Мама, мне скучно ! Знакомая фраза, не так ли? Причем, вне зависимости от возраста ребенка. При этом, трудно найти маму, которая не мечтает, чтобы ребенок играл и занимал себя сам. Только вот мы не всегда помним, что явление скуки необходимое условие для перехода на следующую стадию - стадию творческой игрытворческих занятий. Творчество начинается именно с самостоятельной игры - формулировки задачи - чего бы мне хотелось?
От природы человек очень любознателен. При правильно организованной среде маленький человечек с удовольствием осваивает и изучает незнакомый мир, используя все новые и новые внутренние и внешние средства. Вслед за физиологическим созреванием мозга, развиваются и новые уровни психических функций (внимания, восприятия, мышления), позволяющие овладевать социо-культурными достижениями человечества. Сначала это непроизвольные движения, далее эксперименты на основе действий (например, произвольное повторение знакомых движений с незнакомыми предметами), потом деятельность начинает строиться на основе формирующихся представлений и образов и далее абстрактных понятий. Но по разным причинам эта любознательность может угасать.
Прежде всего, это происходит если у ребенка недостаточно не удовлетворяются его базовые потребности (физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности, любви и уважении) , то ему, разумеется, не до творчества. Деятельность ребенка нацелена на удовлетворение недостающей потребности или выстраивание защитных механизмов позволяющих избежать этой фрустрации.
Может возникнуть вопрос: "если у ребенка не все так замечательно с нижними уровнями пирамиды потребностей он не будет ничего познавать и ни к чему стремиться ?" Будет конечно, более того, в том числе неудовлетворенность той или иной потребности и запускает экпериментирование со средой, но в этом случае вся познавательная активность будет ровно до тех пор, пока она не приведет к удовлетворению этой потребности. Однако, это не творчество ради творчества. Есть же разница в том, когда ребенок рассказывает стихотворение, чтобы мама похвалила, или ему понравилось необычное сравнение или метафора. А вот для того чтобы познавательная активность пошла дальше нужна передышка, остановка. Ребенок должен почувствовать некий вакуум, который ему захочется заполнить. И в первую очередь заполнить ее он предложит родителям.
Но, так случилось, что маме сейчас некогда, нет сил, желания и т.д. И тут спасение – современные технологии – телевизор и планшет. Человек значительную часть информации воспринимает через зрение. Поток неиссякаемой зрительной информации загружает мозг, однако только на восприятие, чтобы переработать это - нужно время и желание. Сравните старые советские мультики и Дисней. У нас все медленно и печально: мало слов, длинные паузы, долгие любования на статичную картинку. Тут, хочешь или не хочешь, начинаешь думать о том, про что мультик то. А мелькание Диснея? Красиво, энергично. А когда зрелище кончается, уровень возбуждения зашкаливает, требуется торможение или разрядка. И тут - слезы, кувыркания, беготня, крики, но главное - требование новой дозы. Потому что это проще - мозг занят, а труда ни какого прилагать не нужно. Но не надо полагать, что выбор того, что ребенок смотрит или во что играет, решает проблему. Важно обеспечить потом переработку заглоченной информации. Как это можно сделать ? Обсуждение каждой порции. Если со школьником иногда достаточно обсудить фильм после, то с дошкольником нужно смотреть вместе. Однако если задача мамы была не переключить ребенка, а выключить, то совместный просмотр вроде как не совсем решает проблему. Поэтому можно сделать такие выводы: телевизор и компьютер хорошо справляются с задачей выключения ребенка, однако нужно помнить, что его придется включать, а сделать это будет крайне тяжело.
Другая ситуация. Родители очень ответственны, знают о вреде телевизора и хотят ребнеку только хорошего. И ребенок еще полон природной любознательности, ему все интересно. Но мама считает, что лучше знает, что ребенку нужно. Там грязно, горячо, высоко, хрупко, а вот тут на развивающем коврике или за столом - самое то. И мама трясет погремушкой, жмет на кнопки, катает машику, кормит куклу, собирает конструктор, показывает спектакль, покупает все новые и новые игрушки, отводит в сад и на развивающие занятия, в школу и к репетиторам. Ребенок опять (как и в предыдущем случае) получает кучу информации - он не успевает заскучать. Но теперь-то казалось бы вовлекаются все психические функции (за этим следят специально обученные люди –педагоги-психологи)! Это же здорово! Но ребенок тут тоже пассивен, не он выбирает, познание идет не за его интересом и не в том темпе и не в том объеме. А значит и внутреннее стремление гаснет. Ребенок привыкает к насыщенности среды, и ждет от нее все новой и новой информации. И получается человек потребляющий, а не человек создающий.
А что же делать? Ответ очевиден - давать ребенку возможность поскучать. Опять возникают вопросы: сколько, с какого возраста, в каких условиях? Конечно никаких точных цифр быть не может. Все очень индивидуально. Тут мне сразу вспомнились рекомендации по введению прикорма. Перефразируя схему педиатров можно получить следующее: «Начиная с 6 месяцев оставляйте ребенка одного на 10 минут. Далее каждый месяц добавляйте по 5 минут. К году время свободной игры должно составлять не менее получаса». Вот так делать нужно!!!Но некоторые советы дать все же можно.
Если ребенок занят, не трогайте его. Особенно этим отличаются бабушки, им хочется поиграть с ребенком прямо сейчас. Они же специально к нему пришли. Но я полагаю, что как ползунок 7 месяцев, так и трехлетка имеет право закончить начатое дело (разумеется поздоровавшись с гостем) . Если ребенок занялся чем то опасным, то нужно его переключить на близкое по смыслу и содержанию занятие, но не несущее опасности и разрушения. Например, если малыш грызет провода, можно предложить ему погрызть скакалку, или не нужный шнур, но в другом месте, подальше от розетки. Трехлетка подкидывает вверх воздушный шарик на кухне, играть с шаром можно в комнате, где, например, нет висячей люстры (пусть идет ищет). Ребенок, увлекшись, испачкал красками руки. Пожалуйста, в ванне можно разрисоваться хоть целиком.
Ребенку любого возраста гораздо легче найти занятие и интереснее играть, когда рядом кто-то есть. Для малышей до года это непременное условие, но даже с ребенком 3-4 лет это актуально, да что уж там моя семилетняя дочь частенько просит, чтобы я посидела рядом, даже если каждая занимается своими делами. Поэтому не нужно говорить «иди поиграй в другую комнату». В том месте, где находится родитель должно быть что-то, чем ребенок может играть . Возможно, потом он и переместится сам в другое место, включившись в игру, пойдя и например за какими-нибудь необходимыми и недостающими деталями для игры . Конечно можно пойти и от обратного начать игру в детской, но уходить стоит только когда ребенок начал действовать сам, а не когда он наблюдает за вашими манипуляциями с игрушками. Конечно, он через некоторое время придет к вам, но возможность поиграть самому он реализовал. После подзарядки с мамой, можно попробовать еще. Иногда даже обсуждение игры может стимулировать ее продолжение. Важно отметить, что общения с мамой кому то достаточно и 10 секунд, кому-то мало и 10 минут.
Важные дела мамы должны быть равноценны потребностям в общении ребенка. Если нужно помыть посуду, а ползунок (сытый и выспанный) просится на руки, то время на мытье 2 тарелок (вместо 10) можно выдвинуть как компромисс. Не исключено, что он отвлечется на предложение поиграть в это время с кастрюлей. Остальные тарелки можно помыть через 10-15 минут. Сложно, но зато всем угодили. Старшие дети хорошо ждут небольшой период времени по таймеру. Хотя в плане домашнего хозяйства они обычно с удовольствием принимают участие, а если нет, но нужно развивать такую опцию.
Организация среды. Дом должен быть удобен не только родителям, но и ребенку. Чтобы не одергивать постоянно ребенка от опасных и ценных вещей, они не должны быть в доступности.( Пример из жизни. Одна мама жаловалась мне, что не может оставить ни на минуту ребенка-ползунка, потому что он лезет в горшки с цветами, которые стоят по всей квартире на полу. ) Ну и в обратную сторону. Все необходимое ребенок должен быть способен достать себе сам. По этой же причине желательно, чтобы порядок не только поддерживался ребенком (чего все родители желают), но и создавался. Это вполне посильная задача лет с двух. Обсудите с ним, где какие вещи и игрушки будут жить, хотя тут наверняка придется пойти на компромисс родителям , так как у детей свое видение удобства.
И напоследок хочется сказать, если ребенок ничего не делает, это не всегда означает, что он не развивается, возможно, он фантазирует, мечтает или просто отдыхает.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.