|
Реклама - зло? Как приручить дракона.Автор статьи: Борисенко Анна Сергеевна
Реклама - довольно интересное социально-психологическое явление. Имея официально, вроде бы вполне понятую коммерческую цель, она является практически фоном нашей жизни. Всюду, куда бы мы не направились, куда бы не посмотрели, обязательно встретится вывеска, рекламный плакат, перемигивающиеся лампочки или просто коротенькое объявление. Мы уже не обращаем на нее внимания - и это понятно. Мозг опознает знакомые формы и образы как безопасные и оставляет их фоном, т.е. для их обработки НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СОЗНАНИЕ. А теперь переходим к самому интересному. Вся информация, обрабатываемая сознанием, проходит через критику, т.е. через сознательную оценку на правильно/неправильно, хорошо/плохо, правда/ложь и т.д. Информация же, не проходящая через сознание, НЕ ПОДДАЕТСЯ КРИТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ. Это значит, что если нам 10 раз человек сказал правду, то на 11й, мы принимаем его слова всерьез уже просто по доверию, без сомнений в их правдивости. Этот механизм помогает мозгу высвобождать внимание из второстепенных, становящихся автоматическими, процессов и направлять их на что-то новое, помогает развиваться. Но есть также и обратная сторона медали. Мы воспринимаем без критики как позитивную, так и разрушительную или просто вредную для нас информацию. То есть безоговорочно ПРИНИМАЕМ КАК ДАННОСТЬ многие постоянные элементы фона, в т.ч. рекламы. Вот и получается, что прямо сейчас после просмотра рекламного ролика мы не бежим в магазин за банкой пива – и вроде бы не поддались никаким рекламным внушениям. Но стоит появиться вечером свободному времени, как способ проведения досуга – выпивать с друзьями – словно сам по себе приходит в голову. Нам кажется, что это наша идея. Но это не совсем так. Мы много раз видели, как некие люди в рекламе это делают. Для мозга нет принципиальной разницы, на экране он видит людей или вживую. И получается, что вроде бы в нашем обществе так принято. Точно так же, как в образ лекарства от повседневного стресса – минуты отдыха – нам ненавязчиво вплетают творожок, йогурт, шоколадку. И в нашем подсознании тесно связываются отдых и сладости. И просто посидеть минутку перезагрузить мозги мы не можем – нам чего-то не хватает. В итоге мы имеем нарушения пищевого поведения, переедание, лишний вес и прочие радости незапланированной шоколадки. Кроме формирования образа жизни, есть еще интересный эффект – эффект доверия к знакомому бренду, фирме, банку. Много раз просмотренный ролик с порошком «Тайд» работает не тогда, когда мы смотрим его у себя дома на диване. Он работает тогда, когда мы стоим в магазине и видим не полке уже знакомый нам порошок «Тайд», которому мы подсознательно доверяем, и некий неизвестный нам порошок «Снежок», который мы никогда раньше не видели. И только самые экстремалы выбирают попробовать что-то новое. У человека обычно есть заботы поважнее, чем порошок в магазине. И это касается подавляющего большинства товаров народного потребления. Предложение диктует и создает спрос. Однако, значит ли это, что реклама – абсолютное зло? Конечно же нет. Реклама несет информативную функцию – и это здОрово. Ведь если бы ее не было, нам нужно было бы буквально разыскивать необходимые нам услуги, товары и тратить на это бОльшую часть свободного времени. Да и не все привычки, исподволь внушаемые рекламой, деструктивны. Ведь есть социальная реклама, формирующая моду на здоровый образ жизни, занятия спортом, психогигиеной. Так как же пользоваться рекламой себе во благо? Выбирайте осознанно, чем Вам заняться и как это сделать. Формируйте полезную привычку задавать себе вопросы «Будет ли мой выбор для меня реально полезен или вреден сейчас? В долгосрочной перспективе? Нравится ли мне, как я живу? Что бы я хотел улучшить? Что мне для этого нужно сделать?» Формируйте свой собственный спрос, исходя из своих потребностей. Человек, если прислушается к себе, точно знает, куда он хочет двигаться. И что ему для этого нужно. Если собственные потребности понятны и активны, то их место не займут ложные, навязанные. И тогда тортик не будет занимать место для друзей и душевных встреч, дорогой автомобиль не будет единственным средством поднятия самооценки, а пятиминутная зарядка на рабочем месте поможет работникам «сидячих» профессий предотвратить профзаболевания, сбросить напряжение и улучшить настроение на оставшийся рабочий день. Прислушивайтесь к себе и выбирайте с пользой и удовольствием! Ваш психолог Анна Борисенко Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|