Значение морально-психологических качеств в развитии самообладания

Морально-психологические качестваотражают нравственность человека, данную категорию иногда называют характером.

Под характером понимают устойчивые индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных для нее формах общения, поведения и деятельности, обнаруживающихся в типичных ситуациях, и определяются отношением личности к этим ситуациям. Каждый человек обладает не только определенным типом характера, но и индивидуальным своеобразием, присущим только ему набором черт характера.

Существенное значение для типа характера имеет соотношение неосознанных влечений (инстинктов), установок (привычек) и сознания.

В зависимости от преобладания того или иного компонента различают соответствующие характеры: импульсивный, у которого господствуют влечения, инстинкты и аффекты; рутинный, поведение определяется главным образом системой привычек; сознательно-мыслительный – ведущее значение принадлежит сознательному регулированию поведения.

Нравственную основу поведения человека в опасных ситуациях составляют следующие морально-психологические качества:

1.  Чувство справедливости, с которого начинается самопознание человека и которое дает ему так называемый «стержень». Возникает вопрос: как развивать в себе данное чувство, что брать за основу справедливости? Все люди, исходя из определения сущности психики, различны, а значит, для одного справедливо дать, а для другого справедливо взять. Выше говорилось о том, что человек является переходной моделью от животного состояния к информационному, в связи с этим у человека присутствуют:

-  Инстинкты – способность к совершению целесообразных действий у животных (преобладают импульсивные проявления, влечения и аффекты).             «Человек-животное».

-  Привычки – негативное  явление, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определенный стимул. Поведение человека сводится к уменьшению количества реакций на внешние раздражители в ходе повторения стимула. Человек находится в определенной психологической колее, как правило, навязанной, а выбраться из нее и не считает необходимым, ему и так хорошо. «Человек-рутина».

-  Знания – система научных и житейских понятий, усвоенных человеком в процессе обучения и жизненного опыта. Сократ понимал добро как познание, а зло как невежество. Другими словами, благодаря знаниям человек может контролировать свои инстинктивные проявления и привычки,  начинает осознанно относиться к своему поведению и окружающему миру, начинает вырываться из стада. Для примера: не хлопать в ладоши, когда не нравится выступающий, пусть даже весь зал в коллективном психозе хлопает по привычке. «Человек-умник».

-  Совесть – духовный инстинкт, внутренний регулятор, данный человеку свыше. Совершив проступок, мы почти всегда ощущаем ее действие, осознанно или нет.

Философ Диоген ходил по городу днем с фонарем и вопрошал: ищу человека, где человек? А над ним все смеялись, только ему одному было грустно, что так и не нашел. «Человек-человек».  

Таким образом, мы вышли на категорию индивидуальной справедливости, понимание которой зависит от преобладания тех или иных составляющих человека в процентном соотношении. На данном чувстве справедливости и строится «фундамент» личности, обязательным условием которого является практическая деятельность.

2.  Принципиальность является следствием чувства справедливости, так как, придерживаясь своих критериев справедливости, человек и становится принципиальным.

3.  Честность. Ощущая свою природу, человек начинает больше познавать себя, окружающий мир. Понимание того, что все зависит от самого человека, его отношения к себе и окружающему миру, избавляет от необходимости хитрить и создавать условия для других людей по неверному пониманию ситуаций. Ложь – целенаправленное введение в заблуждение другого человека для достижения своих целей. И еще немного о лжи: от многих приходится слышать, что мир сЛОЖный, но мало кто задумывается, какой корень у этого слова. Быть может, сократим в своей жизни долю хитрости и обмана, и мир станет более пРОСТым.  

4.  Порядочность – внутренне обусловленная неспособность к бесчестному поступку, другими словами, человек не может совершить дурной поступок не из-за мнения окружающих, а по своим внутренним меркам. Любой человек, наверное, согласится, что других обманывать не так уж и трудно, но врать самому себе нет смысла. Порядочность строится на следующих качествах:

- обостренная совесть, осознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;

-  умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса (Ж.-Ж. Руссо утверждал: «Высшая добродетель - быть одинаковым с принцем и с нищим»). В социуме, как правило, складывается наоборот: люди «дружат» должностями; с теми, которые поближе к престижному социальному статусу, дружба идет активнее, а с теми, кто должностью не вышел, менее активно. Но это все игра, пройдет время, люди лишатся должностей, званий и будут просто мужчины и женщины, а какие останутся отношения? Каждый решает сам.

Хотелось бы немного отвлечься от основной темы и сказать об одном из главных принципов мироздания – «неприкосновенности воли человека», который говорит о том, что никто не имеет права навязывать никому другому свою волю, советы, знания, добро. Человек должен сам захотеть этого, «созреть» психологически до этого состояния необходимости и потребности в тех или иных знаниях. Все остальное является навязанным и принесет больше вреда, нежели пользы. Наблюдения из практики: очень многие боятся новой информации, пусть даже объективно полезной. Психологически это объяснимо, появление и наличие новой информации обязывает к изменению себя, образа мыслей и действий, что предполагает принятие решений и, как следствие, привнесение изменений в свою привычную жизнь. Но это уже ответственность, а по привычке жить проще и спокойнее.      

5.  Чувство товарищества. Здесь все очень просто: кто есть мы – такие у нас друзья. Из классики: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Так же верно и обратное утверждение: кто есть ты, и я скажу кто твои друзья.

Данная группа морально-психологических качеств является основополагающей, так как формирует внутренний, мировоззренческий уровень человека, вне зависимости от законов искусственно созданной социальной среды. В идеале достигается правильным воспитанием, а в зрелом возрасте саморазвитием человека. Сами по себе данные качества, разумеется, не появятся, необходима познавательная деятельность. К. Прутков говорил: «Многие вещи нам непонятны не потому, что наши знания слабы, а потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». Другими словами, пока мы чего-то не знаем, для нас это не существует, как только узнали о чем-то, сразу стало существовать.



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Человек успешный вместо человека разумного, или мода на маниакальные состояния
  • Семья для человека или человек для семьи?
  • Факторы эффективности деятельности работника типа профессии «Человек-Человек».
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как обращаться с человеком, у которого умирает/умер близкий человек
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • ИНДИВИДУУМ и МАТРИЦА. Человек-САММ - человек нового тысячелетия?
  • Человек, которого никогда не было
  • Кто победит в будущем человек глупый или человек разумный?
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Когда бросают те, кто должен любить. Что чувствует человек, которого отдали бабушке?
  • Человек, которого нет.
  • Человек, которого посчитали
  • Примите меня полностью… Или – ты тот человек, которого я ждал всю жизнь
  • Человек конкретный и человек «посчитанный»
  • Хороший человек - беззубый человек
  • Человек разумный или человек целостный?
  • Человек как целое и человек как часть
  • Человек, которого нельзя остановить…
  • Значение выбора жизни, которой живет человек
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Каждый человек должен любить себя
  • Уважающий себя человек никогда не сделает этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь