Дети: старший, младший, единственный. Кому повезло больше?

Автор статьи: Юлия Бокачёва

Дети: старший, младший, единственный. Кому повезло больше? «Старший – умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак»Русская народная сказка.

Все мы – родом из детства. Есть такая идея в психологии, что то, какими по счету в семье детьми мы были – старшими (первенцами), средними, младшими или единственными – в некоторой степени определяет наши личностные особенности. Конечно, это только один фактор из множества, влияющих на развитие личности, и, тем не менее, мысль весьма любопытная и заслуживает подробного рассмотрения.

Итак, почему же дети одних и тех же родителей зачастую совсем не похожи друг на друга по психологическим качествам?

Дело в том, что, рождаясь в одной и той же семье, малыши попадают на самом деле в разные психологические ситуации. Так, старший появляется в семье, где есть только мама и папа, второй ребенок – где мама, папа и старший брат или сестра, ну и так далее. И получается, что каждый ребенок  учится жить в той семейной ситуации, которая ему досталась. А кому повезло больше? Как вы думаете?.....

Старший ребенок – это первый родительский опыт у мамы с папой. Поэтому обычно родители очень переживают, беспокоятся, стараются всё предусмотреть и сделать по высшему разряду. Начинается всё еще в период покупки приданого новорожденному. Если позволяют возможности, покупается ВСЁ – ну, на всякий случай.

Ведь будущие родители еще не знают, что на самом деле как минимум половина приобретенного ни разу не будет использовано. У них ведь нет опыта. Пока. Молодые родители первого ребенка в большинстве случаев очень стараются и многим жертвуют ради ребенка. Как правило, детку «с младых ногтей» начинают активно развивать – различные кружки; музыкальные, танцевальные, художественные, спортивные школы; затем престижная общеобразовательная школа, и далее, желательно, серьезный ВУЗ. Довольно часто старшие дети очень заняты и свободного времени на «ничегонеделание» у них практически не остается. К чему это может привести? Когда мы много вкладываем во что-то, мы обычно ожидаем (осознанно или не очень) отдачи. Поэтому родители зачастую предъявляют довольно большие (не обязательно осознаваемые) ожидания к старшему ребенку. А человеку свойственно отвечать ожиданиям значимых для него людей. Поэтому часто из старших дети вырастают люди амбициозные и организованные, многого в жизни достигающие. Еще одна очень важная особенность семейной ситуации старшего ребенка – это рождение следующего, младшего брата или сестренки. Для старшего ребенка это практически всегда травматическое переживание. Существует даже специальное понятие, описывающее эмоции старшего ребенка в этот момент – «свержение с трона»: родители любили только его одного, а теперь ему надо родительской любовью (ну, заодно, и всякими материальными штуками) делиться!!! Считается, что ревность особенно сильно проявляется, если старшему ребенку в момент рождения следующего от 3 до 5 лет.

Старший часто в той или иной степени вынужден заботиться о младшем,  и если что-то между детьми происходит или они что-то натворили, виноват обычно кто? Правильно, старший! Он же взрослее! В результате, старшие дети делаются более ответственными и дисциплинированными. На них можно положиться, часто из них получаются хорошие руководители.

Теперь о младших детях – последних, самых маленьких в семье. Семейная ситуация принципиально отличается от той, в которой растет старший. Младший ребенок – дитя родителей с опытом. Родители гораздо более спокойны, не тревожатся по пустякам, они знают уже, что можно ребенку многое разрешать и ничего страшного не будет. Как правило, получается, что младшие дети, например, раньше, чем старшие, начинают гулять на улице самостоятельно. Конечно, за ними ведь присматривают старшие (ну, во всяком случае, так думают родители)!

Родители уже не так сильно озабочены бесконечным «тасканием» ребенка по кружкам и школам, предпочитая этому больше времени проводить с малышом самим. И в целом, младшему ребенку предоставляется больше свободы. Родители любят его за то, что он – маленький, любимый малыш и не торопят его с взрослением! Часто младшие дети, даже если им уже по тридцать лет, - для семьи по-прежнему остаются «малышами» - о них больше заботятся и помогают. Такое отношение может сформировать в младших детях более лёгкое отношение к жизни, определенную беспечность, они легче принимают помощь от других людей. Младшие дети обычно более гибкие в общении, веселые и игривые. Часто именно они – душа компании. И еще! Младшие дети, так как им дается больше свободы, становятся более творческими людьми. Для них могут быть не так значимы социальные статусы и одобрение окружающих. Они менее дисциплинированы и ответственны по сравнению со старшими.

Еще одна важная особенность жизни младшего ребенка в семье – перед ним всегда достижения старшего (он ведь всегда взрослее, умнее и успешнее – просто потому, что старше. Ну, или хулиганистее! Или красивее!). И поэтому младшим всегда хочется «догнать и перегнать»! Есть даже мысль о том, что именно из младших детей получаются революционеры…

Ситуация среднего ребенка менее определенная. Это не плохо и не хорошо, просто в ней больше вариантов. Взять, хотя бы, разницу в возрасте между детьми. Если, скажем, детям 14, 12 и 5 лет, то средний будет составлять пару со старшим – и будет как-бы двое старших и один младший. Ну, и так далее.

Основная особенность семейной ситуации среднего ребенка – это то, что он сначала является младшим, а потом переживает «свержение с трона». И ему как-бы приходится решить, а за что же меня будут любить родители? Старшего любят за то, что он взрослый, младшего – за то, что маленький. Средний может начать конкурировать со старшим, ставя перед собой какие-либо цели и достигая их. А может выбрать себе какое-нибудь занятие, не свойственное семье и таким образом самореализовываться. Средние дети часто бывают более гибкими в общении, так как им необходимо находить в семье общий язык и со старшим, и с младшим.

Пожалуй, о единственных детях в народе больше всего стереотипов, основной из которых – «из единственных детей вырастают эгоисты»! Так ли это? Австрийский психолог Альфред Адлер писал, что единственные дети живут в лучшем и худшем из миров одновременно. Почему «в лучшем»? Потому что им не нужно делиться родительской любовью ни с кем. Всё – единственному ребенку.

Его никогда «не  свергают с трона» и не отбирают его игрушки. Почему «в худшем»? Потому что, отдавая всю любовь и надежды одному ребенку,  родители и ждут от него многого – всего! Его обычно так же, как и старшего, много «развивают», и единственные дети часто уже в раннем детстве выглядят компетентными и «взрослыми». Есть статистические данные, показывающие, что единственные дети многого в жизни достигают. Считается, что единственных детей от других отличает особое самосознание – эгоцентрическое. Только не путайте с эгоизмом!

Эгоизм – «всё мне за счет других», эгоцентризм: «я – центр вселенной». Это такое искреннее восприятие жизни, при котором человеку кажется, что все крутится вокруг них. Единственные дети, как правило, ожидают если не любви, то симпатии со стороны других людей, и довольно часто получают желаемое. Правда, еще считается, что единственные дети не очень умеют понимать других людей, особенно если они не похожи на них самих. И еще, выросшие единственные дети, в отличие от большинства, любят уединение – им хорошо с самими собой.

Да, кстати, важно, что описанные характеристики будут проявляться ярче, если дети одного пола и между ними не очень большая разница в возрасте – примерно до 5-7 лет. А если разница между детьми больше 10 лет, то считается, что их характеристики будут ближе к описанию единственного ребенка.

Сейчас наверняка кто-нибудь скажет: «А у меня – не так!» Конечно, это возможно! Все мы очень разные, ведь в процессе взросления на нас влияет масса различных обстоятельств: то,  как нас воспитывали, в какие ситуации мы попадали, как складывались наши отношения с родителями, бабушками-дедушками и другими значимыми людьми, опыт дружбы и любви, образовательные учреждения, в конце концов…

Кроме того, уже ставши взрослыми, мы можем (до определенной степени, конечно) сознательно менять что-либо в себе.



Просмотров: 798
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Почему дети делают совсем не то, что им говорят родители ?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Первый класс. Кто боится больше дети или родители?
  • О чем думают наши дети? Что у них в головах творится?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • «Я был очень расстроен..., потому что родители назвали сестренку Аней, а не Ариэль, как я хотел…»
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Дети и их развитие. То важное, что мы часто упускаем
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Родители и их дети. Почему так важно жить СВОЕЙ жизнью.
  • Типы автоматических ответов родителей и что слышат в них дети.
  • Глава 3. Дети и родители, пациенты и врачи. Что общего?
  • Что делать, если старший сын бьет младшего?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Дети и спорт: что должны знать родители. Рекомендации спортивного психолога.
  • Старшие и младшие дети в семье: как способствовать хорошим отношениям?..
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь