|
Сказку в жизнь или жизнь в сказку...Автор статьи: 404
Здравствуйте. Сегодня я хочу поговорить о сказке. Создается ощущение, что о сказке и сказать-то особо нечего. Ну, сказка и сказка. А если задуматься, присмотреться, вслушаться в себя и свои ощущения, возникающие при произнесении этих звуков С К А З К А… Происходит нечто волшебное, по телу разливается приятная теплота, а рот растягивается в улыбке. Это у меня, а у каждого может быть по-своему. У подавляющего большинства людей сказка вызывает теплые радостные эмоции. В чём же секрет этого явления? Потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому началу каждого человека, к его творческой основе. Сказка обращена к внутреннему ребёнку, который есть в каждом человеке. Нет детей, которые не любят сказку. Нет взрослых, которые не любят сказку. Уточню, нет живых которые не любят сказку. Если кто-то попытается это опровергнуть – он скорее «мёртв», чем жив. Получается, что тот кто не любит сказку настолько глубоко «похоронил» своего внутреннего ребёнка, что уже его не слышит. Это, всё-таки, ближе к смерти, а не к жизни. И это уже клинический случай. Вспомни, как ребёнком просил маму/бабушку/папу/ и др. рассказать/почитать сказку. А чаще одну и ту же, любимую, много раз подряд. И она не надоедала, а радовала снова и снова, много раз подряд. Кем ты себя представлял/представляла? Какой герой вызывал желание быть на него похожим, а то и им самим? При желании каждый это может вспомнить (клинические случаи здесь не рассматриваем). Так в чём же достоинства сказки, которая входит в нашу человеческую жизнь? Причём входит в детстве и остаётся в жизни навсегда. Какая она сказка? Сказка эмоциональна.Она даёт возможность накапливать положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Это мощное средство развития Эмоционального Интеллекта. Средство гармонизации психической и социальной жизни человека. Сказка экологична. Она позволяет быть эмоционально защищенным в своей драматической реальности, и при этом не сопротивляться её положительному воздействию. Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь. Сказка феерична.Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр. Сказка информативна.Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях. Сказка мудра.Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: 1. Потребность в автономности.В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. 2. Потребность в компетентности.Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. 3. Потребность в активности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: 1)автономность,которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; 2)активность,которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров; 3)социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов; а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|