Чужие! Бежать или принять?

Чужие Бежать или принять

     Почему для одних мир прекрасен, интересен, добрый и открытый? А для других он несет угрозу?  Почему одни люди прекрасно общаются, не зависимо от того стоит перед ними знакомый человек или совершенно чужой,  а другие при виде незнакомца чувствуют угрозу. Одни живут и наслаждаются, другие постоянно ищут врагов?

     В психологии есть такое понятие как ксенофобия. Ксенофобия (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) –  это навязчивый страх перед незнакомыми, чужими людьми. Второе значение слова: нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному. Для людей,  которым присуща ксенофобия,  под понятие «чужие» попадают не только люди других рас,  народов, вероисповеданий, но и люди которые просто иначе мыслят, одеваются, слушают другую музыку, люди других субкультур (панки, хиппи, эмо, фанаты различных футбольных клубов и т.д).

       Не важно, что  является объектом ксенофобии, причина ее возникновения у всех одна и формируется она на первом году жизни.

        У каждого возраста своя задача. Основной задачей от 0 до года является формирование  базового  доверия  к миру – как благоприятный исход, и недоверие как патология психического развития. Если обобщить все что включает в себя ксенофобия, и перевести на язык возрастной психологии, то ксенофобия есть, ни что иное, как базовое недоверие к миру.

       Развитию базового доверия ребенка к миру, способствует мать, либо тот, кто ее заменяет. В зависимости от того как складываются взаимоотношения ребенка с матерью в раннем онтогенезе, и формируется дальнейшее отношения индивидуума к миру, людям и т.д.  Для ребенка очень важно научиться разделять и понимать, что есть хорошо и что плохо. Помочь ему можно только проявляя заботу и интерес к тому, что происходит с ребенком. Для того чтобы помочь ребенку пережить неприятные эмоции мать должна всячески показывать свое понимание в отношении его чувств. Таким образом она формирует в ребенке чувство уверенности, что с проблемой можно справиться, пережить, преодолеть ее.

       Если ребенок не получает должного эмоционального контакта в первый год жизни, то становясь взрослым, он будет недоверчив к другим. Для такого человека всегда будут четкие границы между черным и белым, своими и чужими, добрыми и злыми. Для людей подобного мышления любой индивид, принадлежащий к другой нации, культуре, и т.д. без сомнения будет плох. И все черты характера, которым обладает этот человек будут плохими. Даже если они не несут никакой угрозы, у лиц, склонных к ксенофобии, такие люди будут вызывать неприятие и страх. А у страха глаза велики!

      Рассматривая ксенофобию с точки зрения психоаналитического консультирования вспомним М. Кляйн, которая  утверждает, что ксенофобию можно рассматривать как последствия застревания индивида на стадии параноидной тревоги. Согласно теории М.Кляйн существуют две стадии развития: параноидная и депрессивная.     Параноидная тревога наступает после рождения и характеризуется страхом перед окружающим миром, агрессией и тревогой о собственном благополучии. Собственную агрессию ребенок пока не воспринимает,  поэтому он ее отрицает и приписывает окружающим его людям, в итоге эти люди начинаются восприниматься как источник угрозы для самого ребенка. Далее, когда ребенок учится заботиться о других, он начинает осознавать и свою агрессию в отношении других людей. Это, как правило, происходит на депрессивной стадии.

     При благоприятном исходе человек последовательно одну за другой проходит эти два этапа развития и на выходе приобретает способность понимать и принимать собственную агрессивность, и держать ее под контролем, на ряду с другими отрицательными качествами. Подобные навыки помогают  человеку благополучно сосуществовать и вступать в контакты с другими людьми в социуме. Вести адекватный образ жизни. Принимать себя и других людей, такими, как они есть.     В случае нарушений развития, и застревания  на параноидной стадии у человека формируется параноидная  позиция. Во взрослой жизни человек, застрявший на  данной фазе обладает высокой тревожностью, его страх распространяется на  животных, других людей, страх открытых или зарытых пространств. Такие люди, как правило замкнуты в себе, на своих тревогах, и плохо идут на контакт.

            Но, как нам всем известно, у всего есть плюсы и минусы. Положительной стороной ксенофобии является то, что ее наличие позволяет сохранить не только себя, но и свой род, свою культуру и самобытность.

              Ксенофобия является одним из способов сохранения собственной этнической идентичности у малых народов, но она не должна находиться на высоком уровне, так как в этом случае этнос может совсем погибнуть.

        В настоящее время в психологии любое явление стараются изучать в полимодальном подходе, структурируя и обобщая знания полученные, в различных областях науки. Важно обратить внимание на социокультурный контекст той территории, где наблюдается рост ксенофобских настроений. Невозможно применять какие-либо теории, объясняющие ксенофобию без оценки культурной среды и процессов, происходящих в ней. 



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Слон и Моська, или Почему люди оскорбляют других людей-2
  • Почему у одних людей деньги есть, а у других — их нет?
  • Почему у одних людей есть деньги, а у других — нет?
  • Как некоторые люди энергетически и психологически «подъедают» других людей
  • Почему одни люди стремятся к творчеству и развитию, а других устраивает стабильная работа и зарплата?
  • Ксенофобия и склонность к террористическому поведению. Из опыта психотерапии ксенофобии у подростков.
  • Предпринимательская жилка: почему у одних людей получается вести бизнес, а у других – нет?
  • Как понимать других людей?
  • Как принимать других людей?
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Сепарация - отделение ребенка от других людей и приобретение независимости
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • Почему одни люди покупают Порше, а другие только Доширак?
  • Расщепление, или Почему нам сложно принимать людей такими, какие они есть
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Почему одно и то же событие психологически травмирует одних людей и гораздо меньше затрагивает других?
  • Принимать людей такими, какие они есть?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Почему у кого-то всегда есть деньги, а у других их нет?
  • Как заполучить внимание других людей?
  • Есть такие люди, кому не нужна психология!
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Как научиться слушать других людей?
  • Почему мы закрываемся и убегаем от других людей
  • Почему мы оправдываем поступки других людей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь