|
Как повернуть время вспять и исправить ошибки прошлого?Автор статьи: Вострухов Дмитрий Дмитриевич
В карете прошлого — никуда не уедешь… Максим Горький Призраки, отголоски каких-то событий или ситуаций из прошлого оказывают на нас влияние и по сей день. Многие хотели бы «повернуть время вспять», чтобы все исправить. К сожалению (а, может, к счастью), на настоящий момент физики не нашли способ осуществлять такие путешествия во времени. «К счастью» потому, что даже в этом случае нет уверенности, что, исправив одни ошибки, мы смогли бы избежать других, более серьезных. Тема времени проходит красной нитью через процесс терапии. Здесь есть возможность все исправить и «повернуть время вспять», правда не в физическом, а психическом плане. Одно из самых лаконичных объяснений этому дать с помощью «пищевой» аналогии. Мы не смогли нормальным образом «прожевать, проглотить и переварить» некоторые критические инциденты. Нас до сих пор беспокоит то, что тогда произошло, потому что мы не приняли этого. Что же не дает нам спокойно воспринимать прошлые неприятные события? 1.Чувство вины. Мы не можем принять ситуацию из-за чувства вины в содеянном или потому, что не смогли предотвратить тогда нежелательное развитие событий. Постоянные мысли «если бы я тогда не сделал, не сказал…» только отнимают силы и травмируют психику еще больше. Время на самом деле не залечивает такие душевные раны. Проблема просто-напросто уходит вглубь, покрывается слоем других воспоминаний и опыта. Ситуация напоминает необезвреженную мину, оставшуюся со времен войны. Никто не даст гарантий, что она не разорвется теперь. Что делать? Вина может сознаваться весьма сильно. Иногда даже может казаться, что реальное путешествие в прошлое с исправлением ошибок не привело бы к ее полному исчезновению. Поэтому прежде, чем воспользоваться паттерном изменения личной истории, нужно определить все ресурсы, которые нужны вашему «я» из прошлого. Таким ресурсом может быть и спокойствие, и уверенность, и просто жизненный опыт «мудрости». Стандартная процедура психотерапии личной истории позволяет перепрожить травмирующее событие с помощью найденных ресурсов более спокойно. 2.Ассоциация с прошлыми событиями. Если мы продолжаем пересматривать произошедшее из своих глаз, то тем самым каждый раз возвращаем отрицательные эмоции вновь и вновь. Являясь участником тех событий, мы тратим свое настоящее «здесь и теперь» на повторное перепроживание того, что было там и тогда. Неудивительно, что негативные ощущения закрепляются в нас. Таким образом мы словно «тренируем» свою способность испытывать неприятные ощущения. Не только наша психика, но и тело запоминает эти ощущения, спазмы мышц, стресс, напряжение, зажимы. Именно так и образуются «вещи в теле», про которые пишет в своих трудах Андрей Ермошин. Что делать? Как бы это ни было сложно, необходимо отделиться от той травматической ситуации. Нужно стать ее наблюдателем, а не участником. Очень важно восстановить свою способность разумно мыслить и адекватно воспринимать действительность, а не тонуть сразу в пучине негативных чувств. Механизм диссоциации необходим как раз для таких случаев. Чтобы отсоединиться от ситуации, необходимо занять позицию независимого эксперта и увидеть те события в виде фильма со своим участием. Такая позиция позволит значительно снизить негативный эмоциональный фон и, возможно, что-то понять и осознать, что было недоступно ранее. 3.Неизвлеченный урок. Многие мечтают вернуться в прошлое и исправить его, даже не задумываясь об истинных причинах возникновения той негативной ситуации. Бывают, конечно, и просто досадные случайности, но очень часто тяжелая травмирующая ситуация содержит в себе урок, который нужно понять и пройти. Если этого не сделать, то ситуация может повториться вновь. Что делать? Гораздо полезнее воспринимать произошедшее как урок, а не как наказание. Звучит просто, но выполнить такой совет весьма нелегко. Нужно перестать задавать себе вопрос «за что?», заменив его другим – «для чего?». Если понять и усвоить урок, который дала нам жизнь, предложив это нелегкое испытание, то можно подняться на следующий уровень понимания и осознания жизни. В завершение статьи, но в продолжение темы жизненного урока, хочу предложить притчу. Сидя за круглым столом, души выбирали свой следующий урок. Тут встала смелая и сильная душа:
Вострухов Дмитрий Дмитриевич, психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию
Другие мои статьи:
Еще более 200 моих публикаций>>
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|