|
Чужие! Бежать или принять?Автор статьи: Федоренко Галина Александровна
Почему для одних мир прекрасен, интересен, добрый и открытый? А для других он несет угрозу? Почему одни люди прекрасно общаются, не зависимо от того стоит перед ними знакомый человек или совершенно чужой, а другие при виде незнакомца чувствуют угрозу. Одни живут и наслаждаются, другие постоянно ищут врагов? В психологии есть такое понятие как ксенофобия. Ксенофобия (от греч. хenos – чужой, посторонний, и phobos – страх) – это навязчивый страх перед незнакомыми, чужими людьми. Второе значение слова: нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному. Для людей, которым присуща ксенофобия, под понятие «чужие» попадают не только люди других рас, народов, вероисповеданий, но и люди которые просто иначе мыслят, одеваются, слушают другую музыку, люди других субкультур (панки, хиппи, эмо, фанаты различных футбольных клубов и т.д). Не важно, что является объектом ксенофобии, причина ее возникновения у всех одна и формируется она на первом году жизни. У каждого возраста своя задача. Основной задачей от 0 до года является формирование базового доверия к миру – как благоприятный исход, и недоверие как патология психического развития. Если обобщить все что включает в себя ксенофобия, и перевести на язык возрастной психологии, то ксенофобия есть, ни что иное, как базовое недоверие к миру. Развитию базового доверия ребенка к миру, способствует мать, либо тот, кто ее заменяет. В зависимости от того как складываются взаимоотношения ребенка с матерью в раннем онтогенезе, и формируется дальнейшее отношения индивидуума к миру, людям и т.д. Для ребенка очень важно научиться разделять и понимать, что есть хорошо и что плохо. Помочь ему можно только проявляя заботу и интерес к тому, что происходит с ребенком. Для того чтобы помочь ребенку пережить неприятные эмоции мать должна всячески показывать свое понимание в отношении его чувств. Таким образом она формирует в ребенке чувство уверенности, что с проблемой можно справиться, пережить, преодолеть ее. Если ребенок не получает должного эмоционального контакта в первый год жизни, то становясь взрослым, он будет недоверчив к другим. Для такого человека всегда будут четкие границы между черным и белым, своими и чужими, добрыми и злыми. Для людей подобного мышления любой индивид, принадлежащий к другой нации, культуре, и т.д. без сомнения будет плох. И все черты характера, которым обладает этот человек будут плохими. Даже если они не несут никакой угрозы, у лиц, склонных к ксенофобии, такие люди будут вызывать неприятие и страх. А у страха глаза велики! Рассматривая ксенофобию с точки зрения психоаналитического консультирования вспомним М. Кляйн, которая утверждает, что ксенофобию можно рассматривать как последствия застревания индивида на стадии параноидной тревоги. Согласно теории М.Кляйн существуют две стадии развития: параноидная и депрессивная. Параноидная тревога наступает после рождения и характеризуется страхом перед окружающим миром, агрессией и тревогой о собственном благополучии. Собственную агрессию ребенок пока не воспринимает, поэтому он ее отрицает и приписывает окружающим его людям, в итоге эти люди начинаются восприниматься как источник угрозы для самого ребенка. Далее, когда ребенок учится заботиться о других, он начинает осознавать и свою агрессию в отношении других людей. Это, как правило, происходит на депрессивной стадии. При благоприятном исходе человек последовательно одну за другой проходит эти два этапа развития и на выходе приобретает способность понимать и принимать собственную агрессивность, и держать ее под контролем, на ряду с другими отрицательными качествами. Подобные навыки помогают человеку благополучно сосуществовать и вступать в контакты с другими людьми в социуме. Вести адекватный образ жизни. Принимать себя и других людей, такими, как они есть. В случае нарушений развития, и застревания на параноидной стадии у человека формируется параноидная позиция. Во взрослой жизни человек, застрявший на данной фазе обладает высокой тревожностью, его страх распространяется на животных, других людей, страх открытых или зарытых пространств. Такие люди, как правило замкнуты в себе, на своих тревогах, и плохо идут на контакт. Но, как нам всем известно, у всего есть плюсы и минусы. Положительной стороной ксенофобии является то, что ее наличие позволяет сохранить не только себя, но и свой род, свою культуру и самобытность. Ксенофобия является одним из способов сохранения собственной этнической идентичности у малых народов, но она не должна находиться на высоком уровне, так как в этом случае этнос может совсем погибнуть. В настоящее время в психологии любое явление стараются изучать в полимодальном подходе, структурируя и обобщая знания полученные, в различных областях науки. Важно обратить внимание на социокультурный контекст той территории, где наблюдается рост ксенофобских настроений. Невозможно применять какие-либо теории, объясняющие ксенофобию без оценки культурной среды и процессов, происходящих в ней. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|