Тихо, Сашка, тихо…

Мальчик Сашка был замечательным, умным, любознательным, а главное, он был всегда дисциплинированным. Когда воспитательница задавала вопрос, первым поднимал руку именно он. Чудо, а не ребенок. В группе все дети играли с ним, потому что он никогда не дрался, не кусался…

Эта обычная история про обычного мальчика, казалось бы, о чем тут писать, но эта история приняла другой оборот.

Тогда я работала в психологическом центре и курировала несколько групп детского сада. Графиком работы было предусмотрено проведение групповых занятий два раза в неделю, поэтому возможности наблюдать за воспитанниками постоянно, не было. В начале сентября провела пару проективных тестов, социометрию, в общем, группа была на тот момент слаженной, детки, все как на подбор, замечательные. На родительском собрании, меня поразил один родитель, который проявлял излишнюю активность, часто спорил, и всячески пытался доказывать свое мнение. Все время говорил о нормах воспитания, о том, что нужно детей воспитывать чуть ли не в спартанских условиях, закалять характер. А рядом с ним сидела тихая, ничем не примечательная женщина, которой дебаты мужа были явно не по душе. Это, как вы наверняка поняли, были родители нашего героя. Оказалось, что мать Саши медик по образованию, а отец – педагог.

Работать мне с этой группой очень нравилось, они были по-особенному ласковыми, думаю, что здесь большая заслуга не только родителей, но и сотрудников детского сада. Конечно, все было не так безоблачно, как хотелось бы. То недосып детей, то плохая погода, то какой-то конфликт между сверстниками, сказывался на эффективности рабочего процесса.

Но все быстро устранялось, и жизнь налаживалась.

Я вела занятие, когда заметила, что Саша сидит в самом углу. У него был поникший взгляд, он опустил голову и никому ничего не говорил. На контакт шел не охотно. В конце занятия, когда дети пошли обедать, воспитательница сказала, что это наблюдается несколько дней. Были попытки с ним поговорить, но безрезультатно. Еще через пару дней, мы заметили, что он грызет не ногти, а суставы на пальцах, у него была стерта кожа на пальцах. Это первый сигнал тревоги, страха.

Тихо Сашка тихо

Я позвала Сашу в кабинет и предложила поиграть ему в игру «Два стола». Нужно было выяснить причину, так как мальчик напрямую не говорил. Вспомним, какое у него воспитание. Плакать, ябедничать, драться нельзя, вести себя хорошо и во всем быть идеальным.

Это упражнение направлено на снижение тревожного состояния, работа со страхом через трансформацию негативных чувств. Все проходило в форме игры, где мальчику необходимо было рассадить своих героев за два стола. За хороший стол – положительных, за плохой – отрицательных героев. Положительными героями стали его желаемые черты характера, то, что ему в себе нравиться, то, что его окружает. Это его ресурс. Им были выбраны любовь к маме, улыбка, веселье, доброта, смех и др. Всех героев мы символически обозначили соответствующими картинками. Мальчик расцветал, он говорил о маме, о друзьях, рассказывал веселые случаи. На этом работу остановили, в таком случае надо работать последовательно и очень аккуратно. На следующей встречи нарисовали отрицательных героев. Кулак – «папа дерется, бьет маму», граммофон – «папа кричит, ругается», слеза – «мама постоянно плачет». Когда Саша говорил об этом, чувствовалось напряжение в теле, ребенок начинал дергаться, не мог сидеть на месте. Но мы не заостряли внимание на событиях, нашей задачей было говорить лишь о героях и снизить остроту переживаемых чувств. Потом мы подружили наших героев, и игра закончилась хэппи-эндом.

Ситуация была таковой, родители мальчика находились на стадии развода, мама, оберегая детей от скандала, переехала на съемную квартиру, папа делил детей, наведывался к ним, дебоширил. Слезы, разборки, крик – все это видели маленькие Саша и его сестренка. Психологическая травма? Конечно, да.

Как быть? Этот вопрос задавал себе наш герой, мальчик пяти лет отроду, который безумно любил свою маму и очень боялся папу.  Плакать нельзя, его так воспитали, а как же проявлять эмоции? Другие дерутся, кричат, а это для него было непозволительным. Остается уход в себя, замыкание в себе, внутренняя агрессия. Как он мог защитить свою маму? Как изменить ситуацию? Он чувствовал себя бессильным, так как у ребенка было повышенное чувство ответственности, главным врагом для него был отец, которого не победить.

«Тихо, Сашка, тихо.… Все будет хорошо, ты у меня самый лучший, я тебя очень сильно люблю!» Слова мамы стали для него бальзамом. Потом была индивидуальная работа с Сашей, его мамой, с их семьей. 

А что дальше и чем закончилась эта история? Это жизнь, все сто раз изменилось, только для Саши этот случай стал первым серьезным жизненным уроком.

Прошло уже много лет, и эти детки давно стали школьниками, а я переехала в другой город. Было много клиентов, с самыми разными проблемами, люди разного возраста, разной национальности, были даже иностранцы, но.…  Этого мальчика я помню до сих пор. А ведь так много в нашей жизни случаев, похожих на Сашину историю, на которые мы махаем рукой, не обращая на это внимания.

В завершение хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям:

  1. Не выясняйте отношения при детях, они все чувствуют! Если для Вас ссора это способ расставить приоритеты, победить в конфликте, то для ребенка это «война», где он на минном поле, а бомбоубежища нет.
  2. Не манипулируйте детьми. Не надо использовать их как оружие для запугивания или удержания супруга. Они не игрушки, а живые люди.
  3. Счастливый ребенок растет только в счастливой семье. Если обстановка в семье напряженная, как бы Вы не натягивали на себя маску счастливого родителя, ребенка не обманешь. В дошкольном возрасте ребенок лоялен к матери, поэтому в большей степени, эмоциональный фон зависит от нее.
  4. Семья ради детей – не семья! Сколько несчастливых детей выросло у семей, которые имеют лозунг "Терпеть сквозь зубы, ненавидеть друг друга, но жить, потому что дети.…"  А потом дети вырастают и поскорее стремятся убежать из этого ужаса, не до конца окрепшие, совсем юные, ломают свои судьбы. А Вы, к сорока-пятидесяти годам, понимаете, что Вас с супругом, ничего не связывает, а начинать жизнь с чистого листа поздно и страшно.
  5. Семья для детей! Создавайте условия, в которых детям будет приятно расти и развиваться, где они будут получать психологический комфорт, душевный покой. Любите друг друга, уважайте мнение каждого члена семьи  

 

Берегите себя и свои отношения!

 

 

 



Просмотров: 337
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Детская ревность или нам и без него было хорошо.
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • А были ли деньги? Лучше бы не было.
  • Не ждите от мужчины того, чего у него и не было никогда
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Да не очень-то и надо было!
  • Как принять свою маму, если было так больно.
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Хочу, чтобы все было и ничего за это не было
  • У нее не было детей
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Если бы не было отрицательных эмоций
  • Винникотт: случай мальчика, который плохо говорил и учился
  • Как я сама была у психолога и почему это было ужасно
  • Если б ты меня любил, всё было бы по-другому...
  • Когда я не могу без него жить! Как вернуть себя, и свою удачу, как разлюбить? Психогенетический аспект
  • Стоит ли называть детей именами героев сериала "Игра престолов"?
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • А поговорить? или Какие вопросы нужно (было) задать друг другу, прежде чем вступать в брак? (введение)
  • "Как было бы, если было бы..."
  • Будет ли счастлива женщина, у которой было больше 100 мужчин ?
  • Прежде чем завянуть – дай себя сорвать (метафора об историях любви, которых не было)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь