Психоанализ и кино

Психоанализ и кино

Все мы с детских дет смотрим кино по телевидению или в кинотеатре, это как часть нашей жизни.  Думаю, что не будет большим преувеличением сказать, что кино играет одну из важнейших ролей в культурной жизни всего  человечества, со времен его изобретения в конце Х!Х века. 

Технологии производства кино идут в ногу с научно-техническим прогрессом. Сначала изобрели немое черно-белое  кино, затем в кино появился звук, затем изобрели цвет, а сейчас  используются  новейшие компьютерные технологии, видеографика, спецэффекты. С появлением интернета кино стало еще доступнее.

Киноиндустрия является значительной частью экономики многих стран. Киноискусство это часть современного изобразительного искусства, где задействованы писатели, актеры, режиссеры, художники, композиторы и много других людей искусства.  

Кинематограф развивается и по содержанию. Художественные, документальные и образовательные фильмы. Полнометражные и короткометражные. Как особый вид очень короткого кино - реклама товаров и услуг.  В моей работе под термином КИНО я имею в виду все вышеперечисленные виды кино.

Фрейд так определял культуру: «Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно - для дележа добываемых благ. » [1]. Кино полностью подходит под это определение.

В чем же причина такого глубокого проникновения кино в культуру, как оно влияет на психику отдельного человека и общество, в чем его польза и какова опасность? Это важнейшие темы  для исследования.

С помощью кино можно воздействовать на умы миллионов людей, что придает особую актуальность значимость кино для всей культуры. Современный интерес психоанализа к кино настолько вырос, что с 2003 года в Лондоне проходит ежегодная конференция «Кино и психоанализ», в которой принимают участие и психоаналитики, и кинематографисты.

Целью данной работы является исследование феномена кино методом психоанализа. Какую роль играет кино для психики?

В своей работе «Будущее одной иллюзии» [1] Фрейд говорит о том, что т.к. у людей есть инстинктивные стремления к агрессии и деструкции и не все имеют врожденны тягу к труду, необходимы запреты и ограничения. В этом роль цивилизации - КУЛЬТУРЫ по Фрейду. Культура это познания и навыки, позволяющие людям преодолевать разрушительные силы природы и создавать материальные блага для удовлетворения своих потребностей,  с одной стороны и с другой стороны, правила и запреты, нужные для упорядочения человеческих взаимоотношений, в особенности при распределении материальных благ. 

Так как цивилизация  накладывает на людей определенные ограничения и не все довольны, людям нужна компенсация их ограничений. Искусство компенсирует древнейшие запреты и тем самым примиряет с приносимыми жертвами.

Культурные произведения дают возможность совместного переживания и дают чувство идентификации, удовлетворяют нарцисическую потребность в идеалах. 

Кино является одним их самых доступных видов массового искусства, в этом заключается его важность как культурного явления.

В этой же работе [1] Фрейд называет религию иллюзией и указывает разницу между иллюзией и заблуждением : «Иллюзия отличается от заблуждения тем, что она рождается из человеческого желания, к мотивировке примешивается исполнение желания».  

Кино также можно назвать иллюзией с мотивировкой исполнения желания. 

Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, иногда на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. Сила аудиовизуального образа – в его крайней чувственно- эмоциональной насыщенности. Зритель, захваченный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную и может идентифицировать части своей психики с героями фильмов.

У каждого человека есть влечения, которые он не может осуществить в реальности из-за ограничений. Посмотрев кино, он может поставить себя на место героя и символически прожить запретное желание.  Например запреты действующие для всех людей- на инцест, каннибализм и кровожадность , можно пережить посмотрев фильмы. 

Каннибализм вызывает ужас и отвержение у людей, возможно за исключением первобытных племен, которые вероятно сохранились в настоящее время. Несмотря на это существует множество фильмов на тему каннибализма.

Инцест и убийства до сих пор существуют в обществе и на эту тему также много фильмов.

Фрейд пишет : « Бесконечно многие культурные люди,

которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.» [1] . На темы деструктивных влечений, перечисленных в этой цитате также имеется огромное количество фильмов , чтобы человек мог символически пережить подобные влечения.

Пример: в фильме «Дикие истории», режиссер П. Альмодовар, одна из историй рассказывает о свадьбе. На этой свадьбе все начинается с подозрений невесты относительно верности жениха, что отражает активацию переживания Эдипова комплекса. Затем страсти нарастают и когда жених и невеста удовлетворили свои кровожадные инстинкты, пережили кризис невозможности обладать матерью женихом и отцом невестой, Эдипов конфликт получил свое позитивное разрешение и пара поженилась.

Кино позволяет каждому получить удовольствие от удачного разрешения эдипового конфликта.

Кино можно рассматривать не только как источник знаний об окружающем мире, о месте человека в этом мире и об отношениях между людьми, но и как наглядное изображение внутри психического мира человека , характеров, эмоций, мыслей, поступков и других психических проявлений. Фильм дает повод к глубоким размышлениям на интересующие нас темы, помогает выявлять бессознательные влечения, объясняющие происходящее. Кино дает возможность увидеть новое, перспективы развития событий и способы решения возникающих проблем.

Итак, кино, с одной стороны как и сновидение исполняет желание , когда человек символически переживает влечение, а с другой стороны способствует формированию внутренних запретов, которые интегрируются в Сверх Я. «…усиление сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры» [1].

Экран кино можно рассматривать по аналогии с экраном сновидения, иначе говоря кино можно толковать как сновидение, которое люди смотрят со стороны. В настоящее время развивается направление психотерапии «киновидение».

Фрейд в работе «Толкование сновидений» [2] ввел понятие бессознательного. Содержание бессознательного это вытесненные желания, а сновидение это содержание бессознательного в символическом виде.  Функция сновидения по Фрейду-оберегать сон. Во сне граница между сознанием и бессознательным становится «тоньше», цензура становится слабее и сон в символическом виде исполняет желания бессознательного, тем самым сохраняя сон. Скрытое содержание бессознательного передается символами. Сновидение проходит обработку-смещение, сгущение, вторичную обработку. Из бессознательного приходят только скрытые желания-сексуальные желания, запрещаемые этическими нормами и деструктивные желания- ненависть, желание смерти близким, желания убивать.  

Сновидение как и защитные механизмы отчасти подавляют бессознательные желания, но не слишком сильно. Работа сновидения заключается в освобождении от давления бессознательных желаний. Посредством сновидения бессознательное удовлетворяется и люди чувствуют себя нормально.

Кино действует как сновидение. В кино история играет небольшую роль, главное воздействие оказывают образы, звуки и чувства, вызываемые фильмом. Образы в кино как и в сновидении невозможно удержать, они меняются. Часть образов фильма остаются в сознании неслучайно, именно эти образы выбрало наше бессознательное. Это инстинктивный процесс, который у каждого происходит без сознательного обдумывания.

Звуковые стимулы действуют еще сильнее. Музыка ценна своим течением, где одна нота имеет свое значение только, когда она слышится в непрерывной последовательности с другими нотами и по отношению к ним. И поэтому музыка отлично сочетается с кино, где течение музыки может синхронизироваться с течением фильма, в котором визуальные образы также последовательны. Кроме музыки используются и другие звуки. Часто используется звук сердцебиения, который не осознается зрителем, режиссер может ускорить темп сердцебиения в фильме, что является инстинктивным знаком для наших сердец делать то же самое. Тот же эффект производит звук дыхания. Природные звуки (такие как жужжание пчелы) используются для вызова примитивных эмоций, таких как страх, неестественные звуки вызывают ощущения жути.

Символика в фильмах действует также как и символы сновидения. Пример: В фильме «Белоснежка и   месть гномов» отец перед отъездом в дальние края дарит дочери нож. Нож символизирует проникновение, пенис. Согласно теории психосексуального развития Фрейда, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы, она стремиться получить пенис отца. В фильме как и в сновидении в символическом виде исполняется желание-иметь пенис отца.

Кино обращается  к бессознательному но при этом держит дистанцию.

Таким образом, и кино, и сновидения делают свою психическую работу, используя язык бессознательного.

     Одна из важнейших функций кино это удовлетворение идеального Я.

       «… идеалы формируются после первых успехов, которым способствует взаимодействие внутренних задатков с внешними обстоятельствами, и эти первые успехи фиксируются в идеале, зовущем к их повторению. Удовлетворение, которое идеал дарит участникам культуры, имеет тем самым нарцисическую природу, оно покоится на гордости от уже достигнутых успехов» [1].

     Большинство людей понимают насколько невыполним идеал Я и когда человек идентифицируется с героем фильма, например с Джеймсом Бондом, он может прожить свой идеал-завоевать любую женщину, подчиняет мир своим желаниям, не испытывает страх и т.п.

      Фрейд пишет [1], о том что  в каждой культуре есть свои идеалы и это ведет к размежеванию культур. «В силу таких различий каждая культура присваивает себе право презирать другие. Таким путем культурные идеалы становятся поводом к размежеванию и вражде между различными культурными регионами, что всего отчетливее наблюдается между нациями» [1].  

      Кино способствует не только соединению но и размежеванию культур. 

      Каждая нация может через кино демонстрировать свои идеалы и религиозные представления, которые зритель может принимать на веру, без доказательств, тем самым влиять как на объединений так и на размежевание народов и отдельных слоев общества.

      Совместный просмотр фильма в кинотеатре многими людьми и понимание того, что люди по всему миру также смотрели и смотрят какой либо фильм вызывает  удовлетворяет потребность в причастности к большой группе, дает чувство идентификации, необходимое каждому человеку.  Фрейд так пишет об этом: «…художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро нуждается всякий культурный круг» [1].

    Просмотр фильма в темном кинотеатре, то, что человеку не нужно ничего самому делать способствует удовлетворению желания в Регрессии. 

      Юмор в кино освобождает о драйвов. Через призму юмора облегчается внутреннее напряжение. 

Согласно Фрейду, шутка (остроумие) рождается, когда сознание пытается выразить те мысли, которые общество обычно подавляет или запрещает. Фрейд[2] полагал, что психическая энергия хранится и накапливается, а затем выходит наружу неким «обходным путём», чтобы «избежать взрыва» [3].

Кинематограф является значительной неотъемлемой  частью культуры, затрагивающее все области человеческой жизни от отдельно взятого индивидуума до общества в целом. С психологической точки зрения, кино оказывает влияние на всех уровнях психики: Ид, Эго, Супер Эго.

Список используемой литературы

  1. Фрейд З. Будущее одной иллюзии, 1927 г.
  2. Фрейд З. Толкование сновидений,  1900 г.
  3. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному, 1905 г.


Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сновидения и кино: «Я - Дина» (2002) — от детской травмы к способности любить
  • Люди и боги современного кино
  • Женские образы в кино. Бриджит Джонс.
  • Психологическое кино для психологов и не только
  • Современный Театр и Кино - Арт-Терапия Режиссёра (Психология Искусства)
  • Кино - сон культура
  • Про кино и исполнение желаний.
  • Почему смотреть кино полезно для психики?
  • Вот такое черно-белое кино...
  • Кино как зеркало нашей жизни.
  • Слово. Вечные темы экзистенциальной терапии в кино.
  • Голографическое кино на страже эмоций
  • Черно-белое «кино» - снова о детско-родительских отношениях
  • 14+ Семейный ли фильм? Стоит ли смотреть это кино?
  • Из черно-белого кино — в цветное: об умении радоваться жизни
  • Кино
  • PRO Кино
  • Библиотерапия с помощью кино
  • Целительная сила кино
  • Депрессия в кино: «Это очень забавная история»
  • Кино про инопланетяйнинов. О гармонии в семейной жизни :)
  • Работа с отношениями и кино
  • СИНЕМАЛОГИЯ - посмотреть кино и порешать свои проблемы или развиться?
  • Список фильмов с форума "Психологическое кино"
  • Механизмы прерывания контакта в кино
  • Один пример соотношения фигуры и фона в кино
  • Кино и арт-терапия.
  • Кино как терапия
  • О Чувственном кино
  • О важном из кино



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь