|
Свободные родители - свободные детиАвтор статьи: Иванова (Страхова) Виктория Викторовна
«Естественная потребность человека — выручить свое чадо из беды. Вспомните, сколько раз вы засиживались до поздней ночи, помогая ребенку выполнить школьное задание, которое должно быть готово к утру, но о котором вы узнали лишь накануне вечером. События, как правило, разворачиваются по знакомому сценарию. Слишком часто дети не учатся тому, чему человек должен научиться в детстве. И тогда им приходится наверстывать упущенное во взрослой жизни — когда вытаскивать из беды их уже некому». Г. Клауд, Д. Таунсенд «Дети: границы, границы». Как часто, в суете будней (работа, дом, кухня…) мы задумываемся над тем, какими хотим видеть своих детей в будущем? Да, мы регулярно кормим, одеваем, стираем, контролируем их друзей, уроки. Ежедневно спрашивая: «Уроки сделал?», «Что ты ел?». А всё-таки, какими мы хотим видеть своих детей в будущем? Ответы родителей обычно выстраиваются следующим образом:
Ответы «Счастливым» и «Свободным» появляются в самом конце опроса, зачастую при помощи дополнительных вопросов. И только после наводящего вопроса: «Какое личностное качество необходимо развивать у детей, что – бы эти желания смогли реализоваться? » появляется ключевое слово – качество «Ответственность». Получается, что именно ответственность, как личностное качество, способствует развитию здорового отношения к себе, умственных способностей, выбору и приобретению профессии, здоровую, адекватной самооценке. Мы, как родители, можем передать детям ценнейший подарок – ответственность за собственную жизнь. Но часто бывает это в теории, в идеале. А что на практике? Случай из практики: На приёме мама 14-летней дочери – подростка. Мама с дочерью живут уже давно вдвоём. Мама все свои силы после развода стала вкладывать в работу (чтобы дочка ни в чём не нуждалась), в домашнее хозяйство (чтобы всё своё, с огорода, свеженькое) в дом конечно (чтобы всё чистенько, аккуратненько). Выглядит мама соответственно – крайне скромная одежда, рабочие руки, скромная «дулька» на голове, согнутые работой плечи. - Вы знаете, она ну ничего не хочет делать. Раньше хоть уроки сама садилась делать, а теперь… - А что вы хотели – бы, чтобы дочь делала? - Уроки, а то ведь 9 класс, экзамены, а там и поступать куда – то надо. А она всё через крики… - Скажите, а у неё домашние обязанности есть? Мытье посуды, уборка, стирка своих вещей? - Нет! Вы что! Всё я, главное чтобы она училась! А она… Кого непроизвольно жалеешь в данной ситуации? А мне, как психологу, больше чувствуется психологическая несостоятельность, незрелость именно детей, которых подобные сердобольные родители с виду воспитывают, а на самом деле калечат своей несвободной любовью – опекой. Ещё один случай из практики: Звонок. Срывающийся, тревожный женский голос: «Мне сказали, вы сможете нам помочь. У меня с ребёнком проблемы». При встрече оказалось что ребёнку, мужчине 21 год. Какими уговорами мама привела, неизвестно. Разговор с мамой - Вы знаете, я так переживаю, что с ним что – ни будь случится! Ведь он ничего сам не рассказывает. А вот чую, что что-то не так, спрашиваю – а он молчит. - А чем ваш сын занимается? Учится, работает? - Ничем. Поступать не захотел. На работу без образования не берут. - А на что он живёт? - Как на что? А мы для чего? Мы с мужем кормим, поим, одеваем. Он ещё носки белые любит, так я каждый вечер настирываю. Ну вообще то он в мастерской иногда подрабатывает… Разговор с «ребёнком» - Скажите ей хоть вы, я хочу жить сам, не отчитываться. - А есть где жить самому? - Ну, дома, с ними. Только чтоб ни куда не лезли. Я вообще девушку привести хочу. - А на что жить то будете? - Работу найду, а пока родители пусть кормят. На ком ответственность за такие отношения? Кто в свое время не передал ответственность за жизнь этому ребёнку? Получается замкнутый круг: родители воспитывают своих детей, изо всех сил удерживая на себе ответственность. Почему? Это другая тема А вот что происходит с детьми, мы увидели: безответственность, инфантильность, зависимость от чужого мнения. Какие из таких детей получаются мужья и жены? Когда же стоит передавать ответственность детям? У каждого возраста своя ответственность. Я предлагаю свой взгляд на своевременную передачу ответственности:
Все эти составляющие личной ответственности, конечно же, формируются и передаются постепенно. Будут и разбитые тарелки, и плохо выметенный пол, и двойки за неготовый урок. Но это будет ЕГО личный опыт, его двойка, грязные брюки, грубость с друзьями. Именно это и является ценным опытом передачи ответственности. Ведь ребёнок только тогда научится понимать «горячо и нельзя», когда обожжется, мы взрослые, только тогда учимся по настоящему, когда получаем негативный опыт. И это прекрасно. Позвольте своим детям своевременно и по мере сил развивать и формировать ответственность за свою жизнь. Книги, которые помогут вам в этом: А. Фабер, Э. Мазлиш «Свободные родители, свободные дети». Г. Клауд, Д. Таунсенд « Дети: границы, границы» Д. Морозов Техника безопасности для родителей детей нового поколения.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|