|
Прописи, ходунки и диагоналиАвтор статьи: Ирина Смирнова (Кустова)
Статья была написана для родительского журнала, и представлена здесь без редактуры. Просматривая на досуге один родительский форум, я обнаружила, как родители вдохновенно обсуждают достоинства и недостатки ходунков. Тема не оставила меня равнодушной, и я хочу поделиться своими мыслями по поводу этого приспособления. Как ни странно, для того, чтобы написать эту статью, я достала прописи своих детей… Итак, приглашаю вас поразмышлять вместе со мной и разобраться, как связаны между собой ходунки и прописи и при чем тут диагонали. Открываю прописи №1к русской азбуке, страница 6. Рисуем палочки: по диагонали снизу вверх, следующая - по диагонали сверху вниз. Первоклашка с большим или меньшим удовольствием водит ручкой по бумаге в этих направлениях. То есть, он откуда-то знает, что значит сверху вниз и как это «в диагональ». При чем, он знает это на уровне тела, а не на уровне сознания. И, прежде, чем перейти к поистине ювелирной тонкой работе руками, малыш осваивал эти же навыки в более крупной моторике – всем телом. Примерно в семь месяцев малыши начинают ползать. Понаблюдайте за ползунком, он выносит вперед правую ручку и подтягивает противоположную ножку. Малыш занят сложной важной тренировкой – он формирует диагональные связи в теле. То есть, он неосознанно осваивает диагональное направление через свое тело. Позже он спроецирует этот навык на пространство, при письме в том числе. Малыши обучаются ползанию несколько месяцев. Сначала его движения неловкие и неуверенные. Постепенно ползунок, движимый естественным врожденным любопытством к интересной игрушке, оттачивает этот навык. Он больше держит равновесие и развивает хорошую скорость, действия рук и ног более скоординированы и синхронны, в движениях появляется ясный ритм. Такая модель движения задействует оба полушария головного мозга, развивая межполушарные связи. Благодаря этой скоординированной модели движения видят оба глаза, и оба уха слышат одновременно. Отсутствие или сокращение этой важной стадии может привести к проблемам, связанным с обработкой сигналов от органов чувств. В дальнейшем это затруднит процесс освоения навыков чтения и письма. Вернемся к ходункам. Это приспособление, безусловно, дает некоторую свободу перемещения. Но такое форсирование развития движения сокращает период ползания, и соответственно процесс формирования межполушарных связей. И, увы, это не единственное ограничение. Сидя же в ходунках, малыш утрачивает свободу перемещения по вертикали. Он просто висит, опираясь на промежность. Малышу нравится осваивать пространство. Он двигается за ним, следуя неуёмному интересу узнать об этом мире как можно больше. Он не просто ползет к игрушке, ему важно достать ее, дотянуться, попробовать на вкус, «сделать ее своей». Ходунки, казалось бы, дают возможность быстро преодолеть расстояние между ребенком и интересующим предметом. Но дотянуться и взять предмет мешают борта ходунков. Ребенок быстро движется не просто так, а зачем-то. Его внимание сужается до желаемого предмета. Малыш чрезвычайно сосредоточен, когда ползет к чему-то. Понаблюдайте, как серьезно он настроен, глазки буквально держат яркую игрушку, а губы сложены трубочкой. Так он учится сосредотачиваться на одном действии, предмете. Это важный навык для дальнейшего обучения. И, пожалуй, последнее. При самостоятельной ходьбе малыш учится сохранять динамическое равновесие в вертикальном положении, придерживаться намеченного курса, ускоряться и замедляться в случае необходимости. Сначала можно услышать, как он громко и стремительно протопал по комнате, а потом остановился. Со временем малыш научится контролировать свое тело в движении и сознательно останавливаться. Ходунки имеют свою инерцию и затрудняют малышу процесс контроля направления и скорости движения и сознательных остановок. Кроме того, малыш опирается на руки, и навык динамического равновесия формируется недостаточно. Ходунки позволяют быстро перемещаться, и малыш действительно получает удовольствие от такой активности. Но ползунок так устроен, что, если он не спит, то все время двигается и делает это с удовольствием. Базовая радость от движения присуща ему априори, без ходунков. Пожалуй, единственный плюс ходунков – они дают маме небольшую передышку и некоторую свободу, пока малыш носится.
Гармоничное физическое развитие, знание и развитие возможностей своего тела влияют на развитие интеллекта малыша, точнее это фундамент интеллектуального развития и успешной учебы. На другой чаше весов: мамина условная свобода. Я как психолог, который работает с телом и движением против использования ходунков. Для меня важней естественное развитие малыша, чтобы он осваивал свое тело, мир в том темпе, который подходит именно ему. Что касается маминой свободы, то возможно, стоит позаботиться о безопасности пространства: то, что можно брать малышу, доступно, остальное закрыто на ключ, поднято наверх. Пусть малыш передвигается так, как ему хочется, а мама будет спокойна. С любовью к детству Это интересно: В 2004 году канадский министр здравоохранения объявил о немедленном запрете на продажу детских ходунков. В период с 1990 по 2002 года министерству было сообщено о 1935 случаев телесных повреждений детей из-за ходунков. Было установлено, что у маленьких детей нет необходимых навыков, рефлексов и когнитивных способностей для того, чтобы продукт был использован безопасно. В результате запрета приостановили продажу, рекламу и импорт этого товара в страну. Канада до сих пор является единственным государством, в котором запрещены детские ходунки. (источник: http://www.infoniac.ru/news/Samye-protivorechivye-zaprety-so-vsego-mira.html) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|