Межкультурный диалог "Дорога в будущее"

                 

                    Межкультурный диалог «Дорога в будущее»

         Развитие навыков общего и межкультурного этикета

                        у старшеклассников     

(информация о проекте, в рамках которого была разработана эта программа)  

              Подготовить дагестанских старшеклассников – будущих студентов вузов и призывников – к пониманию существующего негативно-настороженного отношения к ним со стороны жителей других регионов страны и сформировать навыки и умение сглаживать возникающее непонимание, не провоцировать, а ассимилировать возможные противоречия и конфликты – это актуальная и очень важная задача, которой на протяжении последнего времени не уделялось должного внимания.

           Толерантность и навыки этикета, умение цивилизованно противостоять возможным манипуляциям, направленным на провоцирование конфликтов, раскрытие миротворческого потенциала способствуют взаимопониманию и диалогу между культурами народов страны.

           Развитие навыков гражданского этикета, понимание межкультурных различий в повседневном общении старшеклассников будут содействовать их цивилизованной адаптации в социуме других регионов страны. Корректное поведение представителей региона поможет формированию положительного имиджа выходцев из нашей республики.

           В связи с распадом СССР и разделением народов на малые этнические группы, стали разрываться братские связи между народами и национальностями, складывавшиеся веками и десятилетиями как дружеские, исторические, культурные, этнические, экономические.

           Разница в темпераменте, обычаях, особенностях поведения представителей разных культур и этносов вместо ресурса к объединению, стала служить поводом к разобщенности, напряженности и возникновению конфликтов. Это не могло не отразиться на отношениях последующих поколений.

           В современное время, зачастую нестабильное и напряженное, особенно важна профилактика конфликтов на межнациональной, межкультурной основе. Самой уязвимой и взрывоопасной, а также легкоуправляемой категорией населения в плане конфликтов является молодежь, которую целенаправленно вовлекают в экстремистские организации, поскольку у молодых людей еще не сформированы устойчивые морально-нравственные ценности.

          Многие выпускники школ города Махачкалы уезжают учиться в вузы других городов России, а также за пределы страны.

          В связи с уже существующим негативным, напряженным отношением к приезжим из нашей республики, усугубляющимся терактами, как в республике, так и за ее пределами, важно помочь будущим абитуриентам, и призывникам адаптироваться в новой среде.

 

                Цель и задачи проекта «Дорога в будущее»:

––   развитие навыков межкультурного диалога и этикета у старшеклассников г. Махачкалы;

––   разработка программы тренинга по развитию навыков межкультурного диалога и этикета;

––   развитие навыков межкультурного диалога и этикета двух групп старшеклассников.

   

          Целевая группа проекта – учащиеся старших классов школ г. Махачкалы.

 

                Задачи тренинга эффективного общения в рамках проекта:

 

––   информировать участников об особенностях общения представителей разных культур, о различных тактиках и стратегиях поведения в сложных, конфликтных ситуациях;

––   создать на занятиях доверительную, безопасную атмосферу;

––   проанализировать причины, способствующие конфликтному поведению

––   познакомить участников в игровой форме с различными моделями поведения;

––   дать возможность участникам тренинга потренировать новые модели поведения;

––   получить обратную связь участников тренинга об эффективности тренинга.

                   В программе тренинговых занятий используются упражнения, направленные на взаимовосприятие и взаимодействие. С их помощью участники могут идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя, для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Специальные ролевые игры и дискуссии применяются в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, примерить новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.  В программу занятий также включена информация об особенностях общения представителей разных культур, о способах поведения в конфликтных ситуациях и др. Разминочные упражнения помогают создавать на каждом занятии атмосферу включенности, доброжелательности. Основные упражнения, ролевые игры, дискуссии предназначены для развития необходимых участникам навыков общения.

 

            В рамках проекта было проведено по шесть тренинговых занятий с каждой из двух групп старшеклассников.

           Все занятия прошли с большой активностью и заинтересованностью участников.

           Наибольший интерес дети проявили к ролевым играм, дискуссиям, разыгрывая различные ситуации общения и примеряя непривычные роли.    

           В конце каждого занятия проводилась рефлексия, участники говорили о том, что было им самым полезным на занятии, что было сложным. В конце занятия старшеклассники получали раздаточный материал с информацией по теме тренинга.

           На основе проводимых упражнений, ролевых игр и дискуссий были проанализированы причины конфликтов, в которые вовлекаются старшеклассники. Выявлены следующие факторы, провоцирующие конфликтность участников тренинга:

- неумение контролировать свои эмоции,

- желание победить в споре,

- неумение признавать свои ошибки,

- неумение защищать себя, не обидев другого.

           Конфликтность среди участников групп – на среднем уровне и ниже среднего. Агрессивность – в форме настороженности, без активного проявления.

                   Основные результаты проведенного тренинга:

 ––   на занятиях участники были проинформированы об особенностях общения представителей разных культур, о различных тактиках и стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, в ситуациях преднамеренного манипулирования;

––   каждый старшеклассник получил раздаточный материал с информацией на эти темы;

––   были выявлены причины конфликтности участников, проанализированы направления работы по их преодолению;

––   состоялось знакомство старшеклассников с различными приемами и стилями поведения в конфликтных ситуациях;

––   реализована возможность отработки непривычных моделей поведения в безопасном тренинговом пространстве, что значительно облегчает применение их в реальных жизненных ситуациях;

––   сами участники тренинга высоко оценили его эффективность.

             По результатам анализа Анкет обратной связи после тренинга

общая оценка тренинга участниками двух групп по пятибалльной шкале – 4,8

оценка участниками практической ценности материала тренинга               – 4,6

                Так старшеклассники описали основной результат тренинга:

 «Я научилась находить общий язык с людьми разного характера, идти на компромисс».

«Я приобрел полезный опыт работы в команде».

«Я научилась гасить конфликты благодаря этому тренингу. Также я научилась находить компромиссы в споре и общий язык с разными людьми».

«Я научилась идти на компромисс, работать с коллективом, уступать другим».

«С помощью тренинга я начала все воспринимать намного проще, улучшила свои навыки понимания других, умения находить компромисс и работать с коллективом».

«Для меня было важным, что улучшилось мое понимание конфликтов, способность выхода их конфликтных ситуаций. Работа с коллективом стала менее затруднительной».

«Улучшились понимание конфликтных ситуаций и способности выходить из них».

«Я научилась лучше общаться с людьми, которых видела впервые, и находить с ними общий язык».

«Узнал для себя много нового и полезного. Немаловажную роль сыграло то, что это было интересно и познавательно. Мы научились находить компромисс в споре».

«Этот тренинг помог мне свободно говорить о своих мыслях. Не бояться критики».

                       Программа тренинга эффективного общения

                            «Межкультурный диалог»

  Структура занятий (стандартная):

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Основная часть (игры и упражнения).

4. Обсуждение (рефлексия).

5. Прощание.

 Продолжительность одного занятия – 2 часа.

                                                                                               

                                         Первое  занятие.

               Информация о проекте (ведущий тренинга рассказывает о самом проекте).

              Информация о том, что такое тренинг (примерный текст прояснения формата предстоящей работы):

 ––   Наши занятия будут проходить в форме тренинга. Тренинг - это форма активного обучения, целью которого является прежде всего передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.

Тренинг дает   возможность получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, возможность "смотреться" в целую галерею "живых зеркал"

Во время занятий  в группе вы можете обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного "психологического полигона", где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, "примерить" новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

На тренинговых занятий вы можете идентифицировать себя с другими, "сыграть" роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту.

                Знакомство «Снежный ком».

               Инструкция:

––   Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно смотреть ему в глаза.

               Принятие правил поведения в группе.

              Инструкция:

––    Чтобы нам было комфортнее общаться, работать, чтобы тренинг был эффективнее, важно принять правила, которых мы будем придерживаться во время занятий.

Примерные правила:

––     Приходить вовремя

––     Слушать — не перебивать

––     Я-высказывания

––     Не оскорблять и не оценивать

––     Конфиденциальность

––     Все высказывания — в круг

––     Право отказаться говорить или выполнять упражнение.

––     Активность.

 

                 «Взаимные презентации».

               Инструкция:

––   Сейчас мы разобьемся на пары. Дается десять минут на то, чтобы вы рассказали друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Желательно говорить о том, что вы цените в самом себе, что умеете делать лучше всего, чем увлекаетесь и т.д.

       Презентации будут проходить следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий будет говорить от лица сидящего, называя себя именем своего партнера в течение одной минуты. После этого любой член группы может задать выступающему любой вопрос, на который тот должен отвечать также от лица сидящего. Он может не знать правильного ответа, надо понять, почувствовать, как ответил бы ваш партнер. Тот, кого презентуют, не может вмешиваться и должен молчать.

       Упражнение завершается обсуждение мыслей и чувств участников.

 

                 Информация о межличностном пространстве.

––   Чтобы общение было продуктивным, необходимо знать о психологической дистанции, межличностном пространстве.

       Расстояние между людьми в процессе общения может быть различным, оно зависит от цели общения, ситуации:

       Интимное расстояние –– до 0,5 м.   Возможно при интимных отношениях, в спорте.

       Межличностное расстояние –– 0,5–1,2 м.          При разговоре друзей с соприкосновением или без соприкосновений друг с другом.

       Социальное расстояние –– 1,2–3,7 м.       При неформальных социальных и деловых отношениях, верхний предел при формальных отношениях.

       Публичное расстояние –– 3,7 м и больше.       

         Физическое расстояние между общающимися людьми определяет психологическую дистанцию между ними. А психологическая дистанция между собеседниками, как известно, сильно влияет на контакт между ними.

          Психологическая дистанция тесно связана с личностным пространством человека. Под личностным пространством понимают не только тело человека, но и пространство вокруг тела. Радиус этого пространства может быть разным. По мнению Алана Пиза, на него влияют географическое расположение и среда обитания. Так, у северных народов радиус личностного пространства больше, чем у южных. У сельских жителей радиус больше, чем у горожан. Но это лишь среднестатистические закономерности. У каждого конкретного человека радиус личностного пространства будет зависеть от семьи. Мы заранее не можем знать, каково личностное пространство нашего собеседника. Может произойти ситуация, когда к человеку А с большим личностным пространством близко подойдет человек Б с маленьким радиусом своего пространства. Тогда человек А сделает бессознательно шаг назад, так как будет испытывать дискомфорт, даже раздражение из-за того, что человек Б вторгся в его личностное пространство. Человек Б снова сделает шаг вперед, поскольку он привык общаться, располагаясь ближе к собеседнику, человек А снова сделает шаг назад. Такой танец можно наблюдать до тех пор, пока контакт не прервется. Человек А уйдет с неприятным впечатлением о человеке Б, как о назойливом, наглом.

         Причина случившегося заключается только в нарушении границы, во вторжении в личностное пространство человека А.

         Чтобы не оказаться на месте человека А или Б, нужно дать возможность собеседнику сесть или стать там, где ему удобно, при этом, возможно, придется испытать неудобства ради сохранения хорошего контакта с собеседником.

         О том, на какой дистанции хочет находиться собеседник, можно понять по тому, как он протягивает руку для рукопожатия. Он может вытянуть ее вперед или согнуть в локте. Дети и старики обычно держаться ближе к собеседнику. Женщины предпочитают более близкое расстояние, нежели мужчины. Уравновешенный человек с чувством собственного достоинства подходит к собеседнику ближе, чем человек беспокойный, нервный.

          На психологическую дистанцию влияет также социальный статус человека — его положение в обществе. Чем выше статус, тем дальше мы от этого человека становимся. При равных статусах люди располагаются на близком расстоянии друг от друга. На психологическую дистанцию оказывает воздействие и фактор доминантности. Доминировать над собеседником можно по-разному: сев в кресло с высокими ножками, начальник окажется выше своего подчиненного. Можно «захватывать территорию» — сесть на один стул, а свои вещи положить на соседний. Некоторые люди пытаются воспользоваться чужими подлокотниками. Можно вытянуть свои ноги так, что собеседнику придется поджать свои. Люди, садящиеся на самый краешек, показывают собеседнику, что как будто не имеют права сесть на весь стул. Очень важным признаком того, как человек оценивает сам себя, является осанка. Прямая спина свидетельствует о наличии у собеседника чувства собственного достоинства. Несколько согнутая спина показывает склонность к подчинению.

         На психологическую дистанцию влияют и объекты, находящиеся между общающимися людьми. Например, столы, сумки, трибуна увеличивают психологическую дистанцию, собеседники невольно переходят на формальное, ролевое общение. Расположение собеседников в пространстве (в комнате), размещение у стола также оказывают влияние на психологическую дистанцию. Расположение под тупым углом друг к другу рассматривается как наиболее оптимальное для доверительной беседы, психологическая дистанция уменьшается. И, наоборот, большой стол, например, Т-образный у начальника, максимально увеличивает психологическую дистанцию. Здесь оказываются задействованными сразу три фактора: большое физическое расстояние; стол как большой объект между ними, увеличивающий психологическую дистанцию; и разница между статусом начальника и подчиненного.

         Собеседник, которому предложили сесть на противоположной стороне прямоугольного стола, может занять оборонительную позицию и будет склонен возражать вам.

         Зная основные факторы, влияющие на психологическую дистанцию между собеседниками, а значит, и на контакт между ними, можно сознательно их регулировать и ими управлять.

                  «Подойди поближе».    

                 Инструкция:

––   Два участника становятся друг против друга на расстоянии 3-4 метра. Один из них закрывает глаза и говорит партнеру: «Иди ко мне». Второй участник начинает медленно приближаться. Когда первый почувствует, что партнер достаточно близко подошел к нему, он говорит «Стоп». Потом они меняются местами.

Упражнение дает возможность почувствовать, насколько близко мы подпускаем к себе посторонних людей.

                  «Уходя, оглянись».

                 Инструкция:

––   Пара участников становится спиной друг к другу в центре комнаты. По команде ведущего они начинают медленно расходиться. Задача – не договариваясь, оглянуться одновременно. Затем меняется один из участников пары или игру продолжает другая пара.

                    «Рукопожатие вслепую».

                   Инструкция:

––   Один из участников стоит, закрыв глаза и слегка протянув руку вперед для рукопожатия. Все остальные по одному подходят и здороваются с ним за руку, стараясь не делать свое рукопожатие каким-то особенным. Участник, принимающий рукопожатия, должен в соответствии со своими ощущениями разделить всех на три группы: родитель – взрослый – ребенок. Открыв глаза, он обнаружит, как воспринимает себя в группе. Если самая большая группа «родителей», то он, возможно ощущает себя в группе «ребенком», если самая большая группа «детей», то наоборот. Третий вариант свидетельствует о позиции равенства в отношении к другим участникам. Из этой диагностической процедуры не следует делать глобальных обобщений относительно привычной позиции в жизни. Полезно обсудить сильные и слабые стороны каждой из трех позиций.

                   Рефлексия.

Участники занятия по кругу высказываются о прошедшем занятии – что было интересно, что сложно, что понравилось - не понравилось, что нового узнали и т.д.

 

                                         Второе занятие

               Приветствие.

               Инструкция:

––    Предлагаю сегодня поприветствовать друг друга так:

первый участник называет свое имя и показывает какой-либо жест, второй – называет имя предыдущего, повторяет его жест, называет свое имя + жест, третий – имена + жесты двух предыдущих и свои и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и повторить жесты всех членов группы, сидящих перед ним.

                 «Рукопожатие или поклон».

                  Инструкция:

––   Сейчас мы еще раз поздороваемся друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Вот несколько вариантов приветствия:

––    объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

––    легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

––    рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

––    легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

––    легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

––    поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

––    простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

––   мягкое рукопожатие обеими руками касание только кончиками пальцев (Малайзия);

––    потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

         Группа образует круг. Один из участников начинает «круг знакомств»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т. д.

                  «Коллективный счет».

                 Инструкция:

––   По сигналу «Начали!» вы закроете глаза и попробуете сделать то, что доступно любому ребенку: сосчитать до десяти. Хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой скажет «два», третий скажет «три» и т.д. Правило такое: слово должен произносить только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счет начинается сначала. Договариваться запрещается. Завершить упражнение лучше на удачной попытке.

                 Информация о психологическом контакте.

 ––   Есть общие рекомендации по установлению контакта с собеседником, которые мы сейчас с вами обсудим.

1. Первое впечатление очень важно, впоследствии его трудно изменить. При этом оно может быть неточным, искаженным.

2. Приветствуя какого-либо, желательно смотреть ему в глаза, улыбаться, пожать руку (мужчинам) (невербальный контакт) и произнести слова приветствия, обращаясь по имени  или имени и отчеству.

3. О многом говорит рукопожатие:

если ваша рука сверху, а собеседника снизу, значит, вы доминируете над ним; если наоборот, он склонен доминировать над людьми; если ваши руки на одном уровне, у вас отношения «на равных». Рукопожатие может быть вялым или, наоборот, сильным, что свидетельствует о наличии или отсутствии энергии, интереса к разговору, может быть и проявлением апатичности или активности в характере собеседников.

4. Если собеседник не смотрит в глаза, уводит взгляд в сторону, то он, возможно, что-то скрывает от вас, говорит неискренне, возможно, обманывает или стесняется.

5. Помните, что человеку очень дорого его имя. Узнать заранее и обратиться к собеседнику по имени лучше, чем использовать безличные формы обращения.

6. Улыбка — это проявление вашего дружеского расположения, готовности сотрудничать, принимать другого человека таким, какой он есть. Это своего рода психологический аванс («Я рад Вам»).

7. Ваша неэгоцентрическая позиция может быть выражена вашим сочувствием к проблемам собеседника или даже в содействии — готовности оказать реальную помощь. Просто проявив внимание и интерес к другому человеку, вы уже сделали шаг ему навстречу.

8. Полезно наблюдать за собеседником: за выражением его лица, интонацией, позой, жестами. Не замыкаться на себе, на своих чувствах и целях вам поможет попытка «влезть в чужую шкуру». В результате есть шанс лучше понять собеседника.

9. Разные люди имеют разное мнение, разные точки зрения на одно и то же событие, явление, объект и т. д. У них есть на это право, так же, как и у вас. Уважайте их право и постарайтесь понять, а не спорить, подвергать сомнению, отрицать, критически оценивать. Для этого спросите себя: «Почему он так думает? Почему он мне это предлагает? Что за этим стоит?»

10. Если вы чувствуете себя «не в своей тарелке», или атмосфера стала напряженной, или собеседник не чувствует себя спокойно, используйте для разрядки шутку, может быть, подходящий анекдот или просто теплые слова. Чувство юмора — незаменимое средство в таких ситуациях. Оно помогает посмотреть на вещи с неожиданной, часто позитивной стороны.

11. Похожее объединяет людей, разное — разъединяет. Можно заранее подумать, что же у вас общего с собеседником, что вас может объединить: образование, возраст, хобби, интересы, семейные обстоятельства. Уместно упомянуть об этом в разговоре, это объединит вас.

12. Что бы ни случилось, каким бы ни оказался ваш собеседник, лучше сохранять самообладание, не поддаваться возможным провокациям с целью вывести вас из равновесия. Ваше спокойствие позволит вам сохранить контроль над ситуацией, избежать опрометчивых поступков и неразумных решений.

13.  В том случае, если собеседника переполняют чувства (радости или гнева), дайте ему возможность «выпустить пар», выговориться. Он успокоится, и вы сможете перейти к актуальным вопросам. В противном случае он будет внутренне переживать и делать вид, что слушает, не вникая в тему разговора.

 

                 Упражнение на установление контакта.

                 Инструкция:

––   Пусть кто-нибудь выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека.

        Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.

         Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.

         При обсуждении результатов упражнения важно обратить внимание на признаки, которые были главными при установлении готовности к вступлению в контакт. Обсудить следует и сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствия) вступить в контакт.

                    Игра «Контакт с группой»

                  Инструкция:

––   Три человека выходят в коридор. Оставшиеся разбиваются на три подгруппы. Назначенные или выбранные трое входят, им нужно поговорить с каждой подгруппой. Их цель — установить контакт, стать участником разговора. Каждый, после того как поговорит с тремя подгруппами, должен ответить на вопрос, в какой группе его лучше всего приняли, и там остаться.

Инструкция подгруппам: разговаривать по ситуации.

        После упражнения идет обсуждение: почему хотелось остаться именно в этой подгруппе? Можно спросить членов подгрупп: «Кого из троих хотели бы оставить у себя? Почему?» Задание проводится стоя или сидя, отдельными группками в разных концах комнаты.

 

                    Ролевые игры на вступление в контакт с незнакомым человеком.

                  Инструкция:

––   Мы будем разыгрывать различные ситуации на вступление в контакт с незнакомым человеком. Вам необходимо вступить в контакт с соседом в самолете, в поезде, познакомиться с девушкой и т.д. (разыгрвается по ролям и обсуждается).

                 Приемы психологического айкидо (противостояние манипуляциям).

                «Техника заигранной пластинки»

                Инструкция:

––   В жизни нередко встречаются ситуации преднамеренного или неосознанного манипулирования.  Мы с вами рассмотрим несколько приемов психологического айкидо, помогающих цивилизованно противостоять манипуляциям, провокациям. В ситуациях, когда вас настойчиво обвиняют или требуют чего-либо, можно использовать прием «Заигранная пластинка» (в прошлом веке были популярны проигрыватели с виниловыми пластинками, которые иногда «заедали», звучащая фраза повторялась вновь и вновь).

        В ответ на нападение вы формулируете емкую фразу, содержащую важное сообщение нападающему или манипулятору. Эта фраза должна быть такой, чтобы ее можно было повторить несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. В сущности, она должна даже несколько опережать разговор. Она должна содержать в себе то, к чему собеседники придут на третьем витке разговора. Они могли бы прийти к этому и на первом витке, если бы нападающий не был так взвинчен.

Пример применения техники:

Менеджер А. Ты совершенно напрасно распорядился взять человека из моего отдела для подготовки этой презентации!

 Менеджер Б. Это больше не повторится.

 Менеджер А. Она мне самому нужна была сегодня, ты понимаешь? Ты поставил меня в трудное положение!

 Менеджер Б. Это больше не повторится.

 Менеджер А. И вообще, почему ты считаешь, что можешь через мою голову распоряжаться моими сотрудниками?

Менеджер Б. Это больше не повторится.

         Из приведенного диалога ясно, насколько в этой технике самообороны важна интонация. Как и в пластинке, которую «заело», фраза должна произноситься каждый раз с одной и той же интонацией. В тоне голоса не должно появляться ни «металла», ни «яда». Техника испорченной пластинки использует также известное правило трех С — скажи три раза. Оно известно также как «правило британского старшины».

          Правило британского старшины

1.  Сначала скажите им, что именно вы собираетесь им сказать.

2.  Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.

3.  Потом скажите им, что именно вы им сказали.

          И тогда вас, может быть, услышат.

 

                 «Техника вежливого отказа».

                 Инструкция:

––   Нам предстоит потренироваться в технике вежливого отказа. Разыгрываются ситуации «настойчивый продавец и покупатель».

       В ответ на предложение о покупке чего-либо потенциальному покупателю необходимо сначала поблагодарить, потом – вежливо отказаться, используя прием испорченной пластинки.

       Группа разбивается на пары, один из которой – представитель компании, торгующей тем или иным товаром, второй – потенциальный покупатель.

       Задачи потенциального покупателя:

––   Не согласиться.

––   Не потерять время.

––   Не нагрубить.

         Затем участники меняются ролями в парах. После упражнения – обсуждение.

                   «Дискуссия со скрытыми ролями»

                  Инструкция:

 

––   Нам  часто в жизни приходится спорить, дискутировать в различных ситуациях. Сейчас у вас будет возможность участвовать в дискуссии в непривычной для вас роли.

        Участникам предлагается объединиться в пары. Один из участников сидит и участвует в дискуссии, второй стоит за ним и держит табличку с надписью. Ни сидящий, ни стоящий участник пары не знают, что написано на табличке, но свободно могут видеть, что написано на чужих табличках. В дискуссии обычно принимают участие 5-6 пар, то есть 10 или 12 участников группы. Остальные становятся наблюдателями.

       Надписи на табличках — это инструкция другим участникам по поводу того, как вести себя по отношению к данному участнику, например:

––   Слушайте меня.

––   Считайтесь со мной как с лидером.

––   Поддерживайте меня.

––   Спорьте со мной.

––   Игнорируйте меня.

––   Делайте как я.

––   Неправильно истолковывайте мои слова.

        Получив надписи, участники дискуссии и их дублеры могут прочитать инструкции, описывающие их реакции на других участников. После этого сидящие начинают обсуждать какую-либо тему, желательно совершенно несущественную, — когда устраивать перерывы в тренинге, где можно было бы всем вместе провести Новый год и т. п. Тема должна быть не настолько значимой и увлекательной, чтобы она могла стать интересней, чем сама игра. Задача участников дискуссии — понять, что написано на их табличках. Задача дублеров аналогична, но они должны сделать это, не участвуя в дискуссии и сохраняя молчание.

        Дискуссия длится обычно не более десяти минут, а затем каждой паре предлагается ответить на вопрос: «Что написано на вашей табличке?»

        Некоторые участники после игры могут испытывать негативные эмоции: ощущение приниженности от слишком снисходительного отношения («Балуйте меня»), обиду («Игнорируйте меня»), растерянность («Неправильно истолковывайте мои слова») и др. Необходимо провести деролизацию: «Я не надпись "Игнорируйте меня", я …» и т. д.

       Это упражнение позволяет осознать свое место в межличностном пространстве и динамику его изменения. Оно помогает активным, сильным людям осознать разрушительные возможности пренебрежения, непонимания, давления, которые они могут проявлять по отношению к другим...

                Рефлексия.

         Участники занятия по кругу высказываются о прошедшем занятии – что было интересно, что сложно, что понравилось - не понравилось, что нового узнали и т.д.

                                            Третье занятие

                  Приветствие.

––   Давайте поздороваемся, называя свои имена и настроение:

первый участник называет свое имя и настроение, второй – называет имя предыдущего, его настроение, называет свое имя + настроение и т.д. по кругу.

                 «Встреча взглядами».

                Инструкция:

––   Все участники встают в круг и опускают головы. По сигналу все поднимают глаза и каждый смотрит на одного из стоящих в кругу, стараясь встретиться с кем-то взглядом. Те пары участников, которые встретились взглядами, могут садиться. Остальные продолжают игру до тех пор, пока все найдут себе пару.

                   «Кто прозрачнее».

                  Инструкция:

––   В основе этого упражнения лежит процедура взаимного оценивания и ранжирования по какому-либо определенному признаку. Есть однозначно оцениваемые черты (умным быть лучше, чем глупым; добрым – похвальнее, чем злым и т.д.) и неоднозначные или безоценочные (доверчивым быть и плохо, и хорошо). Кто-то из вас сейчас будет ранжировать группу по прозрачности: построит группу в ряд, где на одном краю – самый прозрачный, а на противоположном – самый непрозрачный. Что понимает под прозрачностью сам участник объяснять не обязан. Следующий участник может ранжировать группу по одному из следующих признаков: самый пушистый, самый звонкий, самый внезапный, самый горизонтальный и т.д.

         Затем идет обсуждение: легко ли было расставлять группу, как себя чувствовали самые прозрачные и самые непрозрачные и т.д.

                   Психологическое айкидо.

                 «Техника бесконечного уточнения».                           

                  Инструкция:

––   Сегодня мы продолжим изучать приемы самообороны в сложных ситуациях. Техника бесконечного уточнения – одно из упражнений для развития способности к слушанию другого: если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы должны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

        Применение этой техники помогает последовательно удерживаться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыслительную деятельность партнера по общению. Для того, чтобы поставить вопрос, и для того, чтобы ответить на вопрос по существу, нужно подумать, а это значит, что часть энергетического заряда переводится из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, мы выигрываем время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Таким образом, найдя в себе силы для первого уточняющего вопроса, мы затем получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам нас ошеломить. Умение извлечь из ситуации важный уточняющий вопрос должно быть настолько отточенным и отработанным, чтобы в критической эмоционально напряженной ситуации оно вас не подвело.

        Возможные варианты ответов в технике бесконечного уточнения:

—   Что в этом предложении кажется вам самым уязвимым для критики?

—   Что нужно изменить?

—   Какой цвет (стиль одежды, стиль высказывания, оборот речи) был бы более подходящим?

—   Что бы ты посоветовал?

        Другой вариант техники бесконечного уточнения — подробное объяснение партнеру собственной позиции. Условно можно назвать его самоуточнение.

 

        Далее разыгрываются различные ситуации в парах, где кто-то обвиняет, требует, а второй участник применяет технику бесконечного уточнения.

                  «Техника внешнего согласия, или «наведения тумана».

                 Инструкция:

 ––   Еще один прием психологического айкидо называется «внешнее согласие». Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости, например:

А. Не надо быть столь самоуверенной!

Б. Может быть.

       После «наведения тумана» критик замолкает, сраженный. Уверенный человек внешне соглашается, но при этом может и не изменить своей позиции. Каждому человеку важно, чтобы с ним соглашались, по крайней мере признавали за ним право на собственное мнение. Между тем в нашей речи очень часто вместо «да» звучит «нет», например:

А. Тебе нравится техника бесконечного уточнения?

Б. Нет, ценная техника, конечно.

        Другой пример:

А. Кофе будешь пить?

Б. Нет, ну конечно, выпить кофе не помешало бы!

        Третий пример:

А. Ты согласна со мной?

Б. Нет, ну конечно, согласна! Абсолютно!

        Почему же мы начинаем с «нет», когда хотим сказать «да»? Возможно, потому, что в глубине души мы с чем-то все же не соглашаемся. Но если мы выражаем согласие, то лучше не создавать отрицательного психологического поля своим «нет». Техника внешнего согласия важна тем, что она адресована важнейшей человеческой потребности — быть в согласии. Когда партнер соглашается с нами, мы окунаемся в атмосферу тепла, принятия, даже счастья. Это обезоруживает. Человеку, с которым соглашаются, хочется,  чтобы с ним и дальше соглашались.

        Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. Напротив, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.

        Собеседник оценит то, что мы по крайней мере готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты ответов:

—   Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...

—   Я действительно!..

—   Верно! А мне и невдомек!

—   Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.

—   Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.

—   Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.

—   Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.

 

       Затем разыгрываются различные ситуации с критикой с применением техники внешнего согласия.

 

                Информация о стилях и стратегиях поведения в конфликтной ситуации.

––   Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.     

       Как только человек вступает в конфликт или обостряется конфликтная ситуация, он может сознательно и целенаправленно выбрать свой подход к нему, вместо того, чтобы стихийно следовать наработанным штампам поведения.

       Таким образом, осознанное целенаправленное поведение в конфликте сводится к выбору стратегии и тактики. Стратегия – это программа и план действия удовлетворения своей конкретной потребности или своего конкретного интереса в данном конфликте. Тактика – это средства, обеспечивающие данную стратегию, которые в конечном счете определяют стиль поведения человека в конфликте. Каждой из этих стратегий присущи определенные тактические действия, для каждой требуются определенные качества личности.

        Соперничество (конкуренция) – («Акула»)

       Это ориентация на победу, не считаясь ни со своими жертвами, ни с ущербом, нанесенным противоположной стороне. Предпочтение такого поведения в конфликте часто обусловлено стремлением оградить себя от психологической травмы, вызванной чувством поражения. Эта стратегия отражает такую форму борьбы, при которой одна сторона выходит победителем.

       Стратегию «Конкуренция» рекомендуется использовать:

––   в том случае, если вы, обладая неопределенной властью, уверенны в правильности своего решения данной ситуации;

––   исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;

––   решение необходимо принять быстро, и вы имеете для этого достаточно авторитета и возможностей;

––   если вы чувствуете, что вам нечего терять, и у вас нет иного выбора.

––   вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

          Приспособление («Плюшевый медведь»)

         Этот тип реагирования направлен на максимум во взаимоотношениях и минимум в достижении личных целей. Это принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Это установка на доброжелательность, на желание не задеть чувства другого. Применяя эту тактику вы просто отталкиваете от себя проблему, и другая сторона не получает в итоге ничего.

          Эту стратегию рекомендуется применять, когда:

––   вас не особенно волнует происходящее;

––   ваш вклад в данную ситуацию не слишком велик;

––   лучше сохранить в данной ситуации хорошие отношения, чем отстаивать свои интересы;

––   правда не на вашей стороне;

––   у вас мало шансов победить.

        Компромисс («Лиса»)

       Этот стиль означает совместные действия с другим человеком, уступки в своих интересах, чтобы и противник сделал то же самое. Такие люди, как правило, предлагают среднюю позицию, стараясь найти сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

       Стратегию рекомендуется использовать, когда:

––   необходимо найти наиболее быстрое и наиболее экономичное решение;

––   обе стороны хотят одного и того же, но понимают, что одновременно это невыполнимо;

––   вас может устроить временное решение;

––   другие подходы к решению проблемы кажутся неэффективными;

––   компромисс позволяет сохранить значимые для вас взаимоотношения. 

         Избегание («Черепаха»)

        Как один из вариантов разрешения конфликта, при котором предоставляется возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного ответа, избежать бесполезной напряженности; в критической ситуации спрятаться в свой панцирь. Этот стиль может служить эффективным способом разрешения ситуации, а уход или отсрочка могут быть конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию.

        Эта стратегия рекомендуется, когда:  

––   напряженность ситуации слишком велика и ощущается необходимость ослабления накала;

––   исход не очень важен для вас;

––   ситуация слишком сложна для вас;

––   вам необходимо выиграть время;

––   у вас недостаточно власти для решения этой проблемы.

         Сотрудничество («Сова»)

        Человек с таким типом реагирования открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. Улаживая спорную ситуацию, люди с таким типом реагирования пытаются определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы. При этом от противника ожидает ответного сотрудничества. Участники конфликта приходят к разрешению его с полным удовлетворением интересов обеих сторон.

        Этот стиль рекомендуется использовать, когда:

––   обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

––   у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

––   решение проблемы важно для обеих сторон;

––   обе вовлеченные в конфликт стороны обладают одинаковыми возможностями для решения проблемы.

         Каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один не может быть выделен как самый лучший.

       Суть заключается в том, чтобы сознательно сделать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства и склад своего характера.

                     Двенадцать основных правил поведения в конфликте:

 1.    Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е.    «выпустить пар».

2.   Попросите партнера обосновать свои претензии.

3.  Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные приемы, например, попросите совета по отвлеченному, но важному поводу.

4. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к конкретным действиям и поступку.

5. Попросите партнера сформулировать желаемую цель, пути и варианты достижения ее.

6. В любом случае дайте возможность партнеру «сохранить лицо».

Сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.

7. Доброжелательно проговорите основное содержание претензий

партнера для опровержения или подтверждения правильности понимания его высказываний. Например: «Правильно ли я вас понял».

8. Предложите партнеру высказать свои возражения и возможные варианты решения конфликта.

9. Пытайтесь выстраивать диалог «на равных».

10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете себя виноватым.

11. Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.

12. Независимо от результатов взаимодействия старайтесь сохранять деловые отношения сотрудничества и взаимопомощи.

                 Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»               

                Инструкция:

––   Рассаживайтесь парами за столами лицом друг к другу (как в армрестлинге). Ваша задача – за 30 секунд «уложить» руку партнера как можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет больше всего очков (1 касание – 1 очко).

      Большинству пар придется бороться за каждое очко, но некоторые участники не будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут сами помогать в этом партнеру.

       Обсуждение: почему некоторые пары соревновались, а некоторые действовали вместе?

       Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как состязание – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.

        Как люди договариваются, кто будет решать, а кто – подчиняться решениям?

                 Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации».

                Инструкция:

      Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а вы – обсуждать ее по следующим правилам:

––   Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.

––   Не осуждайте чужие идеи.

––   Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.

––   Предлагайте как можно больше идей.

 

       Ситуации для обсуждения:

––   Кто-то дразнит или обзывает тебя.

––   Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.

––   Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с младшим братом.

––   Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в спину ручкой или бросает в тебя ластик.

        После того как участники предложат все возможные варианты решения проблемы, проводится обсуждение, какие из них были бы наиболее эффективными.

                  Рефлексия.

 

                                          Четвертое  занятие.

                  Приветствие.

––   Давайте поздороваемся, называя свои имена и черты характера:

первый участник называет свое имя и черту характера, второй – называет имя предыдущего, названную им черту характера, называет свое имя + черту характера и т.д. по кругу.

                 «Личный герб и девиз».

                Инструкция:

––   Давайте вообразим, что мы принадлежим к знатным древним родам и приглашены на праздничный бал в средневековый королевский замок. На каретах, подъезжающих к замку, красуются гербы и девизы. Средневековым дворянам было легко – кто-то из их предков совершил выдающееся деяние, которое и отражалось в гербе и девизе. А нам придется самим потрудиться над созданием собственных геральдических знаков. На бумаге с помощью карандашей и фломастеров надо изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Контур должен быть разделен на несколько частей. Левая часть – мои главные достижения в жизни. Средняя часть – то, как я себя воспринимаю. Правая часть – моя главная цель в жизни. Нижняя часть – мой главный девиз в жизни.

       На работу дается 20 минут. Гербы не подписывают. Затем ведущий собирает работы и, показывая их по одной, спрашивает: «Как вы думаете, каков человек, нарисовавший этот герб?» После нескольких высказываний автор может пояснить свою работу.

                    Игра «Ты – настоящий творец».

                  Инструкция:

––   Каждый человек изначально является по своей природе творцом — хотя бы потому, что каждому приходится каким-то образом строить свою собственную жизнь. Никто за него этого не сделает — жить-то ему надо самому. Но эту способность творить люди реализуют по-разному: кто-то постоянно следует советам других или полностью копирует свою жизнь с кого-то, кто-то способен к самостоятельным действиям, а кто-то живет по принципу «что хочу — то и ворочу».

        Сегодня нам предстоит попробовать себя в роли творцов и оценить, насколько мы сами обладаем творческими способностями, действуя в неожиданных ситуациях. Посмотрите на других участников и выберите для себя партнеров, с которыми вы пока еще меньше всего взаимодействовали и которые, как вам кажется, чем-то сильно отличаются от вас. Исходя из этих двух критериев найдите тех, с кем будете работать в дальнейшем, и образуйте четверки.       

                «Симфонический оркестр».

––   Сейчас каждая четверка — это маленький симфонический оркестр. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать дирижера, именно он будет руководить вашим оркестром... Дирижер должен будет распределить инструменты среди своих музыкантов и отрепетировать с ними какую-нибудь мелодию. Все участники обязаны подчиняться дирижеру. Можно использовать все подручные средства. Через пять минут — выступление вашего оркестра.

        После выступлений всех симфонических оркестров и аплодисментов слушателей ведущий просит каждую группу ответить на следующие вопросы:

––   Как вы определили дирижера?

––   Сложно ли было сделать выбор?

––   Кто из вас был не согласен с появившимся в вашей группе руководителем?

––   Насколько комфортно вам было в процессе подготовки к выступлению?

––   Считаете ли вы, что ваш дирижер успешно справился с предоставленными ему лидерскими функциями?

––   Как вы оцениваете результат — свое выступление?

       Если в группе находится «оппозиционер», который не удовлетворен лидером, то отрефлексировать чувства и мысли ему помогут примерно такие вопросы:

––   Что ты сейчас чувствуешь?

––   Ты сидишь на расстоянии примерно метра от остальных участников вашего симфонического оркестра. Почему?

––   Что тебе сейчас хочется сделать?

––   Что ты хочешь сказать своему дирижеру?

        Затем ведущий предлагает этому «анти-лидеру» перейти в соседнюю группу (по часовой стрелке). Если «оппозиционеры» проявили себя не в каждой из малых групп, то такой переход ведущий может предложить тем участникам, которые вели себя во время подготовки выступления наиболее пассивно.

                 «Мастерская художника»

––   Теперь, после того как произошли изменения в составе групп, изменится и содержание творческой деятельности. Каждая группа — это мастерская художника. Вам необходимо в течение одной минуты выбрать художника, а все остальные участники станут тем подручным материалом, из которого он будет создавать свое произведение. Одно дополнительное условие — те, кто был дирижером на предыдущем этапе, не имеет права становиться художником.

       Художник получает возможность решить, кто в качестве какого материала будет выступать. Ведь в мастерской могут быть краски, глина, смальта для мозаики... Да все что угодно! Все участники обязаны подчиняться художнику. Через пять минут художники должны представить свои произведения публике.

       После показа картин вдобавок к названным выше ведущий задает такие вопросы, адресованные художникам:

––   Что означает ваше произведение?

––   Какой смысл оно несет?

––   Как вы могли бы назвать продукт своего творчества?

                  «Архитектурное бюро»

––   Теперь каждая из ваших групп — это бюро архитектора. Сооружения, которые проектируются архитектором, могут быть самыми разными — от громадных дворцов и целых городов до маленьких и изящных ротонд в парке. И, как это было на предыдущих этапах, вам нужно будет начать с того, чтобы определить, кто же из вас станет архитектором. Вам необходимо в течение одной минуты его выбрать. Условие прежнее — те, кто уже был лидером (дирижером или художником), — на роль архитектора претендовать не имеют права...

       По завершении выставки архитектурных проектов ведущий задает вопросы, названные выше, а затем помогает участникам выйти на детальное и подробное обсуждение всей игры.      

      Условия проводимых процедур приводят к необходимости испытать себя в роли лидера почти всем участникам — даже тем, кто к этому совсем не стремится. Опыт показывает, что часто, занимая демократическую позицию, они дают возможность проявить творческие ресурсы всем остальным участникам, а вовсе не пытаются диктовать другим свою волю. В результате итоговый продукт бывает более креативным, чем в группах «волюнтаристов».

                                       

                 «Министры и конструкторы».

                 Инструкция:                                    

––   Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга. Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие» велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» – убедить «министров» принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов. После завершения первой части игры стороны меняются ролями.

Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:

––   Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и убеждать или принимать «министерское решение»?

––   В каких случаях отказывать было сложнее?

––   Как звучал самый примитивный отказ?

––   Как выглядел самый блестящий отказ?

––   Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?

                  Рефлексия.

              

                                           Пятое  занятие.

                  Приветствие.

––   Давайте поздороваемся, называя свои имена и транспортное средство:

первый участник называет свое имя и транспорт, второй – называет имя предыдущего, озвученный им транспорт, называет свое имя + транспорт и т.д. по кругу.

                   «Катастрофа в пустыне».

––   Сегодня нам предстоит провести большую дискуссию. Вы сможете отработать навыки поведения в дискуссии, умения быть убедительными, потренировать способности выделять главное, видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т. д.

        С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

         Ваша задача - проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

          Список предметов: (раздается каждому участнику)

1.        Охотничий нож.

2.        Карманный фонарь.

3.        Летная карта окрестностей.

4.        Полиэтиленовый плащ.

5.        Магнитный компас.

6.        Переносная газовая плита с баллоном.

7.        Охотничье ружье с боеприпасами.

8.        Парашют красно-белого цвета.

9.        Пачка соли.

10.       Полтора литра воды на каждого.

11.       Определитель съедобных животных и растений.

12.       Солнечные очки на каждого.

13.       Литр водки на всех.

14.       Легкое полупальто на каждого.

15.       Карманное зеркало.

         После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры - групповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

          Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Разворачивающиеся жаркие споры–баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам необходимость изменения своего поведения.

          По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: "Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему".

Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

––   Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

––   Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

––   Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

––   Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

––   Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?

––   Какие способы поведения оказались наименее результативными?

––   Какие только мешали общей работе?

––   Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

       Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т. д. При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

       Практически всегда возникает вопрос о "правильном" ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

        Итак, ответы:

Вариант "Ждать спасателей" (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

1.        Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2.        Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3.        Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.

4.        Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

5.        Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

6.        Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7.        Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8.        Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9.        Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10.        Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11.        Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.

12.        Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13.        Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14.        Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15.        Пачка соли. Значимости практически не имеет.

         Вариант "Двигаться к людям". Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

1.        Полтора литра воды на каждого.

2.        Пачка соли.

3.        Магнитный компас.

4.        Летная карта окрестностей.

5.        Легкое полупальто на каждого.

6.        Солнечные очки на каждого.

7.        Литр водки на всех.

8.        Карманный фонарь.

9.        Полиэтиленовый плащ.

10.       Охотничий нож.

11.       Охотничье ружье с боеприпасами.

12.       Карманное зеркало.

13.       Определитель съедобных животных и растений.

14.       Парашют красно-белого цвета.

15.       Переносная газовая плита с баллоном.

 

                                            Шестое занятие.

                  Приветствие.

––   Давайте поздороваемся, называя свои имена и любую страну мира:

первый участник называет свое имя и страну, второй – называет имя предыдущего, озвученную им страну, называет свое имя + страна и т.д. по кругу.

                 «Неведомые миры».

––   Перед началом игры вам предстоит разбиться на 2 команды. Пусть в круг выйдут два «добровольца». Каждый из «добровольцев» должен пригласить к себе в команду человека, отличающегося от него по какому-нибудь признаку (например, по цвету волос, росту, нелюбви к отечественной эстраде и т.п.). Затем выбранный член группы таким же образом приглашает в команду следующего человека и т.д. Выбор участников осуществляется представителями обеих команд по очереди.

        Игра состоит из трех этапов.

        Этап 1. «Создание миров»

        Участникам объявляется, что каждая из подгрупп — это неведомая инопланетная цивилизация, которая должна быть создана усилиями всех членов команды. Группы получают от ведущего все необходимое для работы: «план» создания цивилизаций и канцелярские принадлежности (ватман, маркеры, цветные карандаши и др.). В обсуждении ключевых характеристик «цивилизации» должны, по возможности, принимать участие все члены команды.

         Группы занимают места в комнате, максимально удаленные друг от друга. По истечении заранее оговоренного времени работа по созданию «миров» должна быть завершена.

         План создания «цивилизаций».

1. Название мира и его представителей.

2. Портрет представителя этой цивилизации.

3. Их специфические особенности, характер.

4. Их образ жизни: суточный ритм (сон-бодрствование), любимые занятия и т.п.

5. Законы, по которым живут представители этой цивилизации.

6. Некоторые культурные особенности (например, ритуалы приветствия и прощания, кухня, танец).

         Этап 2. «Встреча»

––   Недавно в нашей галактике произошло удивительное событие. На одну из необитаемых планет в поисках полезных ископаемых приземлились сразу два космических корабля. Это обстоятельство вынудило космонавтов отложить обследование планеты до выяснения характера и намерений обитателей другого космического корабля. А вдруг они обладают могущественным оружием? Может быть, это — кровожадные монстры, не признающие никаких законов? Следуя давней космической традиции, представители каждой из цивилизаций послали инопланетянам сигнал, обозначающий, что они — мирные исследователи и не намерены воевать (каждая из команд может придумать свой сигнал) ...

       В таком случае имеет смысл познакомиться и согласовать интересы относительно дальнейших исследований планеты. Какая из цивилизаций готова первой выступить в роли хозяина?

      Далее происходит поочередная презентация «миров». Презентации лучше проводить по определенному плану. Сначала «хозяева» сообщают название своего мира, учат гостей принятому в их цивилизации приветствию, показывают портрет обитателя и рассказывают о нем, знакомят гостей со своим законодательством. В заключение гостей угощают блюдами инопланетной кухни (если они, конечно, смогут их попробовать), обучают «национальному» танцу.

        Этап 3. «Принятие общих законов»

––  Мы познакомились, теперь имеет смысл договориться о "правилах игры ", и по возможности предотвратить разногласия, которые могут возникнуть из-за распределения ресурсов планеты. Предлагаю обеим цивилизациям сесть за стол переговоров, договориться о правилах исследования планеты и согласовать распределение ресурсов. Каждая из команд уже успела провести предварительные исследования, и все ресурсы планеты известны (зачитывается список полезных ископаемых, участники игры получают его на руки). Но возможно, одной из цивилизаций определенный ресурс жизненно необходим, а другая гораздо меньше в нем нуждается. Все эти вопросы необходимо обсудить. На этой планете нет жизни, поэтому вывоз полезных ископаемых может осуществляться в любых размерах.

Полезные ископаемые и природные ресурсы.

1. Вода.

2. Кремень.

3. Гранит.

4. Камни, аккумулирующие солнечный свет.

5. Драгоценный камень, по своим свойствам сходный с алмазом.

6. Маленькие растения, выдерживающие огромные перепады температуры.

7. Холодная лава потухших вулканов, тянущаяся, как резина.

 

       Получив необходимые инструкции, команды удаляются на некоторое время для обсуждения законов, которые, с их точки зрения, необходимо принять (каждой командой формулируется не больше четырех законов). Далее обе команды садятся за «стол переговоров». Перед ними кладется ватман, на котором будут записываться принятые законы. Законы выдвигаются командами по очереди. Каждый из предложенных законов сначала обсуждается (если необходимо, в него вносятся поправки), потом ставится на голосование (например, поднятый вверх палец — «за», опущенный вниз — «против»). Закон принимается, если за него проголосовало большинство участников.

       В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи. Ватман прикрепляется на стену.

       Вопросы для обсуждения:

––   Какие из принимаемых «законов» вызвали наибольшие разногласие и с чем это связано?

––   Что могло бы сделать процесс переговоров более успешным?

––   Что помогало и что мешало командам находить компромиссы и заключать соглашения в процессе игры?

                  Рефлексия с обсуждением всего тренинга в целом, заполнение анкет обратной связи.

 

                                            Литература.

 1. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб.: Речь, 2006 – 400 с.

2. Вачков И. Основы группового тренинга. – М.: Ось-89, 2000 – 224 с.

3. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М.: Совершенство, 1998 – 208 с.

4. Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Академический проект, 2000 – 256 с.

5. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой – СПб.: Речь, 2004. – 256 с.

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 1999. – 384 с.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь,2001. – 256 с.

8. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2002. -  336 с.

9. Фопель К. Психологические группы. – М.: Генезис, 2004. – 256 с.

 Проект был осуществлен Дагестанской Региональной Общественной Организацией психологов и социальных работников "Психея" в 2014 году.



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Каждый может выделить 10 минут, чтобы позаботиться о себе
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Что такое "отбор участников" на психотерапевтическую группу? И зачем он нужен? 
  • Как быть хорошим родителем своему ребенку, если свое детство было не радужным?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Техника для тех, кому "не по себе" после тренинга, расстановки, консультации
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь