НОВЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ
или глубоководники, корабельщики и высотники.
Часть 1
Благодарности
Хочу сказать спасибо моей коллеге психологу и, на момент нашего вдохновляющего разговора, "корабельщику" Татьяне Безлапотновой. Без неё эта статья бы не родилась.
Борис Никифоров, психолог-консультант, "глубоководник"
Мир, в котором мы живём
Дифференциальная психология – раздел большой, и людей уже классифицировали на все лады и мотивы, начиная с известного деления по темпераменту (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик) и заканчивая миннесотским многоаспектным личностным опросником MMPI, который делит людей по 10 шкалам, плюс ещё шкалы лжи, достоверности и коррекции, чтобы уж наверняка. Но у всех этих классификаций есть один существенный минус – сложность применения в обычной жизни.
У всех классификаций есть один существенный минус – сложность применения в обычной жизни.
Как выделить, кто перед вами? Холерик или сангвиник? Депрессивный человек или ипохондрик? Можно проработать психологом лет 10, и определять автоматически, можно давать тесты каждому, с кем хочется наладить общение, но этот вариант плохо применим в обычной жизни. Не все согласятся становиться терапевтами, или таскать в сумке бланки опросников. Да и не все захотят на них отвечать, а если так и случится, то что с этим делать? Вы же вроде просто хотели пообщаться, а получается, что становитесь кем-то между психологом и нанимателем на работу. Сложно, да и не нужно.
Поэтому я хочу вам предложить интуитивно понятную, прикладную в жизни технику и классификацию. В ней нет премудростей, нет вопросов и тестов. Достаточно иметь воображение, некоторую чувствительность и желание понять собеседника. Хотя, я уверен, что у вас всё это есть и небезосновательно. Во-первых, раз вы до сих пор меня читаете, значит вы достаточно замотивированы и терпеливы. Во-вторых, достаточно чувствительны, чтобы думать о понимании других людей. А, в-третьих, у вас достаточно развито воображение, ведь, чтобы думать про общение с кем-то, нужно для начала его вообразить. Итак, у вас всё есть. Осталось лишь дочитать статью и пользоваться новым инструментом. Приступим.
Я хочу вам предложить интуитивно понятную, прикладную в жизни технику и классификацию.
Моя классификация проста и понятная. Существует три типа людей: глубоководники, корабельщики и высотники. Я специально взял именно такие устаревшие названия дайверов, моряков и пилотов, потому что они наиболее чётко отражают то, что нужно будет представлять. Вы помните, воображение для нас очень важно.
Итак, представьте, что весь мир общения, где есть и вы, и ваши собеседники - это морской горизонт. Примерно такой.
Не считая рыбок, персонажей у нас, как и договаривались, три типа. И каждому из них присуща разная стихия, разная глубина личного взаимодействия с другим человеком. Глубоководники любят общаться между собой о глубоких, сложных чувствах, проблемах. О смыслах жизни. О бытии. Каждая проблема глубоководника – это целый раздел его подводного мира. Глубоководнику ни за что нельзя говорить что-нибудь обесценивающее, из серии «не парься», «это ерунда», «посмотри иначе». Он находится на связи с каждой из своих эмоций. Каждый словесный кивок его ласты даёт вибрации на весь организм. Он видит в продавщице колбасы такую же глубоководность, как и во Льве Толстом. И очень расстраивается, если та ни то что нырять, она и заглядывать-то туда не планирует. Она - корабельщик, привыкший выполнять свои чёткие функции. И в момент работы её отвлекать абсолютно бесполезно. Её девиз - не заглядывать глубоко, а крепко стоять на ногах и, желательно, кушать вкусную уху.
Глубоководнику ни за что нельзя говорить что-нибудь обесценивающее, из серии «не парься», «это ерунда», «посмотри иначе». Он внутри каждой из своих эмоций.
А вообще в разговоре не за кассой корабельщик человек приятный и практичный. Разговаривают 2 корабельщика о конкретных, понятных вещах. Они не тонут в своих чувствах, а плавают над ними. Они могут быть для глубоководников тёплыми и поддерживающими, не дающими им окончательно лечь на дно в глубины собственного океана чувств. Они могут с борта неплохо подстраховать, чтобы глубоководника не снесли его подводные течения. Где-то остановить его с погружением. Это может быть отличный тандем, когда подводник с энтузиазмом откликается на предложение корабельщика, протянуть руку помощи. А моряк, с удовольствием слушает подробности про подводную стихию. Он умеет на ней балансировать, но нырять слишком глубоко – опасно для психического здоровья, а тут живой экстримал. Поэтому к подводнику относится с уважением и интересом. Собственно, как и к высотникам, которые рискуют здоровьем физическим. Корабельщик - некое связующее звено между этими двумя типажами.
Корабельщик - человек приятный и практичный. Разговаривают 2 корабельщика о конкретных, понятных, вещах. Они не тонут в своих чувствах, а плавают над ними.
Высотник, в глубинах не плавает, да и вообще к бурям чувств имеет достаточно лёгкое отношение, которое иногда может граничить с пренебрежением. Но это из-за разных эмоциональных языков общения. Если вы не понимаете арабского, то разговорная передача на нём вам быстро надоест. Высотник больше привык любоваться на всё происходящее сверху, испытывая яркие и быстросменяющиеся чувства. Для него корабельщики слишком заняты своими рутинными делами, а чем заняты подводники ему вообще непонятно. Сидят в своём болоте. Не то, что он, высотник! Первым делом самолёты, парапланы, вертолёты! Жизнь штука лёгкая, азартная, в ней столько скорости и драйва, что некогда сидеть на одном месте или копаться в глубинах. Общение для высотника, как и вся его жизнь - это радость, лёгкость, новые впечатления, интерес и быстрая смена предмета внимания. И в глубины он не уходит не случайно. Если на крутом вираже с огромной скоростью, со сложной траекторией слишком низко взять – слишком приблизиться к собственным чувствам, то риск для жизни сильно увеличивается, концентрация на внешнем теряется в пользу внутреннего. Пилоту это непростительно – притупляется реакция, концентрация на смене событий. Такая функция, как чувствовать себя должна быть на автомате и в рамках. Никаких лишних озарений и анализа. Впрочем, с корабельщиками высотники поговорить ещё могут! Те плывут медленно, на поверхности, и рады рассказам о тех чудесных местах, которые увидел высотник в небе. О тех рисках, которые он прошёл. Корабельщик им восхищается, как и водолазом, они оба ему дают эмоции, но с разных сторон. Высотнику же нравится в моряке его практичность и тепло. Как говорится, полёт полётом, а обед по расписанию. Ему-то, как раз, стабильности не достаёт, поэтому симпатия взаимна. Корабельщик, в отличие от подводника, "доставать" длительными двусмысленными вопросами не будет, но если что, может и борт для посадки предоставить, и рассказать о том, как живут тут на земле, пока высотник витает в облаках. Что может быть интересно высотнику, для лёгкого разнообразия впечатлений и ощущения, что всё-таки он не совсем оторвался от реальности.
Общение для высотника, как и вся его жизнь - это радость, лёгкость, новые впечатления, интерес и быстрая смена предмета внимания.
Вот вкратце жизнь этого мира, высотников, корабельщиков и глубоководников.
На этом конец первой части! Всё самое интересное и прикладное читайте в следующей части статьи "Новый мир общения: кто я и как мне общаться".
---------------
Если Вам понадобится моя психологическая помощь очно или он-лайн, если захотите разобраться в тревожащей вас ситуации, то добавляйтесь в друзья в соц.сетях, обращайтесь в скайп или пишите на е-мэйл:
http://www.psyoffice.ru/nikiforoff/
Skype: psy-r28
E-mail: [email protected]
http://vk.com/boris_gestalt
http://www.facebook.com/boris.gestalt
---------------