|
Зачем нам знание своих корней?Автор статьи: Кондратенко Юлия Александровна
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению интереса к истории своего рода. Интерес подогревается художественными и документальными фильмами, в которых часто можно услышать о новом прочтении событий, случившихся в нашей стране в недавнем прошлом. И, конечно, возникает резонный вопрос – «А как все было у меня… на самом деле, у нас, в нашем роду?» Что-то из своей истории мы, конечно, знаем и помним. В среднем, каждый россиянин знает свой род до 3-4-го поколения (т.е. до бабушек и прабабушек). Но, вот, что дальше? Часто «дальше» - это непроверенные факты, примерные даты, имена, и зияющие «белые пятна». Как случилось так, что историю своего рода, на сегодняшний день, надо восстанавливать? При каких обстоятельствах сложился дефицит истории рода? Без сомнения, почти в каждой российской семье, существует нехватка информации о своем роде. И у этого есть свои исторические причины. Если рассматривать ситуацию в целом, то все они сводятся к следующему: 1.Последние 100 лет Россия переживала не самые спокойные времена. Революции, вереница опустошающих войн, голодомор, тюрьмы, политические лагеря, коллективизация (список можно продолжать) – уносили многие тысячи жизней людей, являющихся, по сути, живыми носителями истории своего рода. То, что знали они и могли рассказать о жизни своего рода, не подлежит восстановлению. Эта субъективная информация ушла вместе с ними, их мнение нам уже не спросить, а оно, безусловно, было бы важным. 2.Умалчивание членами рода истинной информации об истории своего рода. В результате смены идеологического строя, целое поколение людей, опасаясь за свою жизнь и жизнь своих родственников, нередко вынуждены были скрывать свои истинные имена и фамилии, принадлежность к определенному сословию, свою национальность и т.д. Надо ли говорить, что потомки, оставшихся в России, дворян, белых офицеров, духовенства и прочих представителей высшего сословия, стараясь утаить подробности жизни предков, неохотно рассказывали о них своим детям, а иногда меняли свою историю и фамилии до неузнаваемости. Похожая ситуация встречалась в семьях с «опальной» национальностью. В разное время, на территории России, люди определенной национальности – немцы, поляки, татары, евреи и т.д. попадали в опалу. Связано это было с политической ситуацией в стране и с субъективными суждениями о них у верхушки власти. Большие группы людей, объединенных по национальному признаку, нередко перевозились из центральных районов на окраины страны. Принадлежность к определенной национальности могла закрыть доступ к поступлению в престижный институт или получению высоко оплачиваемой работы. Урон для истории рода заключался в том, что вместе с «забыванием» кто я есть, забывались и культурные особенности – язык, национальные традиции, культура своего рода. Стоит отметить также людей, причисляемых к «врагам народа», оказавшимся не угодными правящему режиму, по всевозможным причинам. Причины могли быть самые разные – случайная шутка, подозрительные отношения с кем-то «неблагонадежным», вольность в суждениях и т.д. Этого было нередко достаточно, чтобы виновного и всю его семью причислили к статусу «врагов народа». Последующие действия властей, в отношении таких семей становились уже обычными – аресты, отправление в лагеря, расстрелы, определение детей "виновного" в детские дома и интернаты. После этих процедур, детям «врагов народа» часто приходилось замалчивать истории о своих родителях, нередко отказываться от родства с родителями и менять свою фамилию на другую. Неудивительно, что и по сей день, получить правдивую информацию о роде в подобных семьях, бывает крайне затруднительно. Старшие родственники, сами того не осознавая, как будто снова начинают чувствовать страх за себя и своих близких и, в результате, очень долго не хотят и не могут рассказать о реальных подробностях жизни родственников. 3. Передача истории своего рода из поколения в поколение не входила в задачи современного общества. Государство считалось молодым, с новыми взглядами на жизнь, а это значит, что все, что происходило до революции, нуждалось в пересмотре и изменении. Новая послереволюционная история с героями-красногвардейцами, проявившими себя в годы революции и гражданской войны, радостно приветствовалась, а разговоры о бойцах, сражавшихся за Россию, к примеру, в Первой мировой войне, практически не поддерживались. Задачи общества на тот момент были глобальными – поддерживать существующий строй, построить коммунизм, победить в войне, восстановить страну и т.д. Значимость сохранения и передачи информации о своем роде не воспринималась серьезно. В это время нередко страдала культура малых народностей. Передача своих «исконных» традиций часто была невозможной, и даже стремление говорить на родном языке не приветствовалось. Поэтому постепенно утрачивалась и обесценивалась информация о своей национальности, своем культурном наследии, а вместе с ним и о родовом наследии и его особенностях. Для сравнения, в современном обществе, тема истории рода активно поддерживается в последние годы. Составление своей родословной начинает практиковаться уже в младших классах среднеобразовательной школы. Архивные данные становятся все более доступными – они оцифровываются и выкладываются в интернет. Есть возможность запрашивать информацию о своих предках в архивах. Люди с готовностью откликаются на возможность рассказать о своей родовой истории в многотысячном шествии «Безымянного полка» в День Победы. Растет количество сайтов, предлагающих помощь в составлении генеалогического древа в компьютерном формате, стал доступным поиск родственников в социальных сетях, увеличивается количество обращений за помощью на специализированные сайты и к услугам частных родоведов. Отвечая на вопрос - Зачем нам знание своих корней? - могу сказать, что точного ответа на этот вопрос не существует. У каждого человека есть свои убеждения на этот счет. Однако, основываясь на многолетней групповой работе по восстановлению своей родовой истории, я могу выделить наиболее часто встречающиеся причины, которые побуждают людей заняться такой работой: 1.Люди хотят знать свою историю, потому что хотят заполнить существующие «пустоты» в своей родословной. Да, просто знать. Это оказалось вполне нормальным для определенной части людей - в ситуации мира в стране и относительной экономической стабильности- заняться восстановлением своей истории. Их не надо просить это делать. Они сами, повинуясь каким-то внутренним законам и убеждениям, пытаются выстроить историческую и логическую цепочку родовой истории. Надо сказать, построение своей родословной - процесс крайне увлекательный. Много раз убеждаюсь, что стоит только начать участнику группы собирать свою историю, он заряжает этим интересом всю свою родню. Есть что-то в этом процессе от геологических и археологических раскопок, а нередко вся деятельность, по восстановлению истории рода, напоминает работу детектива. Небольшое количество изначальной информации может очень интриговать и побуждать к решительным действиям, а непредсказуемость разворачивающихся сюжетов может достаточно сильно увлечь. 2. Люди хотят разобраться с неблагоприятным «родовым наследием» и исправить ситуацию. В таких семьях нередко можно наблюдать целый ряд ощутимых симптомов, свидетельствующих о большом напряжении, связанном с замалчиванием сложной ситуации в роду, случившейся когда-то в прошлом. О чем как правило молчат в роду - о существовании криминальных личностей в роду, об убийствах родственников другими членами рода, о родственниках-дезертирах во время войны, о полицаях среди родственниках, о солдатах, служивших "не в тех войсках" и т.д. Это «замалчивание ситуации» передается от поколения к поколению, как «скелет в шкафу». Сначала молчали дедушки-бабушки, потом «по привычке» стали молчать родители и т.д. Рассмотреть детально, что происходило, допустим 30-40 лет назад, ни у кого не хватает духа. Пока не набирается «критическая масса» образовавшихся проблем, требующих незамедлительного разрешения (неустроенные судьбы молодых людей, суициды в семье, все виды зависимостей и т.д.). В таком случае, люди обращаются к психологам и иногда им предлагают построить генограмму своего рода, допустим за последние 4 поколения. Этого порой бывает достаточно, чтобы прояснить «проблемную» часть родовой истории. В некоторых ситуациях, необходимо более глубокое изучение своей родовой истории и психологическая поддержка. Вынимая какую-то «проблемную» историю на поверхность (иногда с помощью самого старшего представителя рода, рассказавшего эту историю впервые в жизни), мы работаем с восприятием этой истории у сегодняшнего поколения. Часто люди долгое время пытаются понять и принять своих родственников, попавших в непростую ситуацию в прошлом.Пытаются ее каким-то образом психологически прожить для себя, заполняя тем самым вакуум в историческом повествовании о своем роде. Они как бы пытаются внедрить эту мысль в себя: «Да, в нашем роду, в моей семье, происходили и такие события, были и такие люди, но тому способствовали обстоятельства и время». Какое-то время они, конечно, испытывают сложные чувства ко всему происходящему и главным героям этих событий. Но со временем, рассказывая эту историю, им удается ее принять, простить главных героев и «отпустить» эту ситуацию. В результате этого происходит «освобождение» от этой истории, а вместе с ней от неизвестности, тяжести и навязчивой тревоги. На их место приходит уверенность в себе, прилив сил для творчества и новых смелых шагов в сегодняшней жизни. 3. Люди хотят получать поддержку от своего рода. Очень часто причиной обращения к истории рода, является запрос на получение энергии, силы, веры в себя, для того, чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни или принять важное решение. Это могут быть серьезные медицинские операции, зачатие, беременность, роды, переезды из одной страны в другую с «потерей корней», находящихся всегда рядом и т.д. Так или иначе, у человека появляется желание сделать более прочной связь со своими «незримыми» корнями, сделать эту связь очевидной и практически осязаемой. Этого эффекта, действительно, удается достичь, благодаря изучению истории своего рода. В момент погружения в свою историю, люди, как правило, «знакомятся» со своим родственниками, узнают их имена, род деятельности, погружаются в особенности семейного и бытового уклада. После проведения медитативных практик, клиенты часто делятся ощущениями незримого присутствия своего рода у себя за плечами, поддерживающего и направляющего в сегодняшний день, часто с посылом – «Живи так, как считаешь нужным. Люби тех, с кем хочется жить и кого хочется любить. Делай то, к чему лежит душа.» Таким образом, отвечая на вопрос «Зачем искать и знать свои корни?», возникает уже осознанный ответ – затем, чтобы хорошо жить в дне сегодняшнем, чтобы не повторять ошибок предков, чтобы пересмотреть характер отношений в роду и сделать свою жизнь свободной и счастливой. www.ykondr.com.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|