|
Тихо, Сашка, тихо…Автор статьи: Сафина Эльмира Анваровна
Мальчик Сашка был замечательным, умным, любознательным, а главное, он был всегда дисциплинированным. Когда воспитательница задавала вопрос, первым поднимал руку именно он. Чудо, а не ребенок. В группе все дети играли с ним, потому что он никогда не дрался, не кусался… Эта обычная история про обычного мальчика, казалось бы, о чем тут писать, но эта история приняла другой оборот. Тогда я работала в психологическом центре и курировала несколько групп детского сада. Графиком работы было предусмотрено проведение групповых занятий два раза в неделю, поэтому возможности наблюдать за воспитанниками постоянно, не было. В начале сентября провела пару проективных тестов, социометрию, в общем, группа была на тот момент слаженной, детки, все как на подбор, замечательные. На родительском собрании, меня поразил один родитель, который проявлял излишнюю активность, часто спорил, и всячески пытался доказывать свое мнение. Все время говорил о нормах воспитания, о том, что нужно детей воспитывать чуть ли не в спартанских условиях, закалять характер. А рядом с ним сидела тихая, ничем не примечательная женщина, которой дебаты мужа были явно не по душе. Это, как вы наверняка поняли, были родители нашего героя. Оказалось, что мать Саши медик по образованию, а отец – педагог. Работать мне с этой группой очень нравилось, они были по-особенному ласковыми, думаю, что здесь большая заслуга не только родителей, но и сотрудников детского сада. Конечно, все было не так безоблачно, как хотелось бы. То недосып детей, то плохая погода, то какой-то конфликт между сверстниками, сказывался на эффективности рабочего процесса. Но все быстро устранялось, и жизнь налаживалась. Я вела занятие, когда заметила, что Саша сидит в самом углу. У него был поникший взгляд, он опустил голову и никому ничего не говорил. На контакт шел не охотно. В конце занятия, когда дети пошли обедать, воспитательница сказала, что это наблюдается несколько дней. Были попытки с ним поговорить, но безрезультатно. Еще через пару дней, мы заметили, что он грызет не ногти, а суставы на пальцах, у него была стерта кожа на пальцах. Это первый сигнал тревоги, страха. Я позвала Сашу в кабинет и предложила поиграть ему в игру «Два стола». Нужно было выяснить причину, так как мальчик напрямую не говорил. Вспомним, какое у него воспитание. Плакать, ябедничать, драться нельзя, вести себя хорошо и во всем быть идеальным. Это упражнение направлено на снижение тревожного состояния, работа со страхом через трансформацию негативных чувств. Все проходило в форме игры, где мальчику необходимо было рассадить своих героев за два стола. За хороший стол – положительных, за плохой – отрицательных героев. Положительными героями стали его желаемые черты характера, то, что ему в себе нравиться, то, что его окружает. Это его ресурс. Им были выбраны любовь к маме, улыбка, веселье, доброта, смех и др. Всех героев мы символически обозначили соответствующими картинками. Мальчик расцветал, он говорил о маме, о друзьях, рассказывал веселые случаи. На этом работу остановили, в таком случае надо работать последовательно и очень аккуратно. На следующей встречи нарисовали отрицательных героев. Кулак – «папа дерется, бьет маму», граммофон – «папа кричит, ругается», слеза – «мама постоянно плачет». Когда Саша говорил об этом, чувствовалось напряжение в теле, ребенок начинал дергаться, не мог сидеть на месте. Но мы не заостряли внимание на событиях, нашей задачей было говорить лишь о героях и снизить остроту переживаемых чувств. Потом мы подружили наших героев, и игра закончилась хэппи-эндом. Ситуация была таковой, родители мальчика находились на стадии развода, мама, оберегая детей от скандала, переехала на съемную квартиру, папа делил детей, наведывался к ним, дебоширил. Слезы, разборки, крик – все это видели маленькие Саша и его сестренка. Психологическая травма? Конечно, да. Как быть? Этот вопрос задавал себе наш герой, мальчик пяти лет отроду, который безумно любил свою маму и очень боялся папу. Плакать нельзя, его так воспитали, а как же проявлять эмоции? Другие дерутся, кричат, а это для него было непозволительным. Остается уход в себя, замыкание в себе, внутренняя агрессия. Как он мог защитить свою маму? Как изменить ситуацию? Он чувствовал себя бессильным, так как у ребенка было повышенное чувство ответственности, главным врагом для него был отец, которого не победить. «Тихо, Сашка, тихо.… Все будет хорошо, ты у меня самый лучший, я тебя очень сильно люблю!» Слова мамы стали для него бальзамом. Потом была индивидуальная работа с Сашей, его мамой, с их семьей. А что дальше и чем закончилась эта история? Это жизнь, все сто раз изменилось, только для Саши этот случай стал первым серьезным жизненным уроком. Прошло уже много лет, и эти детки давно стали школьниками, а я переехала в другой город. Было много клиентов, с самыми разными проблемами, люди разного возраста, разной национальности, были даже иностранцы, но.… Этого мальчика я помню до сих пор. А ведь так много в нашей жизни случаев, похожих на Сашину историю, на которые мы махаем рукой, не обращая на это внимания. В завершение хотелось бы дать несколько рекомендаций родителям:
Берегите себя и свои отношения!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|