|
Музыкотерапия: IV стихииАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Мое первое знакомство с музыкотерапией началось в студенчестве с «Музыкальной аптеки» новосибирского психотерапевта, профессора В.Ю. Завьялова. Его авторская программа записывалась и распространялась на кассетах и каждая была посвящена своей теме: Выравнивающая, Гармонизирующая, Стимулирующая и т.д. Кассеты давно вышли из употребления, но сохранилась папка с желтыми листами, содержащими сопроводительный материал:
Наверное, современные маркетологи могли бы написать и презентабельней, но зато все написанное было правдой. «Музыкальная аптека» была настоящим психологическим лекарством, как в обычной жизни, так и в преодолении кризисов. Музыкальная терапия затрагивает тот пласт психологии и духовной жизни человека, который трудно выразить в научных понятиях. Гармония (греч., от harmozo — приводить в порядок) в музыке сопровождает нас на протяжении всей жизни, да и сама жизнь является определенной музыкой, хотя и не всегда гармоничной. Все представляет собой вибрацию, или, как сказали бы древние индусы: весь мир — это звук. Все мироздание, и даже пустота, является вибрирующим звуком. В Ведах одна из 4-х главных вед полностью посвящена музыке. В древнеиндийской космологии сотворение мира началось с первозданного звука Ом, проявившегося в момент разделения бога всемогущего и его созидательной энергии. Ом стал фундаментом всего мироздания и был первым музыкальным звуком и вибрацией всего Сущего. Средневековый религиозный философ св. Августин наряду с математикой называл музыку языком Бога. А Брамс утверждал в одном из писем: «Я не несу никакой ответственности за свою музыку: она мне дана какой-то особой силой. Я несу ответственность только за то, как я ее оформил». Бетховен восклицал: «Вы думаете, я мыслю о какой-то проклятой скрипке, когда дух говорит со мной?». Чайковский неоднократно подчеркивал, что вдохновенье неподвластно непосредственной воле человека, что здесь возникает особое состояние повиновения внутреннему голосу, некой сверхъестественной силе, которая движет творцом. В таком состоянии это не труд, а наслаждение, работа идет с совершенно непостижимой легкостью. Забываешь все, душа трепещет от какого-то совершенно непостижимого и невыразимого сладкого волнения, решительно не успеваешь следовать за ее порывом куда-то, время проходит буквально незаметно». Физик Дэвид Бом выдвинул предположение, что творение осуществилось посредством энергий, объединенных взаимосвязями гармоний. С его точки зрения, подобная гармонизация энергий дала возможность объединенной волне на своем пике создать Вселенную. Эхо этого первого момента раздается до сих пор. А физики и астрономы Д. Пруст и Б. Николеску, вместо того, чтобы определять эту первичную вибрацию термином «Большой Взрыв», используют понятие «Великий Звук». В наше время традиционная идея музыки как связи с сакральным и вечным практически забыта. Современная мера музыки остается в том, как она преобразует состояние нашего слушания, соединяя на самом глубоком уровне телесное и психическое.
В разные времена, в разных культурах указывали и на пятый элемент — Железо (Эфир, Пустота). А иногда о Человеке говорили как о пятом элементе, представляя его как микрокосм, в котором отображается все творение. Четыре стихии для человека — это жизненно важные силы, присутствующие в микро- и макрокосме, гармонизируя наше существование. Музыка 4-х стихий не является терапевтическим средством в классическом научном понимании. Она ближе к традиции холистической медицины, направленной на исцеление (восстановление целостности) через энергетическую настройку врожденного темперамента, где «temperamentum» означает смесь в пропорциях (лат.). Программа направлена на достижение сбалансированности всех стихий в человеке. Например, очень продуктивной и творческой комбинацией может быть уравновешенная пропорция Земли и Огня — сочетание творчества Огня с практичностью Земли и ее побуждением создавать осязаемые формы. Сочетание, в котором Земля дает поддерживающую силу к самовыражению, представленному стихией Огня. В комбинации Земля — Огонь часто присутствует тонкий баланс между эгоизмом и скромностью, щедростью и консерватизмом. Стихия Земли нуждается во внешней продуманной идее, которая оформляет всю их деятельность и задает цель. Этой идеей их обеспечивает стихия Воздуха. А Вода питает Землю своей животворной энергией, благодарно принимая творимые Землей формы, отчего Земля чувствует себя нужной. Земля необходима Воде, поскольку придает ей форму (эмоционально успокаивает), а также обеспечивает возможность творить любовь. Здесь Вода выступает как Вдохновитель («хочу»), а Земля — как Исполнитель. Входя в музыкальное пространство программы «IV стихии» можно меняться в желаемом направлении, настраивая энергетические пропорции и находится в постоянном поддерживающем резонансе со своим окружением и с Миром. Данное единство является самой лучшей гарантией сохранения здоровья, поддержкой в исцеления недугов и личном развитии для проживания кризисов. Перемещаясь вместе с музыкой стихий по всем ступеням физической и духовной эволюции, человек поднимается от животного состояния с его мощной природной основой к вершинам духа. ИНСТРУКЦИИ: Часто наше обычное слушание настолько наполнено мыслями и другими отвлекающими моментами, что, по сути, мы являемся глухими и не слышим вибраций, взывающих к нам изнутри. Для восприятия Программы понадобится навык, слушать не только музыку, но и себя в ней, вливаться в ее пространство, быть с музыкой одним со-бытием, происходящим в настоящем текущем моменте. При этом условии музыкальные композиции станут не просто фоном, а возможностью терапии и изменений. В чем-то такое слушание сравнимо с осознанным дыханием. В отличие от обычного, оно обладает целительным потенциалом. Каждый диск начинается кратким настроем — уведомлением, настраивающем на священное слушание (Гурджиев) или, если без эзотерики, но о том же — на активное слушание (Завьялов): «внутреннюю работу, способную иногда «перевернуть мировоззрение» человека, работу, которая может быть эквивалентна по своему психологическому значению нескольким месяцам или годам размышлений и опыта». Для использования программы с максимальным эффектом предлагаю вам несколько правил: Правило № 1. Начиная с вводной медитации выбирете одну из четырех тем, которая откликается больше всего. Доверяйте своему выбору и слушайте весь диск, столько раз, сколько захочется. Интуитивно вы выберите то, что вас успокаивает, гаромнизирует или возбуждает силы. Таким образом вы наилучшим способом вернетесь к себе, и будете находиться в точке сборки и гармонии с собой. Каждый хорош на своем месте, и важно понимать свое место в этом мире и занимать именно его, позволяя при этом другим людям и явлениям занимать их собственные места. Правило № 2. Треки в диске имеют определенную смысловую последовательность (подробности по ссылке) и желательно слушать диск полностью от вводной части к кульминации и до развязки. Правило № 3. При необходимости изменения своего текущего функционального состояния, для активации, вам понадобиться диск с музыкой передающей силу какой-то иной стихии. Диск должен соответствовать желаемым изменениям в самочувствии и стоящими перед вами задачам. Так, например, для оптимального восстановления физических сил, скорее всего, понадобиться диск Стихии Земли, для эмоционального восстановления и умения слышать свои желания — Стихии Воды, для увеличения энергии, решительности и уверенности в себе будет полезен диск Стихии Огня, для прерывания суетности и поспешности в выборах, для принятия взвешенных решений — Стихии Воздуха. Правило № 4. Не следует одновременно прослушивать композиции сразу с двух и более дисков. Это приведет к увеличению хаоса в вашем состоянии. Первые два диска, посвященные стихии Земли и Воды являются ресурсными. В периоды кризисов, личностной перестройки или банального переутомления особенно важным становится контакт с земными и водными восстанавливающими и целительными качествами. Третий диск стихии Огня способствует адаптации и социализации личности, проявлению своего Я в социально-ролевом качестве для максимально эффективной деятельности. Четвертый диск стихии Воздуха направлен на познание красоты и гармонии, близости между людьми, взвешенных решений и продуктивной взаимопомощи. Правило № 5. Не стоит задерживаться на слишком долгое время на прослушивании одного диска или дисков только с женскими (Земля, Вода) или мужскими (Огонь, Воздух) стихиями. Без взаимодействия стихий разной полярности энергия остается без применения, что делает ее неполноценной и застывшей. Слишком длительное прослушивание дисков стихи Огонь и Воздух способны истощить (сжечь и рассеять) запас вашей энергии, привести к потере витальной и эмоциональной подпитки. Дисбаланс может привести к тому, что высшие центры высасывают нижние (внутренние, животные), а потом закрываются от недостатка энергии, и человек спускается на самый низ. В чем-то это похоже на открывающийся неконтролируемый голод после долгого аскетизма в еде или пищевых запретов. В тоже время, прослушивание одних только дисков стихии Земли и Воды может тормозить ваш эмоциональный и энергетический подъем на более высокий уровень. Вся программа находится в свободном доступе - ссылка для скачивания Здесь представлены 4 медитации, открывающие 4 стихии. Музыка Земли (настрой медитация): Я есть. Опора существованию, инстинкт самосохранения, выносливость, физическая сила. Потребность в безопасности, стремление к комфорту. Музыка Воды (настрой медитация): Я - желания, чувства, чувственные удовольствия, жизнерадостность, спонтанность. Сексуальная энергия, связь мужского и женского.
Музыка Огня (настрой медитация): Самоконтроль, сила воли, целеустремленность, восприимчивость к воспитанию. Общительность и способность управлять людьми. Внутренняя сила без насилия. Музыка Воздуха (настрой медитация): Мы. Совместность. Снятие противоречий, Целостность, Душевность, Доверие, Близость, Любовь. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|