|
Аутизм и портретная терапияАвтор статьи: Нагорнова Наталья Анатольевна
Полностью статью (С ФОТОГРАФИЯМИ СЕАНСОВ) можно посмотреть в публикации в "Психологической газете": http://www.psy.su/club/uspeh/90/ Помощь аутичному ребенку «...растягивается на много лет, в течение которых эффекты дней, недель и месяцев могут казаться удручающе малыми или вовсе отсутствующими. Но каждый — пусть даже самый малый — шаг прогресса драгоценен: из этих, неуклюжих поначалу, шажков и шагов складывается общий путь улучшения и приспособления к жизни. Да, далеко не у каждого ребенка этот путь окажется так велик, как того хотелось бы. Но обретенное на этом пути ребенком останется с ним и будет помогать ему жить более самостоятельно и уверенно» (В.Е. Каган)[1]. Раннее выявление болезни и начатая вовремя работа с заболевшим ребенком иногда может снизить симптомы аутизма, облегчить общение с другими людьми. Каждый случай аутизма уникален своими причинами и клиническим проявлениям. Например, в фильмах мы видим разные степени аутизма – от обучаемой в фильме Любови Аркус «Антон тут рядом» (с героем Антоном можно работать) до тяжелой формы у Рэймонда в драме Барри Левинсона «Человек дождя». Нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Наиболее оптимальная версия - это совокупность нескольких причин, повлекших расстройство, сочетающих внутренние и внешние предпосылки в каждом конкретном случае. Иногда болезнь имеет ярко выраженные физические проявления (тогда ставится неврологический диагноз), иногда нарушены эмоциональная и когнитивная сферы (ставится психический диагноз). Но всегда – нарушение коммуникативной функции, контакта с окружающими людьми, отсутствие стремления поделиться с близкими своими ощущениями и впечатлениями. Работая с детьми в различных ситуациях, я уловила, как рисование наброска, портрета удивительно быстро позволяет сконцентрировать внимание ребёнка, сосредоточить его на рисунке. А затем перевести процесс в формат визуального диалога. Это одинаково эффективно с нормально развивающимися детьми, с детьми с СДВГ, с аутичными детьми, с детьми с синдромом Аспергера.
Итак, моя История успеха. Обратилась мама Игоря по поводу его аутичного поведения - необщителен, зажат, прямо в глаза не смотрит, учителя в школе жалуются, что сидит на уроках в съёжившейся позе. Его раздражают звуки, не выносит пение младшей сестры. Посещает художественную школу, но и там не общается, рисует молча. Сеансы портретной терапии, детальное описание
Сеанс Поведение Вторая рука (нерабочая) Общение Взгляд Реакция на его портрет. 1 Напряженная поза. Под столом, прижата к туловищу. Лист всё время елозил по столу, но вторая рука к процессу так и не подключилась. На задаваемые вопросы застывал, прекращал рисовать. Опущен Только чуть глянул на рисунок, взять себе его отказался, прощался нейтрально. 2 Съёжился лишь на несколько секунд, но потом сразу пообмяк. На столе, но сильно напряжена. Лист елозил, но рука оставалась неподвижна, не участвовала в процессе. На задаваемые вопросы застывал, прекращал рисовать Периодически, иногда смотрит в глаза Посматривал на процесс рисования, на бумагу. 3 Свободно выбрал другие мелки (не восковые, а пастельные). Сразу расслаблены обе руки. В процессе рисования отвечал на незначительные сопутствующие вопросы. Взгляд появился! И даже намёк на улыбку (уголком губ). Охотно посмотрел на портрет. Но быстро опустил глаза. 4 Свободно Сразу расслаблены обе руки. Рассказал сложный эпизод о себе. Смотрел прямо. Отслеживал процесс рисования портрета. 5 Свободно, даже вертелся. Сразу расслаблены обе руки. Разговор в режиме диалога. Смотрел прямо. Мгновенная искра в глазах и решение нарисовать задание, до этого вызвавшее затруднение.
1 сеанс
2 сеанс
3 сеанс
4 сеанс
5 сеанс
Изменения на рисунке «Дом, дерево, человек» ДО и ПОСЛЕ портретной терапии:
Г.Назлоян называет аутизм патологическим одиночеством. И предполагает, что «если вывести человека из одиночества, то все остальное тоже должно пройти. …Если найти способ реконструкции утраченного образа “Я”, тогда больной выйдет из своего одиночества, наладится его диалог с самим собой, а тем самым – с окружающим миром. Тогда синдром заболевания должен редуцироваться» [3]. Говорят, внутренний мир аутиста – ларец с драгоценностями, ключ от которого потерян. Но к любому замочку можно сделать универсальную отмычку… Может быть, портрет имеет шанс стать ею? («Отмы́чка — специализированный инструмент, использующийся для открытия замков без ключа с целью осуществления попытки освобождения механизма замка». Ничего не напоминает?) Необходимы только гибкость, тонкость, прочность инструмента. И даже если всю жизнь при открывании этого ларца придётся пользоваться отмычкой, драгоценности его всё равно уже будут доступны, открыты. М.Казинник, исцеляя больных детей музыкой, утверждает: «Не всё сидит в физиологии, а и в духе, в душе» [2]. Многие родители аутичных детей не экспериментируют, успокоились, послушав совета «просто любить, принимать как есть, не мучить непонятными занятиями». Но некоторые мамы рискуют, ищут, пробуют. Они и любят, и принимают детей, но ещё и борются за них. Без веры в положительные изменения самой мамы каждого ребёнка ничего не получится. У меня было несколько безуспешных попыток, когда приводили ребёнка, ждали «волшебную таблетку», при этом сами не выходили из «замороженного» состояния. И только тогда, когда получался контакт, эмоциональное взаимодействие с мамой, происходило и то самое чудо с ребёнком, которое я в своей практике называю ВОЛШЕБСТВО ПОРТРЕТА. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|