Лекция 2: Свобода, успех, лидерство

Внутренняя несвобода

 Если Вы задумаетесь над своим образом жизни, то неизбежно придете к выводу, что Ваш потенциал используется далеко не в полную силу. Скорее всего, у Вас нет определенного мнения о причинах такого положения дел, но оно Вас во всяком случае не удовлетворяет. Вы живете с ощущением, что какие-то тормоза препятствуют Вам доводить дело до конца, настаивать на своем в острой ситуации, противостоять давлению. Вы уступаете, а потом удивляетесь - почему? Вы ругаете себя - зачем? И снова поступаете также. И снова у Вас появляется ощущение, что вашу волю парализуют какие-то тормоза.

 Есть ли эти тормоза на самом деле?

 Да, есть.

 Откуда же они берутся?

 Когда рождается маленький ребенок, его поведение целиком определяется инстинктами. Их проявления ничем не сдерживаемы, их удовлетворение приносит непосредственное удовольствие, а в сознании еще нет необходимости.

 Но ребенок попадает в конкретную социальную среду с ее запретами, формами и стереотипами поведения, нормами. И всякое действие, не соответствующее этим нормам, встречает отрицательные санкции - чаще всего со стороны родителей. Все эти одергивания и требования воспринимаются некритически. Ребенок усваивает их, они становятся частью его психики.

 Система этих запретов обретает некую целостность, самодовлеющее существование. И теперь в бессознательном борются две сущности - изначальный зверек, система животных инстинктов, и надсмотрщик - система запретов, общественных норм и стереотипов.

 Позже, уже на фоне борьбы этих двух сущностей, происходит становление индивидуального самосознания личности. Но это сознание отвечает лишь за 10%-20% поведенческих реакций, все остальное определяется бессознательными мотивами.

Надсмотрщик

 Итак, в психике каждого человека присутствует надсмотрщик, который контролирует его индивидуальные инстинктивные проявления, делает его приемлемым членом общества. Как только зверек пытается совершить нечто, для общества неприемлемое, надсмотрщик тут же предъявляет флажок "НЕЛЬЗЯ!", и зверек замирает в испуге.

 Существование надсмотрщика неизбежно - ведь без некой унификации поведения и обеспечения взаимной безопасности невозможно существование никакого общества. Надсмотрщик обеспечивает социальную приемлемость каждого индивида.

 Процесс формирования надсмотрщика в психике ребенка называется социализацией. Благодаря этому надсмотрщику мы всегда знаем, что можно и что нельзя. Но знаем это только если живем в той же культурной среде, в которой формировались. Иначе наше поведение оказывается странным и неприемлемым для других. Примером может быть поведение кавказцев в России, русских в Америке, марокканцев в Европе и т.п.

 Итак, надсмотрщик делает нас приемлемым членом общества, но при этом он не универсален, неадаптивен, в отличие от сознания. Кроме этого, у него есть еще один недостаток.

 Он гарантированно делает Вас рабом.

 Запрограммированные как хронические неудачники, как рабы обстоятельств, установлений, стереотипов и чужих манипуляций, люди оказываются неспособными к преодолению самых обычных препятствий, к противостоянию чужой воле, к отстаиванию своих интересов. Это не дает возможности раскрыться их творческому потенциалу. Даже самая высокая квалификация в любом деле оказывается "невостребованной" обществом, если ее обладатель не является творцом своей судьбы.

 Общество как система заинтересовано в формировании управляемых исполнителей, рабов, готовых бессознательно приносить свои интересы в жертву интересам общества. На энергии подобных действий и зиждется стабильность общества как такового.

 И здесь ваши личные цели отличаются от целей вашего надсмотрщика, от интересов общества, которые он столь навязчиво представляет. Чем более Вы свободны от навязываемых стереотипов поведения, тем более эффективно Ваше личное поведение с точки зрения ваших личных целей. Сужая сферу компетенции надсмотрщика и расширяя сферу сознательного Я, Вы добиваетесь повышения целесообразности ваших усилий, а значит - и их результативности.

 Есть очень много запретов, которые снижают личностную эффективность в сотни раз. Грубо говоря, средний член общества использует свой потенциал лишь на 1%-2%, все остальное уходит на внутреннюю борьбу. Освободив еще лишь 2%-4%, мы повышаем эффективность вдвое-втрое.

Внутренняя свобода и личностная эффективность

 Итак, ресурс повышения личностной эффективности - внутренняя свобода. И ресурс этот огромен. Первый, кто осознал масштабы этого потенциала и заговорил о его освобождении, был швейцарский поэт и философ Фридрих Ницше. Правда, отсутствие психологического образования (следствие отсутствия по сути в те годы научной психологии) привело его к крайне экстремистским выводам - к требованию полного освобождения личности от социальной зависимости.

 При высокой степени внутренней несвободы свобода внешняя оказывается бесполезной. Более того, ее рамки пугают, давят, делают ощущение внутренней несвободы мучительной. В результате человеком овладевает "бегство от свободы", формирование в психике механизмов адаптации раба к условиям свободы без выхода из рабского состояния. Эти механизмы (агрессия, авторитаризм и автоматический конформизм) блестяще описал Эрик Фромм в своей книге "Escape from freedom".

 Русский писатель Антон Чехов призывал все время "по капле выдавливать из себя раба". Но по капле это не получается. "Все, что наполовину, всегда губит целое", - так говорил Заратустра. "Выдавливать" следует надсмотрщика, и притом порциями поувесистей, нежели капля - или не заниматься этим вообще.

 Ницше первый заговорил об актуализации, хотя и в крайне экстремистской, а оттого непродуктивной форме. Беспощадный анализ социальных запретов и норм, абсолютный эгоизм, исключительно сознательное формирование этих запретов - вот программа Ницше. "Каждый должен сам творить свое добро и свое зло", - так говорил Заратустра.

 Ницше подвергает беспощадному анализу мораль, ее происхождение и функции, отрицает ее как тормоз личностной эффективности.

Однако, такая свобода превращается во внутреннюю несвободу. Убийство надсмотрщика оставляет сознательное Я наедине с инстинктами "зверя". И сознание уступает.

 Такова была личная судьба самого Ницше, которого наступление на бессознательное привело к паранойе. Такова была и судьба белого человечества, которое критика просветителей в XVII-XX веках освободила от христианской морали намного в большей степени, чем это позволяла зрелость сознательного Я. "Меня поймут после мировой войны", - предрекал Ницше.

Манипулятор и актуализатор

 Существует две стратегии повышения личностной эффективности. Первая из них заключается в овладении техниками манипулирования другой личностью. На любительском уровне эта стратегия была сформулирована в начале XX века американцем Дейлом Карнеги. Впоследствии специалистами, в основном по подготовке разведчиков, были сформулированы и разработаны несравненно более эффективные и действенные манипулятивные методики. Многие из этих методик мы изучим в нашем курсе "Успех общения" и других.

 Преимуществом манипулятивных методик является их общедоступность. В последние 20-25 лет эти техники вышли из-под покрова спецдоступов (особенно на Западе) и стали применяться при подготовке менеджеров высшего, а потом - даже и среднего звена, политических лидеров и функционеров, бизнесменов. Затратив достаточно труда на их освоение, Вы можете быть уверены в значительном повышении своей личностной эффективности.

 Но освоение этих техник повышает эффективность лишь до некоторого предела. Этот предел определяет действие базового ограничителя - вашей внутренней несвободы. С какого-то момента Вы наталкиваетесь на внутренние препоны. Ваше бессознательное начинает жестко противодействовать Вам в реализации задуманного. Вы напрягаете волю, чтобы действовать, но у вас пресекается дыхание, начинаются проблемы с давлением и сердечной деятельностью, мозговые спазмы.

 Война со своим бессознательным ради поддержания социальной эффективности ставит Вам пределы роста и заставляет платить своим здоровьем за "не по рангу" достигнутое положение. Вы остаетесь рабом. Пусть высокопоставленным, высокооплачиваемым - но рабом. И Ваш надсмотрщик делает все, чтобы Вы не прыгали выше головы.

 Об этих пределах роста впервые ясно и четко сказал Эверетт Шостром в своей книге "Анти-Карнеги или человек-манипулятор". Анализируя последствия влияния человека, научившего Америку лицемерить, Шостром показал, что владения манипулятивными техниками недостаточно для личностного успеха. Он противопоставил манипулятивной другую стратегию - актуализацию.

 Эта стратегия заключается в освобождении своей психики от запретов, в постепенном выдавливании из себя надсмотрщика. Впрочем, выдавливании лишь до определенного предела, лишь в той мере, в какой он сковывает, а не охраняет ваши творческие потенции.

Свобода и лидерство

 Внутренняя свобода - тот ресурс, который позволяет более эффективно, чем другие, реагировать на ситуацию. Чем меньше тормозов тебя сковывает, тем больше твоя способность контролировать ситуацию, управлять обстоятельствами.

 Чем больше свобода - тем выше эффективность.

 У более свободного человека есть значительно больше шансов, чем у других, исполнять комплементарную функцию лидера. Следовательно, у него есть больше шансов быть лидером.

 Более свободный человек видит больше возможностей для своей самореализации, у него меньше тормозов, чтобы ими воспользоваться.

 Судьба предоставляет нам шансы каждый день. Увидеть их или воспользоваться ими нам все время мешает надсмотрщик: он уверен, что это - не для нас, а для неких "высших людей". Но как раз более свободные и есть эти "высшие". И они пользуются теми шансами для успеха, которые подворачиваются каждый день.

 А значит, у свободного человека есть больше шансов для личного успеха.

 Итак, необходимое условие выдвижения на лидерскую позицию - внутренняя свобода.

Путь к свободе

 Как начинать свой путь к свободе? Прежде всего, следует осознать существование в своей психике тех структур, которые делают тебя рабом - норм, ограничений, моральных сентенций, стереотипов поведения, цензора-надсмотрщика, репрессирующего все позывы бессознательного, исходящие от эгоистичного животного и противоречащие этим нормам и ценностям. Затем следует усвоить, что все эти структуры существуют в интересах общества, а не в твоих личных интересах. А значит, деятельность вовсе не всех этих структур направлена к твоей пользе.

 Конечно, человек заинтересован в существовании общества и в социальном взаимодействии. В силу этого он не заинтересован в разрыве с обществом и в абсолютном (как того желал Ницше) разрыве с его моральными нормами. Не в интересах человека дойти до конца в процессе своего освобождения, то есть пойти на поводу у животно-эгоистичных импульсов бессознательного.

 Последнее обстоятельство придает несомненный резон той аргументации, которую несомненно подкидывает Ваш надсмотрщик Вашему Я и которую бесконечно воспроизводит коллективное "сверх-Я" в виде этических и религиозных учений и суеверий. Действительно, абсолютная свобода означает превращение в зверя и означает разрушение социума или выпадение из него с потерей тех преимуществ для выживания и самореализации, которые этот социум дает.

 Итак, вместо преимущества абсолютная свобода дает деградацию. Неслучайно великий проповедник идеи абсолютной нравственной свободы закончил свои дни в клинике для душевнобольных. Поэтому естественная, казалось бы, после осознания внутреннего своего рабства, идея от этого рабства полностью избавиться, на самом деле совершенно неверна.

 Рассмотрение проблемы в ключе дуального противостояния "надсмотрщик-зверь" оказывается недостаточным для осознания существа проблемы, поскольку оставляет в стороне главного носителя интересов, в пользу которого мы и должны действовать - наше сознательное "Я". А это "Я" вовсе не тождественно зверю, не является субстанцией ни биологической ни социальной, а неким синтезом и снятием обеих этих форм развертывания материи. Короче, "Я" существенно заинтересовано в обществе, однако, не просто в том, чтобы быть членом этого общества, но в том, чтобы иметь максимальные преимуществаперед другими.

 Таким образом, "Я" преобразует естественный биологический эгоизм бессознательного в эгоизм социальный, осознанный и ответственный. Но те же механизмы, которые созданы эволюцией для обуздания животного бессознательного эгоизма, по инерции вступают в борьбу с позывами сознательного "Я" и тормозят его активность. Задача заключается в том, чтобы именно этот эгоизм освободить от пут "сверх-Я", от довлеющего над его свободой надсмотрщика.

 Именно большая внутренняя свобода является главным конкурентным преимуществом в обществе. Именно она создает условия для выдвижения на лидерскую позицию в группе. Именно она создает возможности для социального продвижения. Именно уровень свободы определяет потолок этого продвижения. Именно бОльшая величина твоей внутренней свободы относительно внутренней свободы другого создает в конечном плане твои конкурентные преимущества перед ним.

Свобода и конкурентные преимущества

 Есть анекдот о геологе, который на крайнем севере шел по тундре в обществе проводника-аборигена. Вдруг спутники увидели приближающегося к ним медведя. Абориген немедля начал прилаживать лыжи.

 - Ты думаешь. Что сможешь бежать быстрее медведя? - скептически вопросил геолог.
 - Однако, мне не надо бежать быстрее медведя, - ответствовал абориген. - Мне быстрее тебя бежать надо.

 Достижение абсолютной внутренней свободы недостижимо. Но оно и не нужно. Достаточно быть просто свободнее других.

 Относительно большая внутренняя свобода дает абсолютные конкурентные преимущества.

 Ты можешь опередить соперника в беге на 1/100 секунды - но ты чемпион, а он нет. Минимальные относительные преимущества дают абсолютное первенство.

 Вступив на путь раскрепощения, расширения внутренней свободы, Вы вступаете на путь к успеху и своему лидерству. Каждый шаг на этом пути приносит Вам новые конкурентные преимущества.

 Путь этот бесконечен. Неважно, сколь далеко продвинулись Вы на этом пути. Важно, что Вы свободнее других.

 Быть свободнее других - вот цель и средство. Средство для личного успеха.

Что бы получать больше информации рекомендую Вам подписатся на мою рассылку  "Наука Лидерства"

 



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Опция "быть сволочью" и свобода выбора
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Волшебная таблетка" или "Я хозяин своей судьбы"?
  • Свобода "быть собой"
  • "Я ничего не успеваю", "Кажется я живу не своей жизнью"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь