|
Бой на Калиновом мосту или о мужских инициациях.Автор статьи: Светлана Павловна Ханова
А вот и сказки: Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить. Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
- Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.
- Нет, - говорит Иван, - не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят - кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
- Здравствуй, бабушка, - говорят братья.
- Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
- Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
- Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства - хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
- Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.
В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину - все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит - под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну - только мокренько будет!
Вышел тут Иван - крестьянский сын, из-под моста и говорит:
- Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван - крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.
- Стой, Иван - крестьянский сын! - кричит чудо-юдо. - Дай мне роздыху!
- Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван - крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
- Ну, что, не видел ли чего?
- Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.
Иван ему ни словечка на это не сказал.
На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались - выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился... Чудо-юдо коня - по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван - крестьянский сын из-под калинова моста:
- Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.
Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов. А чудо-юдо ударил-по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван - крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы. Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.
Утром приходит средний брат.
- Ну, что, - спрашивает Иван, - не видал ли ты за ночь чего?
- Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.
- Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!
Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.
- Вот, - говорит, - какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.
Застыдились братья.
- Сон, - говорят, - повалил...
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
- Я, - говорит, - на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.
Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился - так на бой не сгодился: я только дуну - его и праху не останется!
Вышел тут из-под калинова моста Иван - крестьянский сын:
- Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
- Это ты, Иван - крестьянский сын! Зачем пришел?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.
- Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.
Отвечает Иван - крестьянский сын чуду-юду:
- Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем - и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану - крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:
- Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван - крестьянский сын?
- Что за отдых! По-нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.
Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.
Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.
Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.
Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.
Тут только братья проснулись, слышат - Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.
Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.
Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать... А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
- Эх вы, сони! - говорит Иван. - Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.
- Куда это ты в такую рань поднялся? - говорят братья. - Отдохнул бы после такого побоища.
- Нет, - отвечает Иван, - не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать - обронил таки.
- Охота тебе! - говорят братья. - Заедем в город - новый купишь.
- Нет, мне тот нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам. Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит - сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.
Старшая говорит:
- Отомщу я Ивану - крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!
- Это ты хорошо придумала! - говорит старая змеиха.
Вторая сказала:
- А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть - тут их и разорвет на мелкие частички!
- И ты хорошо вздумала! - говорит старая змеиха.
- А я, - говорит третья, - напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть - тут-то их и спалит огнем!
Отвечает ей змеиха:
- И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.
Выслушал Иван - крестьянский сын все это и вернулся к братьям.
- Ну что, нашел ты свой платочек? - спрашивают братья.
- Нашел.
- И стоило время на это тратить!
- Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой.
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья - стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:
- Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.
- Неизвестно, какая в том колодце вода, - отвечает Иван. - Может, гнилая да грязная.
Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.
- Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! - говорит Иван.
Поехали они дальше.
Долго ли, коротко ли - увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван - крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала...
- Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!
Сели братья на коней и поехали дальше.
Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят - лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.
- Полежим на этом ковре, отдохнем немного! - говорят братья.
- Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! - отвечает Иван.
Рассердились на него братья:
- Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем - ничего не осталось на месте.
- Вот и с вами то же было бы! - говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
- Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот - все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали - вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли - хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.
Обрадовалась змеиха - думала, что Ивана - крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.
Видит Иван, что беда неминучая, - припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали...
Смотрят - стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.
- Кузнецы, кузнецы, - говорит Иван, - пустите нас в свою кузницу!
Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.
Подлетела змеиха к кузнице и кричит:
-- Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана - крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:
- Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!
Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала - одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь...
Устала змеиха, села отдохнуть.
Тут Иван - крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.
А Иван - крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
И сейчас живут.
Второй вариант сказочного сюжета: «Иван – коровий сын»
Сказка о трех братьях Иване-царевиче, Иване — девкином сыне и Иване — коровьем сыне и о том, как они дрались и расправились с чудо-юдовым семейством, благодаря уму и находчивости Ивана – коровьева сына. Три ночи дрался Иван – коровий сын с тремя чудо-юдами, а по дороге домой разгадал заговор старой змеихи.
В некотором царстве жил царь с царицей, и не было у них детей. Сколько ни горевали, сколько знахарей ни звали — нет и нет у них детей. Раз приходит к ним бабушка-задворенка.
— Пустите, — говорит, — невода в море, выловится рыбка — золотое перо. Сварите ее в семи водах, пусть царица поест, тогда и понесет.
Царь велел сплести невода, спустить в море, выловить рыбку — золотое перо. Рыбаки опустили невода в синее море — в первый раз ничего не попалось; опустили в другой раз — опять ничего не попалось; опустили в третий раз и выловили рыбку — золотое перо. Взяли ее и принесли к царю. Он наградил рыбаков и приказал рыбку отнести в поварню, сварить в семи водах и подать царице. Повара рыбку вычистили, вымыли, сварили, а помои на двор выплеснули. Проходила мимо корова, помои полизала. Девка-чернавка положила рыбку на блюдо — отнести царице — да дорогой оторвала золотое перышко и попробовала. А царица рыбку съела. И все три понесли в один день, в один час: корова, девка-чернавка и царица. И разрешились они в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у девки-чернавки Иван — девкин сын; и корова родила человека, назвали его Иван — коровий сын. Ребята уродились в одно лицо, голос в голос, волос в волос. Растут они не по дням, а по часам; как тесто на опаре поднимается, так и они растут.
Долго ли, коротко ли, стало им годков по десяти. Стали они с ребятами гулять, шутить шутки нехорошие. Какого парня возьмут за руку — рука прочь, возьмут за голову — голова прочь. Стал добрый народ на них жаловаться. Вот Иван — коровий сын и говорит братьям:
— Чем нам у батюшки-царя жить, народ смущать, поедем лучше в чужие края.
Иван-царевич, Иван — девкин сын и Иван — коровий сын пришли к царю и просят, чтобы велел он сковать им три железные палицы и дал бы им благословеньице — ехать в чужие края, искать себе поединщиков. Царь приказал сковать три железные палицы. Кузнецы неделю ковали, сделали три палицы; никто их за один конец приподнять не может, а Иван-царевич, Иван — девкин сын и Иван — коровий сын их между пальцами поворачивают, словно перо гусиное.
Вышли братья на широкий двор.
— Ну, братаны, — говорит Иван-царевич, — давайте силу пробовать, кому быть набольшим. Кто выше палицу забросит, тот и больший брат.
— Ладно, бросай ты первый.
Иван-царевич бросил, улетела палица высоко, едва видать, через час только назад упала. После него бросил Иван — девкин сын, улетела палица еще выше, совсем не видать, через два часа назад упала. А Иван — коровий сын стал бросать палицу, улетела она за облако, назад упала через три часа.
— Ну, Иван — коровий сын, быть тебе большим братом.
Оседлали братья коней, попросили у батюшки благословеньице и поехали в чистое поле — куда глаза глядят. Ехали они по горам, по долам, по зеленым лугам, долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, — подъезжают они к реке Смородине. Через реку стоит калиновый мост, по берегам кости человеческие валяются, по колено будет навалено. Увидали братья избушку, вошли в нее — пустехонька, и вздумали тут остановиться. Коней расседлали, сами поели, попили. Пришло дело к вечеру, Иван — коровий сын говорит братьям:
— Давайте каждую ночь поочередно ходить в дозор, не будет ли кто проезжать по этому мосту.
Бросили жребий; в первую ночь досталось идти в дозор Ивану-царевичу, во вторую ночь Ивану — девкину сыну, в третью Ивану — коровьему сыну. Иван-царевич обулся, оделся и пошел в дозор на реку Смородину, на калиновый мост. Походил, походил, да и заснул. А Ивану — коровьему сыну в избушке не спится, в головах подушечка вертится. Встал он, обулся, оделся, взял палицу и пошел на мост. А там Иван-царевич спит. Взял его Иван коровий сын под плечи и снес под мост, а сам стал караулить. Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Говорит им чудо-юдо:
— Что ты, волчья сыть, спотыкаешься? Ты, воронье перо, трепещешься? А ты, песья шерсть, ощетинилась? Слышите друга аль недруга?
— Слышим недруга.
— Врешь! Нет мне во всем свете ни спорщика, ни наговорщика, есть один только Иван — коровий сын. Так его костей сюда и ворон не занашивал, не только ему самому быть.
Тут Иван — коровий сын выскочил из-под моста:
— Я здесь!
Чудо-юдо его спрашивает:
— Зачем приехал, Иван — коровий сын? Сватать моих сестер али дочерей?
— Ох ты, чудо-юдо змей шестиглавый, в поле съезжаться — родней не считаться. Давай поспорим!
Вот они сошлись, поравнялись, жестоко ударились. Чуду-юду не посчастливилось: Иван — коровий сын с одного размаху снес ему три головы.
— Стой, Иван — коровий сын, дай мне роздыху.
— Нет тебе роздыху, чудо-юдо! По-нашему: бей да руби, себя не береги.
Тут они снова сошлись. Чудо-юдо ударил, вогнал Ивана — коровьего сына по колена в сырую землю, а Иван — коровий сын ударил, снес ему остальные три головы; туловище разрубил и в речку побросал, а шесть голов сложил под калиновый мост. Сам вернулся в избушку и лег спать. Поутру возвращается Иван-царевич.
— Что, брат, не видал ли: кто ходил, кто ездил по калиновому мосту? — спрашивают братья.
— Никто, братцы, не ходил, не ездил. Мимо меня и муха не пролетывала.
На другую ночь пошел в дозор Иван — девкин сын. Походил, походил, забрался в кусты и заснул. А Ивану — коровьему сыну не спится, в головах подушечка вертится. Как пошло время за полночь, он обулся, оделся, взял палицу, вышел и стал под калиновый мост.
На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей девятиглавый. У коня дым из ушей валит, из ноздрей пламя пышет. Вдруг конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился.
— Что ты, волчья сыть, спотыкаешься? Ты, воронье перо, трепещешься? А ты, песья шерсть, ощетинилась? Слышите друга аль недруга?
— Слышим недруга. Не Иван ли здесь — коровий сын?
— Его костей сюда и ворон не занашивал, не только ему самому быть.
Тут Иван — коровий сын выскочил из-под моста:
— Врешь ты! Я здесь.
Чудо-юдо говорит ему.
— Зачем приехал? Сватать моих сестер али дочерей?
— Ох ты, чудо-юдо девятиглавое, в поле съезжаться — родней не считаться. Давай биться!
Вот они сошлись, поравнялись, жестоко ударились, кругом земля простонала. Иван — коровий сын размахнулся палицей — три головы чуду-юду, как кочки, снес: в другой раз размахнулся — еще три головы снес. А чудо-юдо ударил — по пояс вогнал его в сырую землю. Иван — коровий сын захватил земли горсть и бросил ему в очи. Чудо-юдо схватился протирать глазища, Иван — коровий сын сбил ему остальные головы, туловище рассек на части, покидал в реку Смородину, а девять голов сложил под калиновый мост. Сам пошел в избушку и лег спать. Наутро возвращается Иван — девкин сын.
— Что, брат, не видал ли: кто ходил, кто ездил по калиновому мосту?
— Нет, братцы мимо меня и муха не пролетывала и комар не пропискивал.
Иван — коровий сын повел братьев под калиновый мост, показал змеевы головы и давай стыдить:
— Эх вы, богатыри! Где вам воевать — вам дома на печи лежать!
На третью ночь собирается Иван — коровий сын идти на дозор. Воткнул он нож в стену, повесил на него белое полотенце, а под ним на полу миску поставил.
— Я на страшный бой иду. А вы, братья, всю ночь не спите, присматривайте, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит — ладно дело, если полная миска набежит — все ничего, а если через край польется — тогда спешите мне на помощь.
Вот стоит Иван — коровий сын под калиновым мостом; пошло время за полночь. На реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей двенадцатиглавый. У коня его дым из ушей валит, из ноздрей пламя пышет, из-под копыт исколоть по копне летит. Вдруг конь под ним споткнулся, на плече ворон встрепенулся, позади хорт ощетинился.
— Что ты, волчья сыть, спотыкаешься? Ты, воронье перо, трепещешься? А ты, песья шерсть, ощетинилась? Слышите друга аль недруга?
— Слышим недруга: здесь Иван — коровий сын.
— Врешь! Его костей сюда и ворон не занашивал.
— Ах ты, чудо-юдо двенадцатиглавое! — Иван — коровий сын отозвался, из-под моста выскочил. — Ворон моих костей не занашивал, я сам здесь погуливаю.
— Зачем пришел?
— Пришел на тебя, нечистая сила, поглядеть, твоей крепости испробовать.
— Так ты моих братьев убил? И меня думаешь победить? Я дуну только — от тебя и праху не останется.
— Я пришел с тобой не сказки сказывать, давай биться насмерть!
Иван — коровий сын размахнулся палицей, сбил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним огненным пальцем — головы приросли, будто и с плеч не падали. Да в свой черед ударил Ивана — коровьего сына и вбил его по колена в сырую землю. Тут ему плохо пришлось.
— Стой, нечистая сила, дай мне роздыху!
Чудо-юдо дал ему роздыху. Иван — коровий сын снял правую рукавицу и кинул в избушку. Рукавица двери-окна вышибла, а братья его спят, ничего не слышат. Иван — коровий сын размахнулся в другой раз, сильнее прежнего, снес чуду-юду шесть голов. Чудоюдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем — и опять все головы на местах; ударил в свой черед и вбил Ивана — коровьего сына по пояс в сырую землю.
— Стой, нечистая сила, дай мне роздыху!
Иван — коровий сын снял левую рукавицу, кинул — рукавица крышу у избушки снесла, а братья все спят, ничего не слышат. Размахнулся он палицей в третий раз, еще сильнее того, и сбил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем — головы опять приросли; а Ивана — коровьего сына вбил на этот раз по плечи в сырую землю.
— Стой, нечистая сила, дай мне третий раз роздыху!
Снял Иван — коровий сын шапку и кинул в избушку; от того удара избушка развалилась, вся по бревнам раскатилась. Тут братья проснулись, глянули — все полотенце в крови, из миски кровь через край льется. Испугались они, палицы взяли, поспешили на помощь старшему брату. А он тем временем приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. Да вместе с братьями и давай сбивать ему головы...
Бились они день до вечера и одолели чудо-юдо змея двенадцатиглавого, посшибали ему головы все до единой, туловище на части разрубили, побросали в реку Смородину. Утром ранешенько братья оседлали коней и поехали в путь-дорогу. Вдруг Иван — коровий сын говорит:
— Стой, рукавицы забыл! Поезжайте, братья, шажком, я вас скоро догоню.
Он отъехал от них, слез с коня, пустил его в зеленые луга, сам обернулся воробушком и полетел через калиновый мост, через реку Смородину к белокаменным палатам; сел у открытого окошка и слушает. А в палатах белокаменных сидела старая змеиха и три ее снохи, чудо-юдовы жены, и говорили между собой, как бы им злодея Ивана — коровьего сына с братьями погубить.
— Я напущу на них голод, — младшая сноха говорит, — а сама обернусь яблоней с наливными яблоками. Они съедят по яблочку — их на части разорвет.
Средняя сноха говорит:
— Я напущу на них жажду, сама обернусь колодцем, — пусть попробуют из меня выпить.
А старшая сноха:
— Я напущу на них сон, сама перекинусь мягкой постелью. Кто на меня ляжет — огнем сгорит. А старая змеиха, чудо-юдова мать, говорит:
— Я обернусь свиньей, разину пасть от земли до неба, всех троих сожру.
Иван — коровий сын выслушал эти речи, полетел назад в зеленые луга, ударился об землю и стал по-прежнему добрым молодцем. Догнал братьев, и едут они дальше путем-дорогой. Ехали долго ли, коротко ли, стал их мучить голод, а есть нечего. Глядят, у дороги стоит яблоня, на ветвях — наливные яблоки. Иван-царевич и Иван — девкин сын пустились было яблоки рвать, а Иван — коровий сын вперед их заскакал и давай рубить яблоню крест-накрест, из нее только кровь брызжет.
— Видите, братья, какая это яблоня!
Едут они дальше по степям, по лугам, а день все жарче, терпения нет. Стала их мучить жажда. Вдруг видят — колодец, холодный ключ. Младшие братья кинулись к нему, а Иван — коровий сын вперед их соскочил с коня и давай этот колодец рубить, только кровь брызжет.
— Видите, братья, какой это колодец!
Вдруг день затуманился, жара спала, и пить не хочется. Поехали они дальше путем-дорогой. Настигает их темная ночь, стал их одолевать сон — мочи нет. Видят они — избенка, свет в окошке; в избенке стоит тесовая кровать, пуховая постель.
— Иван — коровий сын, давай здесь заночуем.
Он выскочил вперед братьев и давай рубить кровать вдоль и поперек, только кровь брызжет.
— Видели, братья, какая это пуховая постель!
Тут у них и сон прошел. Едут они дальше путем-дорогой и слышат — за ними погоня; летит старая змеиха, разинула рот от земли до неба. Иван — коровий сын видит, что им коротко приходится. Как спастись? И бросил он ей в пасть три пуда соли. Змеиха сожрала, пить захотела и побежала к синему морю. Покуда она пила, братья далеко уехали; змеиха напилась и опять кинулась за ними. Они припустили коней и наезжают в лесу на кузницу. Иван — коровий сын с братьями зашел туда.
— Кузнецы, кузнецы, скуйте двенадцать прутьев железных да накалите клещи докрасна. Прибежит большая свинья и скажет: "Отдайте виноватого". А вы ей говорите: "Пролижи языком двенадцать железных дверей да бери сама".
Вдруг прибегает старая змеиха, обернулась большой свиньей и кричит:
— Кузнецы, кузнецы, отдайте виноватого!
Кузнецы ей ответили, как научил их Иван — коровий сын:
— Пролижи языком двенадцать железных дверей да бери сама.
Змеиха начала лизать железные двери, пролизала все двенадцать дверей, язык просунула. Иван — коровий сын ухватил ее калеными щипцами за язык, а братья начали бить ее железными прутьями, пробили шкуру до костей. Убили змеиху, сожгли и пепел по ветру развеяли. И поехали Иван — коровий сын, Иван — девкин сын и Иван-царевич домой. Стали жить да поживать, гулять да пировать. На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока. Я не пил, не ел, вздумал упираться, стали со мной драться. Я надел колпак, стали в шею толкать.. А вот сюжет сказки европейского автора Отфрид Пройслер «Сказка о Единороге»:
Жили-поживали, забот не знали три брата – Толстый, Тощий и конечно же румяный Ганс. Дошла до них молва, что есть на свете чудо-зверь единорог. «Говорят, у него копыта золотые, во лбу звезда алмазная», - сказал Толстый. «Убьем его и разбогатеем», - сказал Тощий, а младший брат – румяный Ганс всегда следовал за старшими. «куда вы, туда и я с вами». Толстый достал из чулана ружье. Тощий снял со стены копье. А Ганс пошел к ореховому кусту и вырезал себе дорожный посох. И отправились трое братьев в путь-дорогу и обошли они всю землю и вдоль и поперек. Встречались на их пути реки, леса и горы преграждали путь. Вот год прошел и пришли они однажды в одну деревню. Там праздновали освящение храма. Перед трактиром за длинными столами сидели крестьяне, пили пиво да заедали жареным гусем и свиной грудкой. Народ пригласил их на праздник и трактирщик – представил братьям свою дочь: «А это моя дочь. Жениха подыскиваем». Толстый узнал, что дочь трактирщика любит хорошо стряпать и была веселой. Обрадовался и решил, что она ему вполне подходит как жена и решили сыграть свадьбу. Как только свадьба закончилась , то младшие двое братьев попрощались и тронулись в путь-дорогу. Прошло не мало не много , но еще один год и пришли они в пустыню. А там, среди золотых песков нашли золотой слиток, который достался Тощему. Тот купил на это золото в ближайшем городе большой дом и гору богатых нарядов. И стал настоящим богатеем. «Такая жизнь по мне, - сказал он. – А ты, Ганс, если хочешь, ищи-свищи своего единорога.» Ганс молча закинул на плечо ружье старшего брата, взял копье среднего и отправился дальше. И еще год пролетел. Дошел Ганс до самого конца света. Там в соломенной хижине жил старик. Ганс и спросил у него про единорога. «Если пройдешь сквозь огонь горючий, не канешь в воде текучей, не убоишься тьмы кромешной, узришь свет нездешний. Там и гуляет единорог, - сказал старик. – А покуда отпей водицы да съешь яблочко из моего сада. Это подкрепит тебя в пути.» Прошел Ганс сквозь огонь и воду, не испугался тьмы кромешной. Полоснул ему в глаза свет нездешний, и увидел он единорога. Красоты он был неописуемой. Рог из слоновой кости.Копыта золотые. А во лбу горела алмазная звезда.Поднял Ганс ружье, прицелился и готов уже был выстрелить. В этот момент единорог повернул голову и взглянул на Ганса своими большими янтарными глазами. «Какой ты прекрасный!» - выдохнул Ганс. Опустил он ружье, закинул в кусты копье. Смотрел он на чудо-зверя, не мог наглядеться. И время протекало незаметно. Сколько времени утекло с той поры не известно, но вернулся домой уже не румяный Ганс, а седовласый старец. Дети собирались послушать его похожие на сказки истории о долгих странствиях. О том, что были в его жизни и огонь горючий с водой текучей, с тьмой кромешной, и свет нездешний. А когда рассказывал он о единороге, дети видели его как живого и верили, что до сих пор он живет в неведомой стране и пасется на волшебном лугу. А вот сказка «Карлик Нос». В одном большом городе любезного моего отечества, Германии, жил когда-то сапожник Фридрих со своей женой Ханной. Весь день он сидел у окна и клал заплатки на башмаки и туфли. Он и новые башмаки брался шить, если кто заказывал, но тогда ему приходилось сначала покупать кожу. Запасти товар заранее он не мог - денег не было.
Итак, что мы видим одинаковое в разном варианте сказочного пространства? По сюжету – все трое сыновей отправляются в путь на бой, или в путь в поисках чуда-зверя. Если не брать национальные особенности мотивационных ценностей, то общее в сказках всегда мужских – отправление. Решение отправиться в-основном принимают старшие братья. Но самого младшего изначально старшие братья не хотят брать с собой и говорят родителям: «А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.» - это в варианте «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо». В варианте втором тоже братья отправляются на бой, только кто будет старшим решается еще до боя соревнованиями по силе: «Иван-царевич бросил, улетела палица высоко, едва видать, через час только назад упала. После него бросил Иван — девкин сын, улетела палица еще выше, совсем не видать, через два часа назад упала. А Иван — коровий сын стал бросать палицу, улетела она за облако, назад упала через три часа.» На что стоит обратить внимание ? Герои в тих сказках отправляются в путь самостоятельно, то есть это – их решение идти на бой, чего не скажешь в других инициирующих мужских сказках, таких , например, как «Карлик-нос». Отнести продукты старухе заставляет сына мать, тем самым неосознанно подталкивая сына отправиться в путь. Стоит отметить, что в сказке «Карлик-нос», юноша перед отправлением достиг 12-летнего возраста. Таким образом, существует два варианта отправления в путь: решение принято самостоятельно, добровольно и осознанно или социум, родители или другие силы – внешнего характера изгоняют и отправляют насильно, вынуждают «отправиться в путь» . У славян до принятия Христианства было четкое разделение в социуме классовое по «профессиональной» пригодности: воины, жрецы, ремесленники. В определенном моменте жизненных событий психике мужчины становится нужен подвиг, проявляющийся в преодолении чего-либо. Внешне это может быть выражено в стремлении проверить на прочность мир, но на самом деле, это проверка на внутреннюю силу – мужество, терпение, отважность, силу и способность с вызовом смотреть судьбе в глаза. И если вокруг в жизни мужчины много подушек безопасности в виде родительских ценностных установок, предписаний и сценариев, а также в виде предписываемого образа жизни по типу «must have» от общества, то пойти не против – это безопасно с одной стороны для психики. С другой стороны происходит мощное подавление жизненного импульса. Того самого, от которого рождаются мечты о возведении городов и рождаются дети. Неосознанно мужчина, окруженный подушками безопасности, будет продолжать вести себя как ребенок и в зрелом теле. Требовательно, но безответственно. А это восприятие людей по принципу возведения удовлетворения собственных потребностей в первоочередность, воздвижение психического пьедестала перед окружением и миром и возведением своего маленького, хрупкого Я на этот пьедестал. Иногда окружение готово плясать под дудку такого «ребенка». Но у мира свои счеты. И он «обкатывает» всех. И тогда больнее падать тому придется, кто был выше всех. Камень на распутье – как возможность сделать выбор – встречается у каждого мужчины. Главное в это вовремя не пройти мимо и увидеть те письмена, что высек мир для него. Принять этот зов на подвиг и найти смелость отправиться в путь навстречу с подвигом, который научит ответственности за выбор идти и стать самим собой. Идти и встретиться с самостью, чтобы быть самим собой, встретиться с возможностью реализации самораскрытия, самоиндентичности, аутентичности и экзистенции внутреннего потенциала, или остаться в иллюзии восприятия мира с ванильным небом по принципу удовольствия здесь и сейчас. Итак, первый этап – «отправление». Второй этап – «благословение». В русской народной сказке «Чудо-Юдо» в одном варианте благословляет старуха, встретившаяся на пути, своей фразой: «-Ох, молодцы, за дело взялись!» Родительское благословение мы видим лишь в образах того, что взяли с собой братья: «…взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали...». Во втором варианте братья также получают благословение царя: «… пришли к царю и просят, чтобы велел он сковать им три железные палицы и дал бы им благословеньице — ехать в чужие края, искать себе поединщиков…» , «…оседлали братья коней, попросили у батюшки благословеньице …».И оставив родителей, уезжают. Есть также вариант получения благословения в виде подарков от дарителя-мужчины: «…Долго ли, коротко ли ехали - встречается им старый человек. - Здорово, добрые молодцы! - Здравствуй, дедушка! - Куда это вы путь держите? - Едем мы с поганым чудом - юдом биться, сражаться, родную землю защищать! - Доброе это дело! Только для битвы вам нужны не дубинки, а мечи булатные. - А где же их достать, дедушка! - А я вас научу. Поезжайте - ка вы, добрые молодцы, все прямо. Доедете вы до высокой горы. А в той горе - пещера глубокая. Вход в нее большим камнем завален. Отвалите камень, войдите в пещеру и найдете там мечи булатные. Поблагодарили братья прохожего и поехали прямо, как он учил. Видят - стоит гора высокая, с одной стороны большой серый камень привален. Отвалили братья тот камень и вошли в пещеру. А там оружия всякого - и не сочтешь! Выбрали они себе по мечу и поехали дальше. - Спасибо, - говорят, - прохожему человеку. С мечами - то нам куда сподручнее биться будет!» В «Сказке о единороге» также есть даритель: «…Дошел Ганс до самого конца света. Там в соломенной хижине жил старик. Ганс и спросил у него про единорога. «Если пройдешь сквозь огонь горючий, не канешь в воде текучей, не убоишься тьмы кромешной, узришь свет нездешний. Там и гуляет единорог, - сказал старик. – А покуда отпей водицы да съешь яблочко из моего сада. Это подкрепит тебя в пути…» В сказке «Карлик-нос» дарителем выступает старуха – она дарит шкуру, новое обличье для Якоба. Шкура – как новая оболочка, на время прикрывающая и защищающая незрелую личность подростка очень часто в жизни приобретает формы психологических защит. В подростковое время характерно «примеривание» новых ролей, новых шкур. И вот в этой шкуре подросток получает знания – умения. Почему старуха просто не научила подростка, почему он не устроил ее как ученик в своем собственном обличье? Если обратиться к сюжету, то мы видим, что молодой человек отнюдь не обладает духовными качествами и относится к старухе далеко не вежливо и без почтения. Более того, мать вступается за своего ребенка. То есть и родитель показывает свою духовную незрелость, за что расплачивается «потерей» ребенка. На «потере» объекта можно также остановить свое внимание. Потерять объект можно, лишь находясь в отношениях зависимых, лишенных здоровья и признания другого, его желаний, потребностей не только физических, но и духовных. Как вы думаете, что было бы с мальчиком если бы он остался у родителей? Максимум – получение во владение наследства в том числе и психического в виде установок и ценностей. Старуха, несущая на первый взгляд зло, выступает как самый настоящий даритель. Только дары как видно приносят свои плоды позже. Ведь получив ремесло, Якоб сумел сделать довольно быстро карьеру. Ведь получив уродство внешнее, он научился прислушиваться к тихим голосам: «- бьюсь об заклад не всегда вы ходили в гусиных перьях…» и видеть внутреннюю суть того, кто или что находится прямо перед ним. Галина Абрамова в своем произведении «Поток жизни» так рассуждает о хлебе-соли, о благословении . В ее рассуждениях это – «источник»: «…Из какого источника будет черпать мужчина представление о правильной жизни, о своем истинном назначении? Будет ли в этом источнике достойное место уму, благородству, терпению, прощению, смирению, добродетели вообще? Мне эти вопросы кажутся далеко не случайными, так как в нашем быстро меняющемся мире, где все легко обесценивается и осмеивается, трудно найти такой источник. Для этого надо обладать достаточной силой «Я», чтобы уметь услышать в себе голос своей экзистенции, голос своей совести, своих чувств, своего разума, а для этого их надо уже иметь…» Если посмотреть на младшего брата Ивана, то именно он «слышит» голос своей совести, он не может уснуть, когда старшие по очереди уходят на бой: «…А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. ..» ,в другом варианте: «…. А Ивану — коровьему сыну в избушке не спится, в головах подушечка вертится. Встал он, обулся, оделся, взял палицу и пошел на мост…», и после ночной одиночной победы Иван не стремится укорить братьев, ничем не попрекает: «…Иван ему ни словечка на это не сказал...», Так в сказке символически показано, как зерно благословения проросло в голос экзистенции у Ивана. В жизни бывает так, что путь свой к экзистенции, путь инициации проходит мужчина дисфункционально. То есть со сбоями и через симптомы, болезни тела. Когда внутреннее напряжение доходит до такой точки, что у мужчины прорывается или в виде невротических расстройств , или неосознанном стремлении к смерти. Любая нереализованная жизненная сила тогда проявляется в полной своей моще в потоке жизни. Юнгианский психоаналитик Джеймс Холлис в своей книге «Перевал в середине пути» пишет : «…ритуалы инициации предназначены для того, чтобы отделить молодого человека от родителей, передать ему священную историю сообщества, а также укрепить его дух и подготовить к взрослой жизни.» [,42] Таким образом, одной из задач пути инициации является – укрепление духа, слушание своей экзистенции, смелость следования зову внутренней потребности мужчины понять смысл собственного существования, смысл собственного жития и принятие этого смысла через реализацию в практике жизни. В настоящее время мы порой часто сталкиваемся с искусственной инициацией, суррогатной и лишенной ответов на вопросы : кто я на самом деле? Это, например, попытки реализации себя через наращивание мышечной массы и изменение телесного облика, без реализации потребности «быть самим собой». В практике случается, что мужчина иногда пробует реализоваться в новой самоиндентичности –как пример, один мужчина 26лет, работал кузнецом. Но отказался от этой деятельности в пользу большей прибыльности работы моделью и инструктором по возделыванию мышечного, вполне материального фасада, выполняющего роль пьедестала для собственного комплекса неполноценности, непройденности комплекса Нарцисса. И , пожалуй, самое печальное будущее а также самое вероятное для этого мужчины – продолжать «возделывать» фасад и разочаровываться в том, что не все вечно под луной. Ведь рано или поздно наступает момент времени осознания, что жизнь конечна и тело не вечно. Обычно такое осознание у мужчин наступает к сорока годам. Отсюда и повышенная сексуальная активность. Которая вполне часто всего лишь компенсация отсутствия самореализации. Отсутствия истинного бытия в мире. Бытия тем, кем ты сюда пришел в этот мир. И даже знание всех переходных кризисных процессов не отменяет той боли и разочарования в старых постулатах, которые надо пережить. Можно , конечно продолжать пытаться обмануть время. На это работают целые индустрии внешней красоты, но самосознание и самоосознание приходит своими законами. И если ты не идешь вперед, не идешь в кризис, то кризис приходит к тебе. Бернард Ливеуд пишет: « …Я часто мог убедиться в том, что толчок приходит извне, но что на него не реагируешь, если не созрел.Достижение зрелости – это процесс развития, которого не минует никто, даже знающий…Судьба приходит изнутри, даже если об этом тебе говорит внешний мир».
И таким образом происходит подмена понятия потребности в самоиндентичности, самоактуализации в том, что как называется модой: «…наша культура стала настолько разнородной, совершенно утратив свою мифологическую основу, что нам остается лишь передать в наследство другим поколениям основные убеждения двадцатого века: материализм, гедонизм и нарциссизм, разбавленые некоторыми навыками владения компьютером…»[4,42]
Так в рассказе Полины Дашковой «Точка невозврата. Лешенька» показан еще один способ дисфункционального прохождения точки инициации в мужском варианте. «… Я знала, это не может продолжаться бесконечно. Дети совершенно измучены, у меня кружится голова и подгибаются коленки от слабости. Я спросила: «Господи, что мы делаем?» И тут же получила простой, ясный ответ. Мы собираем его в дорогу. Наша любовь и нежность – вот все, что он может взять с собой. Это багаж особого рода. Чем его больше, тем легче путь…». Рассказ о переживаниях женщины, у которой умирает от рака муж за 4месяца. Третий этап-«путь к испытанию». Именно на этом этапе еще можно повернуть назад, можно испугаться и вернуться. Так описывает детский психолог Осорина в своей книге: «Секретный мир детей» про то, как группа детей разного возраста на собирались на кладбище для рассказывания страшной истории……………………!!!!найти текст!!!!!!! Четвертый этап – «окончательный выбор». Это то, когда дверь закрывается, назад пути нет, отступать некуда. Это момент осознания во время полета - прыжка в воду, вхождение в события. Точка невозврата. Пятый этап – «очередность». В первом варианте народной сказки этот вопрос решается по старшинству, во втором кидают жребий.
И в первом и во втором варианте главную роль играет младший - или по статусу или по возрасту. Именно он принимает бой на Калиновом мосту. Почему так происходит ………. Шестой этап – «переход моста и получение знаний»
Калинов мост – символ границы, во многих сказках и былинах используется как место борьбы со Злом и нечистой силой, которые являются внутренними антагонистами – прототипами внутренней темной части. Казалось бы по сюжету – бой окончен и надо ехать домой. Победа есть. Но именно перейдя мост, Иван получает знания о готовящихся впереди испытаниях. Поэтому после боя, инициация не заканчивается, жизнь проверяет готов ли герой переступить Калинов мост один, в одиночестве. Именно поэтому не берет и не зовет уже с собой братьев Иван уже пристыдивший их ранее, вынеся им вердикт как не прошедшим испытаний: «— Эх вы, богатыри! Где вам воевать — вам дома на печи лежать!». Как герой усвоил полученные знания на деле, Хватит ли смелости применить эти знания в жизни, противостоять незнающим братьям, Хватит ли смелости противостоять соблазну, Эти вопросы решаются в этапе испытания прочности духа и внутренней силы Ивана. В сказке соблазн очень велик – задействованы витальные потребности – пить, есть, спать. Змеихи превратившиеся в воду, яблоню и ковер символизируют эти потребности: «…На грани жизни и смерти герой опять делает выбор. Но «“Кто предупрежден, тот вооружен” – гласит пословица и Иван проходит эти испытания , а заодно проводит через них и братьев. Таким образом, в сюжете показана инициация под руководством уже посвященного – она более легкая в психическом плане. В жизни также потребность незрелой личности в инициации пройденная под руководством посвященного более безопасна.
Дисфункциональное прохождение психической инициации в жизни может проходить следующими путями: 1.проявление в поведении конфликтного способа разрешения ситуаций, 2.провоцирование конфликтных ситуаций, 3.психосоматические нарушения в виде острых заболеваний, и в виде явного стремления к травматическому опыту, 4.как явное проявление недоросли : « на печи лежать», леность, отсутствие склонности к систематическому труду. Если соотнести эти проявления в одно, то мы получим вполне девиантную, склонную к ригидному, делинквентному поведению личность с элементами самодеструкции. Как вы думаете, что бы произошло в сказке, если бы Иван отказался биться с Чудом-Юдом? На этот счет есть интересное место диалога Ивана и Чуда-Юда: «Чудо-юдо говорит ему.
— Зачем приехал? Сватать моих сестер али дочерей?
— Ох ты, чудо-юдо девятиглавое, в поле съезжаться — родней не считаться. Давай биться!» Что в данном случае происходит? Ведь Иван вполне может урегулировать конфликт набегов Чуда-Юда путем сватовства, но поступает совершенно по другому и своему уже сформированному внутреннему мироощущению что есть добро, а что есть зло. То есть принять Аниму темной стороны своей внутренней сущности без борьбы не возможно. Если допустить разворачивание сюжета сказки таким образом, что Иван с братьями женятся на дочерях Змея , то это будет означать, что Иван не готов для боя, не готов идти вперед. А значит, Иван по сути еще не созрел, остается ребенком. И ведь в жизни очень часто встречается, когда мужчина лишь хронологически достигает возраста зрелости, но внутри остается мальчиком. А потом полем боя становится семья - как место где особенно проявляются всевозможные дисфункциональные состояния - всевозможные зависимости психики, начиная от легких и заканчивая сложными. То есть потребность в химическом веществе часто всего лишь тяга к подвигу. И даже некоторые этот подвиг совершают - перебарывают зависимость. «Если не произошло движения вперед с неизбежным совершением ошибок и набиванием на лбу шишок, - значит, человеку приходится оставаться в состоянии детства».[4,35] Именно и этими словами проверяется также готовность юноши стать зрелым мужчиной, не свернуть с пути, не изменить самому себе и не пойти более легким путем. И это мироощущение заложено уже родителями и их благословением в хлебе-соли. Ведь соль также помогает пройти испытание и победить змеиху вв предпоследнем акте: «Едут они дальше путем-дорогой и слышат — за ними погоня; летит старая змеиха, разинула рот от земли до неба. Иван — коровий сын видит, что им коротко приходится. Как спастись? И бросил он ей в пасть три пуда соли. Змеиха сожрала, пить захотела и побежала к синему морю. Покуда она пила, братья далеко уехали…» Быть дипломатичным Иван не может именно потому как знает, что таким образом по сути он совершает предательство всего проделанного пути. И решение идти на бой уже было принято именно в этапе пути к испытанию, когда сбежать еще была возможность. Иван прямо говорит Змею : «Давай поспорим!» , «Давай биться!», « Я пришел с тобой не сказки сказывать, давай биться насмерть!», «Давай поспорим!» - то есть провоцирует бой. В одном из диалогов Иван прямо отвечает, зачем он приехал: « - Это ты, Иван - крестьянский сын! Зачем пришел? - На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.» если брать образ Змея Как часть внутренней, скрытой сущности, то получается , Что Иван крепость испытывает не Змея, а собственную. Таким образом происходит внутренняя борьба между темной частью личности, которая скрыта и внешней. Внешняя часть проверяет себя на целостность, на крепость, на устойчивость, на то, насколько она больше и истинна. Именно после боя Иван «теряет» предметы, что можно сказать как о потери некоторых частей личности во время боя, которые уже не нужны для обновленной личности. В обрядах инициации довольно часто это бывает потеря прежнего имени и получение нового. В мужские обряды инициации пускали по обычаям в …посм у Риммы Павловны, Признаками подходящего времени для момента инициации у молодых мальчиков можно считать проявления:
Источники: 1.Фильм «Лесная Царевна» 2.Рассказ Полины Дашковой «Точка невозврата. Лешенька» 3.Галина Абрамова «Поток жизни» 4.Джеймс Холлис «Перевал в середине пути» 5.Русские народные сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» 6.Отфрид Пройслер «Сказка о единороге» 7.Бернард Ливеуд «Ход жизни человека» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|