход в его новое качество. Трансформация. Эта необходимость транслируется нам их глубины веков. И молодые девушки чувствуют неправильность нынешней ситуации. Но выразить, я думаю, могут лишь словами «инфантильность» и «маменькин сынок». Ах, да! Еще «подкаблучник» и «тряпка». Как жаль. Мужчина может желать на уровне инстинктов продолжения рода, однако, поскольку он еще «ребенок», единственная женщина в его жизни – это мать. Мужчина может настолько бояться «инцеста», даже психологического, что может запретить себе смотреть на женщин, и переключить свое либидо на представителей своего же пола. И выход здесь - обретение самостоятельности. Отказ от детства, и принятие мужественности. Как это ни больно матери, без ее помощи будущему мужчине обойтись трудно. Жены берут на себя эту роль – инициировать мужчину из детей в отцы семейства. А когда мать не отпускает – вот тут глобальный источник ссор и взаимных претензий. Эта статья написана не с призывом рвать семейные узы и попирать материнскую Любовь. Священную Любовь. Она написана с целью напомнить, что есть важные критические периоды в жизни людей. Пубертат, кризис среднего возраста особенно. И в нашей культуре эти кризисы никак не отражены в культуре. Нет помогающих ритуалов, инициаций, чтобы облегчить переход в новое качество и сыну, и матери. А в нашем обществе, где матери так мало, порой, проводят времени с детьми, пока они малы – то работа, то детский садик – что не успевают отдать всю любовь, предназначенную младенцу. И транслируют ее взрослому мужчине, забывая, что он уже вырос. Оторваться друг от друга очень тяжело. Поскольку, этот шаг должен в наших условиях сделать каждый в одиночку. Самостоятельно. И каждый сам себе кузнец... По поводу войны и противостояния двух главных женщин в жизни мужчины… Я думаю, зависит от степени природной мудрости и сострадания. А так же от понимания метафизических причин происходящего. Буду рада, если эта информация поможет найти силы и мужество, а также Женственность на разрешение внутренних и внешних семейных конфликтов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|