Педагогические и прочие крайности

Нам иногда так важно бывает увериться в правильности своих убеждений, что, выбирая собственную позицию, мы отметаем всю возможную вариативность в этой области. Таким образом, отказавшись от реальности отклонений в разные стороны, мы вроде бы приобретаем устойчивость. Ну да, кусты, постриженные в ровные геометрические формы в ухоженных городских парках смотрятся эффектно, но настоящую жизнь можно разглядеть только в асимметричном, непредсказуемом по форме дикорастущем кустарнике.

А нам в целях энергосбережения проще схематизировать. Если важно поведение – то игнорируем чувства (пусть поплачет, иначе вырастет манипулятором; нельзя испытывать злость – это значит быть злым). Если слинги – добро, то коляски – несомненное зло (и мамы с колясками буквально подписывают себе приговор в вопросе теплых, доверительных отношений с ребенком). Если ребенка кормят грудью 5-6 лет – непременно вырастет извращенцем (совершенно не важно, зачем это нужно ему, маме, и каким бы он стал без этого ГВ).

Вообще интеграция мыслей, чувств, воззрений – крайне энергозатратная штука. Наверное, стоит принять тот факт, что ради экономии собственных моральных сил мы большую часть жизни прибегаем к упрощениям. Может, и не страшно, что в ответ на занудное замечание очередной бабульки по поводу наших воспитательных способностей мы подумаем лишь: «Вот ведь, тебе до всего дело есть! А не шла бы ты…» – и не уравновесим это сочувствием ей, той жизни, которая сделала ее такой. И наверняка ничего страшного нет в том, что мы не выходим за рамки ролей, приходя в магазин, кафе, или спускаясь в метро.

Но иногда это приносит проблемы. Например, когда мы приходим ко врачу, а он мыслит привычными схемами и видит не нас, а лишь ряд симптомов, наработанных за годы маркеров, и разгадывает нашу проблему как тест, на выходе получая один из 3-4 вариантов ответов. Не включив ту самую энергозатратную интегративность мышления, он вряд ли увидит то, что выходит за рамки его предмета, и таким образом, почти никогда не ответит на вопрос «почему» – почему мы заболели именно этим (за редким исключением, если ответ находится исключительно в рамках той системы органов, с которой он работает).

Сильнее всего энергосбережение, конечно, бьет по личным отношениям. Когда мы злимся на выходки ребенка и в этот момент видим в нем только того, кто хочет вывести нас из себя. Когда мы боготворим человека, потому что он говорит или делает что-то, и это мешает нам не согласиться в чем-то, что нам не близко, и мы начинаем обманывать себя. Когда мы не можем видеть в маме никого, кроме мамы, и это мешает нам принять те или иные ее поступки. Вообще, когда мы отождествляем отношение к действию с отношением к человеку.

Как нетрудно догадаться, если мы сильно отклонились в одну сторону, по законам физики рано или поздно нас неизбежно качнет в другую (или же усилием воли мы будем держаться в этой стороне до победного конца, мучаясь от нечеловеческого напряжения).

Мы нередко наблюдаем, как этакий общественный маятник неинтегрированности шатает из стороны в сторону. Так, например, приверженность строгому воспитанию ради примерного поведения массово сменяется вседозволенностью ради душевного комфорта, который трактуется как отсутствие разочарований и слез. На смену стремлению создать безликое общество, где все мыслят и поступают одинаково, приходит культ индивидуальности.

А мне в связи с этим вспомнился один забавный пример из практики. Он, конечно, не столь масштабен и вряд ли вдохновит жить круглосуточно в осознанном режиме и интегрировать всю поступающую извне информацию. Да это и не нужно, природа не зря наделила нас способностью защищаться и беречь свою энергию. Но этот пример удивил меня своей парадоксальностью и абсурдностью – и это делает его хорошей иллюстрацией к поднятой теме.

Итак, несколько лет назад мне на прием привели девятилетнего ребенка, чтобы определить у него доминирующую руку. На эту идею их натолкнули проблемы с письмом. Ребенок позиционировался как левша, но у родителей закрались сомнения, что он амбидекстер. И они, в общем-то, смутно понимали, как это может влиять на учебу, но было интересно.

Так вот, в результате беседы с мамой и диагностики обнаружилось, что мальчик – переученный правша! Как такое произошло в нашем праворуком обществе? Тот самый эффект маятника. Не так давно считалось, что левшей надо обязательно переучивать на правую руку, иначе им будет очень трудно (и вообще отличаться нехорошо!), а потом открылось, что природа мудрее, и человеку ее не изменить. И левшей оставили в покое. Но некоторые дети определяются со своей «рукостью» только к 5-6 годам, и это был тот самый случай. И видимо вокруг мальчика собралось окружение, которое, не осознавая того, придавало столь сильное значение идее пестования самобытности левшей, что решило, что это тот самый шанс: пестовали, пестовали… и выпестовали. Итог: идея заслонила собой живого ребенка.

Ну и это я к чему все – не бойтесь думать и чувствовать, не бойтесь нестройных теорий и исключений из них!



Просмотров: 293
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сильнее всего любят те женщины, которые уже знают, как это страшно, когда тебя вообще не любят
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Что в этой жизни зависит исключительно от нас, когда вокруг хаос?
  • Если у ребенка проблемы, то маме необходима поддержка.
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Как сберечь здоровье: наука знает ответ «Нужно не только знать, что съесть, но и когда и как».
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как принять его таким, какой он есть, если не принимается??
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Каким вырастет ребенок, если кормить его насильно
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Только не будь в унынии и страхе, когда бывший муж решил забрать ребенка
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Когда только одной лишь профориентации мало?
  • Вырастет из сына врун, если сын – врунишка? Почему ребенок лжет
  • Он говорит - что проблема в вас. Когда есть сомнения, того ли мужчину вы выбрали.
  • Если ударил по одной щеке, а тебе подставили другую – поменяй руку
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Страшнее мамы зверя нет: Если не хочется общаться со своей мамой



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь