|
Сколько стоит алкогольная эйфория?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
Отчего люди пьют? Оттого, что после выпивки все наполняется смыслом, все достигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощности или в знак протеста. Альбер Камю Многие зависимости можно представить как некий товар с привлекательной упаковкой, который безобидно лежит на прилавке, говоря потенциальному покупателю «выбери меня». Отличие от обычного товара заключается в том, что листочек с настоящей ценой, которую придется заплатить, отсутствует. Зато совершенно ясны и наглядно представлены те выгоды, которые сулит данный образец. Например, на прилавке мы видим товар под названием «алкоголь». Чем же он может нас привлечь? В первую очередь – как средство против страха. При приеме алкоголя, страха, действительно, становится ощутимо меньше. Проблемы, которые нас мучили, становятся менее значимыми, причем без каких-либо усилий. Говоря языком гештальт-психологии, все негативное, что было фигурой, становится фоном. Мы ощущаем, как буквально на глазах меняется наше восприятие мира. Начинается легкое головокружение, разливается приятное или не очень тепло по желудку, расслабляются мышцы во всем теле, речь становится громче и менее связной. При определеных дозах алкоголя даже начинает ощущаться эйфория. При таких серьезных физиологических изменениях просто не получается фокусироваться на проблемах, которые мучили нас раньше. Мы автоматически выходим из предшествующего состояния, получая другое, особенности которого были только что описаны. Такое новое состояние трудно назвать ресурсным с психологической точки зрения. Возможно, оно нам кажется таковым из-за того, что оно успешно заняло место неприятного, связанного со страхом и проблемами. Еще одной причиной будет эйфория, которая длится весьма недолго, а также то, что процесс переключения с негатива на кажущийся позитив прошел легко и без усилий. Итак, под упаковкой «алкоголь» мы получаем весьма привлекательное средство переключения любого неприятного состояния. Оно действует быстро и надежно за счет изменения физиологических процессов в организме. Самое главное, что от нас не требуется никаких усилий для того, чтобы им воспользоваться. Но за какую цену? Не будем останавливаться на физиологических моментах, а снова посмотрим на процесс с психологической точки зрения. Ведь, даже несмотря на то, что этиловый спирт для организма является по сути ядом, в небольшом количестве он не наносит ощутимого вреда. Поэтому вред здоровью – цена реальная, но выплачиваемая в небольшом количестве и в течение длительного времени. Для сознания вред, связанный с приемом алкоголя, слабоосязаем и трудновообразим, как, например, прием метилового спирта. В последнем случае цена вполне конкретна и представима, так как можно сразу лишиться зрения. Основная оплата зависимости, которая может сформироваться на базе частого переключения сознания за счет алкоголя, это изменение образа жизни. У нас появятся новые привычки, новые ритуалы и, что самое неожиданное, новые цели, ценности и даже новое восприятие себя на уровне идентичности. При этом процесс будет идти снизу вверх, от поведения через ценности к идентичности, если воспользоваться иерархией нейрологических уровней (создатель Р.Дилтс, в интегральном нейропрограммировании С.В.Ковалева данная модель была расширена). С алкоголем в нашу жизнь будут входить новые ценнности, вытесняя наши обычные повседневные. Первые приемы или переключения сознания с помощью спиртного такого эффекта, конечно, не дадут. Причина в том, что изменения вначале затрагивают относительно безопасный уровень поведения. У нас появится новое поведение – регулярный прием спиртного. Пока это небольшая плата за эйфорию и переключение, и кажется, что в любой момент от приема алкоголя можно отказаться. В принципе, так и есть. Однако когда процесс изменения затрагивает уровень ценностей, то это и есть начало психологической зависимости. Ценности представляют то, что для нас важно и непосредственно связаны с нашими потребностями. В какой-то момент мы понимаем, что прием алкоголя для нас теперь важен или даже сверхважен. Обоснования этому наша логическая часть может предоставить с лихвой. Это и спокойствие, которое мы получаем, и стресс, который таким образом снимается, и общительность с раскованностью, которые в нас появляются. Теперь мы уже не можем, да и не хотим отказываться от спиртного, ведь его прием так «разнообразил и улучшил» нашу жизнь, внеся в нее столько «хорошего». Наконец, окончательное изменение образа жизни происходит с формированием новых убеждений о себе, других и мире. Мы становимся новой личностью, для которой прием алкоголя – это ценность и святая обязанность. Прочие ценности в виде семьи, общения, карьерного роста и развития могут отойти на второй план. Подводя итог сказанному, хочется подчеркнуть, что цена, которую мы платим за прием алкоголя, получая переключение состояния и временную эйфорию, постоянно растет. Вначале – это просто новые поведенческие ритуалы, но впоследствии они подкрепляются новыми ценностями, убеждениями и представлением о собственной идентичности. Момент, когда спиртовое переключение сознания становится важным, весьма тонок. Сначала мы не хотим от него отказываться, потому что это приносит нам эйфорию и по большей части позитивные эмоции. Однако впоследствии мы действительно не можем этого сделать, потому что в процесс вовлечены уже высокие уровни психики, такие, как ценности, убеждения и идентичность. В заключение - притча. Жил-был один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. И предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство. — Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями. Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил. Таким образом, тот монах-пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил через пьянство.
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
☼☼☼ Читать больше статей... ☼☼☼ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|