К чему может привести безусловная любовь?

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 


Гуманистическая психология успешно захватила умы педагогов и других проповедников правильного воспитания.
Безусловное принятие ребёнка провозглашается непререкаемой и модной истиной.
Сомневающиеся идут просто не в ногу с модными веяниями популярной психологии.

Даже представить невозможно, как веками родители губили личности своих детей, ничего не зная про безусловное принятие ребёнка.

В двадцатом веке родительскую общественность спас Карл Роджерс, он первый чётко сформулировал, от чего почти у всех его невротических клиентов всё плохо в личной жизни.
Оказывается, родители клиентов не практиковали безусловное принятие, поэтому дети выросли печальными и невротичными.

Хорошее объяснение подхватили многие американские психологи, толково и «на пальцах» объясняя, как теперь правильно воспитывать детей.
Популяризатором идеи безусловного принятия в России стала Юлия Гиппенрейтер, переписав книгу американского психолога Томаса Гордона,  «Тренинг родительской эффективности (Parent Effectiveness Training)».

Ю. Гиппенрейтер творчески развила идеи Гордона об «активном слушании», «я-сообщениях», «беспроигрышных методах разрешения конфликтов» и т.п., правда и от себя добавила много чего.
Получилось красиво, модно, поучительно.

Если кратко, то безусловное принятие ребёнка - это принимающее отношение при любых обстоятельствах, при любых условиях: «Я тебя люблю любого, каким бы ты ни был!».
Другими словами, просто за то, что ребёнок есть (ел и будет есть).

Приверженцы «чистого» безусловного принятия настаивают, что это не безоценочность, а именно положительная оценка ребёнка, причём вслепую.
Ребёнку нужна радостная забота и любовь, полное принятие, насколько хватит сил.

Есть ещё вариант спокойного принятия ребенка, как частички себя.
Например, ударился ногой, зачем на неё сердиться, ведь это тоже я. Смотрю и принимаю ситуацию, как данность.

Любви к ребёнку без всяких условий противопоставляется любовь условная.
Ею пугают родителей, говорят нельзя так любить, а то дитё невротиком вырастет, и вообще, вы что, своего ребёнка решили неправильно любить!?

Мне кажется в этом главная ошибка ортодоксального гуманизма – настаивание на безусловной любви к ребёнку, как единственно верного пути воспитания.  

Теория во многом лукавая. Провозглашается, что самого ребёнка надо любить, а его поступки можно и нужно порицать. Вроде всё верно, только проверить невозможно: ругая поступок ребёнка, мама  (папа) его (ребёнка) любят или нет?
Всё очень субъективно. Это как у человека, который утверждает, что в душе очень добрый и любит весь мир, а гадости делает, чтобы показать неразумным людям, как они неправы. Но в душе любовь.

С другой стороны, у самого ребёнка до определённого возраста нет понимания, что значит – родители ругают поступок, а не его личностные качества. Это о чём?
Вот стоит мальчик лет пяти, а мама со страшным видом разносит действия малыша, который потерял варежки. Что мальчик видит? Мама его любит? Может быть в душе, но как ребёнку это понять?

С папами вообще всё сложно. Они, часто, хотят видеть в ребёнке достоинства, за которые его будут ценить и уважать в обществе, а если этих достоинств нет, то с любовью сложно.
При этом папа будет заботиться, ночами сидеть с больным ребёнком, защищать его, помогать, зарабатывать деньги, из-за ответственности, если таковую осознаёт.
Но когда папа хочет, чтобы мальчик был сильным, смелым, спортивным, а сын играет на скрипке и не может за себя постоять, то чаще это разочаровывает, чем очаровывает.
Ну, а мама верит, что мальчик станет великим скрипачом или не станет, ну и хорошо, всё равно любит.

Говорят, в истории никогда никакой безусловной любви к детям не было. В деревнях рожали много детей, желательно мальчиков, ибо – работник, а девочка – лишний рот, да ещё и для замужества надо приданое собирать.
Дети ценились не сами по себе, а только сильные и здоровые, чтобы могли работать и в старости кормить родителей.

Ну, а в древности о любви к детям, условной или безусловной, вообще речь не шла. Например, так Сенека описывал отношение к детям:
«Мы разбиваем голову бешеному псу; мы закалываем неистового быка; больную овцу мы пускаем под нож, иначе она заразит остальное стадо; ненормальное потомство мы уничтожаем;
точно так же мы топим детей, которые при рождении оказываются слабыми и ненормальными. Так что это не гнев, а разум, отделяющий больное от здорового».

Если кому интересно про нелюбовь к детям в истории человечества, можете почитать книгу  «Психоистория» Ллойда де Моза.

Так вот человечество, от ужасов нелюбви и условной любви к детям, шатнулось в другую сторону – безусловной любви и принятию.
Плюсов в таком подходе множество, особенно, если адекватные родители умеют и желают воспитывать своих детей, тогда безусловное принятие как инструмент душевного воспитания очень хорош.

Но родители бывают разные. Вот, у этих разных, безусловное принятие ребёнка больше калечит, чем помогает сеять что-то разумное, доброе, вечное.

Например, видел ситуацию в детском саду: дети одеваются домой, родители -  кто помогает, кто разговаривает, вдруг одна девочка лет пяти с разбегу головой бьёт другую сверстницу.
Потерпевшая падает и заливается слезами, ей действительно больно, родители начинают возмущаться, ругать нападавшую девочку, но мама агрессивного ребёнка встаёт на защиту, ибо у мамаши безусловная любовь.
Конечно, она дочку за неправильный поступок отругала, сказала, что нельзя бить головой, и самой пораниться можно, и другим деткам неприятно.
Родителей пострадавшей девочки ещё не было, но, думаю, они бы не разделили безусловную любовь мамы к своему драчливому ребёнку.

Часто, дети, взращенные в безусловном принятии, усваивают одно правило – им можно всё. Конечно, за поступки поругают, но их всё равно любят.
Такие дети надеются, что мир будет добрый, как мама.

Дети становятся зависимыми от ожидания любви и принятия их личности, а это путь к неврозу, ничуть не длиннее, чем через условное принятие.

•    Мир и люди вообще никого не любят просто так. Мир не добрая мама.

Эта новость очень печалит подрастающих детей, они же верят, что их личность должна цениться безусловно, но уже в школе ребёнок будет хорошим не просто так, а за отличные оценки и поведение.
Начнётся реальная жизнь, в которой безусловной любви и принятия практически нет.

А вы, за безусловную любовь? 
К чему может привести безусловная любовь



Просмотров: 520
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Безусловное принятие как основной ресурс ребенка в его взрослой жизни.
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Что со мной происходит? Любовь это или нет? Страхи на пути любви.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Что такое безусловное принятие
  • Как объяснить ребенку, что родители его любят?
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Всё, что ни делается – к лучшему!? Так ли это?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Безусловное принятие и любовь.
  • Что самое важное для ребёнка? Любовь? Не только.
  • Как дети узнают, что родители их любят.
  • Чужих пап не бывает или как рассказать ребёнку, что его воспитывает неродной папа.
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • История о мальчике, который думал, что мама его не любит
  • Смысла нет или Зачем что-либо делать, если мы всё равно умрем?
  • Так как же правильно воспитывать ребёнка?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Так как же правильно воспитывать ребёнка? (продолжение)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь