|
Злые птицы.Автор статьи: Крякина Людмила Александровна
Злые птицы.
Статья о взрослении и эмоциях, связанных с ним у детей и родителей.
Один мой воспитанник, Ванечка, постоянно рассказывает про каких-то «злых птиц», воюющих с «зелёными поросятами», которые крадут у них яйца. Я долго не могла понять, в чём прелесть этой незамысловатой истории. Но Ваня упорно продолжал «циклиться» на «злых птицах». Однажды он принёс марионетки героев этой истории и разыграл нам кукольный спектакль. Другие дети были в восторге и с радостью также играли героев. Я подумала: «Вот странные дети, ничего кроме драк их не интересует». Ваня, чувствуя, что я его не понимаю и мечтаю, чтобы он поскорее забыл этих «Angrybirds» и начал, наконец, рисовать простых зайчиков, ещё больше упорствовал. Он предложил мне разыграть спектакль про «злых птиц» и поросят. По жребию ему выпало быть поросёнком. Тут он устроил скандал неповиновения. Ни за что не хотел играть поросёнка. Я настаивала, объясняла ему, что правило есть правило, раз договорились - значит надо. Его всего перекорёжило. Он произнёс какую-то незначительную реплику и тут же сказал, что он своё дело выполнил. Не то было, когда Ваня играл «злую птицу». Он с таким остервенением набросился на меня – «поросёнка», когда я украла его яйца, что чуть не свалил меня с ног. Я подумала: «Откуда у мальчика такая невыраженная агрессия? Можно подумать, что он растёт не в благополучной семье с мудрыми понимающими родителями, а в какой-нибудь семье разбойников». Феномен этот оставался для меня неясным до тех пор, пока я не столкнулась с другой жизненной историей. И припомнила заодно все свои личные истории на эту тему. Когда мой сын, бросая на полгвозде, начатое в моём доме дело, бежит записывать свою жену в клуб для беременных, он обижает меня, бедного «поросёнка», который тоже хочет кушать, защищая своё будущее потомство. Да, это инстинкт жизни! Вот в чём гениальность автора «злых птиц»! Он уловил этот первородный инстинкт, который, естественно, не может не нравиться «потомству». Вот они и страдают этим сюжетом. Трагедия родителя, не понимающего этого инстинкта в своём повзрослевшем чаде, вызывает искреннее сочувствие. Он может не просто казаться себе, а оказаться на самом деле брошенным, если не поймёт этой простой истины: «Каждая самка защищает своё гнездо». Скольких семейных извращений можно было бы избежать, если бы родители могли понять слова Христа: « Отлепись от родителей своих и прилепись к жене своей»! - Нет! Мы его растили, мы в него вкладывали, мы надеялись, что он будет нам опорой в старости, а он живёт с оглядкой на свою жену (такую-то растакую!) и забыл о нас! Эти мысли продиктованы обидой. Обида обращается в недоумение. Недоумение переходит в гнев. Гнев порождает месть: «Лишу наследства». Часто на приём приходят бабушки, когда-то отвергшие своих детей, «предавших» их женитьбой или замужеством, а теперь мающиеся с внуками - сиротами при живых родителях, выпавшими из разорённого гнезда. Пока родитель представляет собой угрозу для потомства (то есть является «зелёным поросёнком» со своим желанием, пусть бессознательным, разорить его гнездо), он будет, отвергаем выросшим дитём. Родитель может сколько угодно гневаться, плакать, выставлять напоказ свои болячки – инстинкт сохранения своего гнезда будет в детях выше жалости и сострадания. Конечно, это будет продолжаться до тех пор, пока они не повзрослеют и не смогут понять и простить своих родителей. Но, как показывает жизнь, это происходит далеко не со всеми. Не все «блудные дети» возвращаются к родителям. Не все родители принимают обратно своих «блудных детей». И многие наши дети, и мы как дети своих родителей всю жизнь остаёмся «блудными» детьми во власти первородных инстинктов, не способными принять на себя бремя взрослого послушания родителю с одновременным сохранением состояния «прилепленности» к своему собственному гнезду. Слишком сложная задача, воспринимаемая как выбор между полярностями «зависимость - независимость». При этом независимость от родителя оборачивается зависимостью от супруга. Зрелость личности определяется способностью к решению такой задачи. Если третий закон диалектики, «отрицание отрицания» осуществлялся в древней цивилизации сбросом стариков со скалы в море, то в христианской культуре он осуществляется почитанием родителей без эмоциональной зависимости от них. Но для того, чтобы достичь этого состояния личностной зрелости надо иметь хорошую маму (папу). А, как известно, для большого ребёнка хорошая мама - молчащая мама. И не разоряющая палкой гнёзда своих детей, даже если это гнездо не благословлялось ей. Я так благодарна Ване за то, что он помог мне понять и полюбить «злых птиц» и злых детей, которые вьют свои гнёзда, становясь «глухарями» по отношению ко всему миру, в том числе и к стареющим родителям.
Людмила Крякина, педагог - психолог, ведущая детских развивающих групп. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|