|
Назад в будущееАвтор статьи: Остапенко Татьяна Александровна
Чем старше становиться человек, тем меньше он задумывается об игре (если только это не покер, бильярд или «взрослые игры» поздней ночью). Если спросить взрослого человека играет ли он, это скорее вызовет недоумение. В последнее время слово «игра» в словаре взрослого приобрело скорее негативный оттенок, относящийся к таким зависимостям как – карты, игровые автоматы, казино, игры по сети. А если спросить ребенка? Первое, что приходит на ум, игры в компьютере, игровые приставки, PSP. Редко кто говорит об играх в дочки-матери или войнушки. Настоящая детская игра подменяется суррогатом и , как мне кажется, очень низкого качества. Дети перестали играть. Они просто не умеют этого делать. И научить их некому. Родители «крайне» заняты. Папа, как правило, зарабатывает деньги и ему не до игр. А у мамы – косметолог, парихмахер, подружки, а у кого-то кухня и потребность просто выжить в сложившейся ситуации. Тут уж не до игры. Взрослые просто забыли, что когда-то тоже были детьми. Забыли, что умели играть. А система дошкольного образования находится в «коматозном состоянии» и чаще способна только приглядывать за физической целостностью детей. Какие уж тут игры! А дети растут. И уже целое поколение потеряло этот удивительный дар детства – умение играть. Когда я задаю своим студентам (вчерашним детям) проанализировать труд Д.Б. Эльконина «Игра», почти все говорят, что он уже не актуален, так уже давно не играют. Хочется кричать! Что же мы делаем, лишая наших детей такой удивительно важной вещи, как игра?! Как же теперь они будут познавать мир? Учиться строить отношения? О каком физическом развитии может идти речь без классиков и пятнашек, вышибал и казаков разбойников? А как прожить без самотерапии в игре? В нашем центре есть курс занятий, который дети посещают вместе с родителями. Конечно, курс направлен на обучение. Но моя основная задача, как педагога, научить родителей играть с детьми, строить совместную деятельность. Какое сопротивление встречаю я в начале ! Но проходит пара месяцев и видно как меняется взгляд мамы. С какой нежностью и пониманием она смотрит на ребенка. Да и малыш спешит на занятие. Ведь этот час только его и мамы. А это по нашим временам большая редкость. Мамы по другому начинают смотреть на ту ерунду, которой занимаются дети. Такая мама уже не скажет: «Иди есть немедленно»!, скорее – «Доигрывай, через пять минут ужин». Мамы вспоминают себя в детстве, свои игры, любимые игрушки. И теперь это уже не взрослые тетки, болтающие на скамейке, а девчонки весело щебечущие, окруженные стайкой свих детей. Это так важно, когда мама еще помнит как весело бегать среди кустов, прыгать по лужам, кидать мяч и кататься с горки. А игра в больницу – это же классика жанра! Но и она попала под запрет у самых продвинутых родителей. А вдруг кто-то что-то увидит?! То чего видеть не должен! Появятся вопросы, а еще хуже желание узнать, а у всех ли так! И сидит девчушка на детской площадке в идеальном белом платьице, в лакированных туфельках на белые носочки, с огромным белым бантом на гладко причесанной голове. Просто кукла! Очень красиво! Но как неудобно! Она сложила ручки на груди, что бы не помять юбку и старается не делать резких движений, чтобы не упал бант. Ну, просто загляденье! Только глазки еще живо бегают по площадке, следя за детьми. Да вспыхивают маленькие искры восторга, когда кто-то залезет в грязь или обсыплет кого-то песком. Природа берет свое и душа ее бегает там, вместе с ними. Но ей так нельзя! Она же хорошая девочка, а хорошие девочки так себя не ведут! Прейдет мама, и исполненная гордости, поведет свою «красоту» домой. Какая красивая девочка! – будут говорить ей в след. А она еще несколько раз обернется, ей так хочется туда, но нельзя она же хорошая. А дети все так же будут бегать по площадке, и даже не заметят, что «куклы» уже нет. Так мир начинает делиться на хороших и плохих. Хорошие девочки, мальчики, люди – так себя не ведут! Значит они плохие ?! Конечно, она станет отличницей (она же хорошая, а хорошие не могут плохо учиться). И этот детский огонек, который еще вспыхивает в ее глазах, скорее всего погаснет. Она станет безупречно красивой «снежной королевой» и , может быть, даже найдет своего короля. Только тоска по той маленькой «кукле» будет мелькать в ее глазах. Но теперь по другому нельзя. Она просто не может ударить в грязь лицом. И теперь уже она уводит с площадки красивую «куклу». Это если хватит сил. А если нет? И она упадет с высоты своего величия? Его привела мама. Ему было 9 лет. Он был чемпионом города по карате. Вчера его побили две девчонки. Я только организовала кабинет для игровой терапии и мне было увидеть его в работе. Мама не совсем поняла связь игрушек с их проблемой, но согласилась попробовать поработать в этом направлении. У него был ступор в течении нескольких встреч. Пытаясь переложить на меня ответственность, за выбор игры и получая ее обратно, он просто бродил по кабинету и перебирал игрушки. Потом он нашел пистолет. Почти час он просто стрелял, прячась между шкафами и домиком. Спасал мир от террористов. И, получив свой внутренний допуск, он выбрал этого террориста. Им стала большая кукла -неваляшка. Кукла была надувная, бить ее было не больно, и она всегда возвращалась в первоначальное положение. С тех пор, приходя на терапию после школы, он аккуратно вешал свой пиджак. Снимал галстук и ремень и бил эту куклу так, что иногда я переживала за ее сохранность. За 10 минут до конца он умывался, напоминал мне о договоре неразглашения, одевался и уходил. Так продолжалось почти три месяца. Однажды он пришел и не раздеваясь стал рисовать. Рисунок был яркий, весенний. Он сказал, что принял решение. Бить неваляшку ему уже не нужно, теперь он знает, что делать. Мы встретились еще несколько раз, но это были скорее встречи-прощание. Как много в этом, казалось бы простом, действии – в игре! И как мало значения мы ей придаем! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|