Сказку в жизнь или жизнь в сказку...

Автор статьи: 404

Здравствуйте. Сегодня я хочу поговорить о сказке. Создается ощущение, что о сказке и сказать-то особо нечего. Ну, сказка и сказка. А если задуматься, присмотреться, вслушаться в себя и свои ощущения, возникающие при произнесении этих звуков С К А З К А

Происходит нечто волшебное, по телу разливается приятная теплота, а рот растягивается в улыбке. Это у меня, а у каждого может быть по-своему. У подавляющего большинства людей сказка вызывает теплые радостные эмоции. В чём же секрет этого явления? Потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому началу каждого человека, к его творческой основе. Сказка обращена к внутреннему ребёнку, который есть в каждом человеке.

Нет детей, которые не любят сказку. Нет взрослых, которые не любят сказку. Уточню, нет живых которые не любят сказку. Если кто-то попытается это опровергнуть – он скорее «мёртв», чем жив. Получается, что тот кто не любит сказку настолько глубоко «похоронил» своего внутреннего ребёнка, что уже его не слышит. Это, всё-таки, ближе к смерти, а не к жизни. И это уже клинический случай.

Вспомни, как ребёнком просил маму/бабушку/папу/ и др. рассказать/почитать сказку. А чаще одну и ту же, любимую, много раз подряд. И она не надоедала, а радовала снова и снова, много раз подряд. Кем ты себя представлял/представляла? Какой герой вызывал желание быть на него похожим, а то и им самим? При желании каждый это может вспомнить (клинические случаи здесь не рассматриваем).

Так в чём же достоинства сказки, которая входит в нашу человеческую жизнь? Причём входит в детстве и остаётся в жизни навсегда. Какая она сказка?

Сказка эмоциональна.Она даёт возможность накапливать положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Это мощное средство развития Эмоционального Интеллекта. Средство гармонизации психической и социальной жизни человека.

Сказка экологична. Она позволяет быть эмоционально защищенным в своей драматической реальности, и при этом не сопротивляться её положительному воздействию.

Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.

Сказка феерична.Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.

Сказка информативна.Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.

Сказка мудра.Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Еще одним большим достоинством сказки является отсутствие возрастных ограничений. Она эффективна не только с дошкольниками или младшими школьниками, для которых является «родным языком», но и с подростками «группы риска». Последние, как правило, характеризуются противоречивостью Я-концепции, в связи с чем им довольно сложно выстраивать отношения с миром. Используя богатый ресурс сказкотерапии, психолог способствует достижению согласованности между отдельными аспектами Я-концепции подростка.

Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Потребность в автономности.В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

2. Потребность в компетентности.Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.

3. Потребность в активности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

1)автономность,которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

2)активность,которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;

3)социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;

а)  мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);

б)  когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;

в)  поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.



Просмотров: 502
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказка про мальчика. О том, как важно попасть в свою сказку. Сказкотерапия.
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Дзене (Сказка о деньгах)
  • Как превратить свою жизнь в сказку? (о методе сказкотерапии для взрослых)
  • Лечение души через сказку, или немного о сказкотерапии
  • Преодоление тревог и страха у детей дошкольного возраста через сказку
  • Печальная сказка о родителях, которые любят конкурировать, используя детей
  • Сказка про Марю и деву-бабочку. Сказка о любви к себе, к своему телу и про поиск счастья
  • Сказка управляет судьбой. Не может быть!
  • Кого больше любят. Психотерапевтическая сказка для детей и взрослых
  • Превратить жизнь в сказку. Неужели возможно?
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о вере
  • Напиши сказку своей жизни
  • Запрет на сказку в своей жизни.
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о Плодах-идеях
  • Сказки для Внутреннего ребенка: Сказка о маленьком Огоньке
  • Хотите изменить жизнь - перепишите свою сказку!
  • Сказка для детей, которые не любят ухаживать за обувью.
  • Аня и Ангел. Сказка, которая учит ребенка переносить неудачи.
  • Сказка про то, как аист ошибся адресом (сказка для усыновленного ребенка)
  • Как продлить сказку или есть ли жизнь после свадьбы?
  • Как придумать волшебную сказку своей жизни с помощью МАК?
  • Развиваем моторику через сказку!
  • Сказка о девочке, которая ищет себя
  • Сказка об улыбке, которая Страх спасала
  • Сказка про маленькую принцессу, которая не верила в себя.
  • Даешь сказку в жизнь: середина
  • «Сказка — ложь, да в ней намек…» или Сказки для детей и взрослых
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Сказка о хмуром человеке (психотерапевтическая сказка)
  • Коррекционная сказка для деток, которые не любят высмаркиваться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь