Невозможно говорить о близости, о любви, игнорируя феномен зависимости.
... Вот этот другой человек ко мне хорошо относится - мне так приятно, безопасно, я чувствую себя любимой. Наверное, это ЛЮБОВЬ. Но... Как только он отошел от меня – я чувствую себя брошенной, мне небезопасно, мир рухнул. И это уже ЗАВИСИМОСТЬ.
Причины формирования зависимости уходят корнями в глубокое детство. Когда ребенок рождается, он находится в отношениях симбиотической зависимости с матерью. Важнейшая задача этого периода, который длится примерно до 9 месяцев, – установление эмоциональной связи, которая служит для ребенка основой его развития и доверия к миру. Дети, полноценно прожившие эту стадию, имевшие хорошую эмоциональную связь со своими родителями, получившие достаточное количество любви и заботы, не боятся исследовать мир, легко приближаются к другим людям, восприимчивы и открыты к обучению.
Если на этой стадии развития произошел какой-то сбой, например, мать была отстраненной и тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком не была установлена, у ребенка не возникнет ощущения безопасности. Такие дети боятся окружающего мира и перемен. Они приближаются к другим людям застенчиво и осторожно, что затрудняет для них исследование неизвестного. Такие дети как бы «привязанные» к своим родителям. Недостаточность любви, внимания и заботы делает их уязвимыми и «приклеенными» к своим родителям, а в будущем зависимыми от других людей.
В течение следующего периода развития, пик которого приходится на 18-36 месяцев, главной задачей развития является отделение. У ребенка выражен стимул к исследованию мира и отделению («Я хочу это сделать сам»). На данной стадии ребенку необходимо вдвое чаще слышать «да», чем «нет». Окружающая обстановка - доступна для исследования и безопасна. Родитель - рядом, физически и эмоционально присутствует, обеспечивает безопасность и поддержку, но не ограничивает исследовательский импульс. Ребенку необходимо почувствовать, что он сам что-то может, что он ценен и важен для своих родителей, и плоды его деятельности тоже ценны. Важно чувствовать, что даже если родителя сейчас нет рядом, его все равно любят и родитель вернется. Все эти условия необходимы для того, чтобы потом, во взрослом состоянии, человек ощущал себя полноценным, уважал себя и других, умел вступать с людьми в глубокий эмоциональный контакт, был активным и ответственным.
Если развитие пошло иначе, психологического рождения ребенка не произойдет. Он «увязнет» в зависимых отношениях с родителями (чаще с матерью), будет испытывать повышенную тревожность, мир будет страшен для него, исследовательский импульс будет снижен. Ему трудно будет строить теплые отношения с людьми, все будет отравлено страхом и недоверием. Он не будет себя чувствовать отдельной личностью, способной позаботиться о себе, ответственной за свои поступки. Отношения, в которые будет вступать такой человек, будут в той или иной степени зависимыми, т.е. несвободными. Они будут принудительными, необходимыми для выживания, мотивированными страхом перед жизнью.
На этом этапе развитие не заканчивается, и человек в период роста проходит и другие стадии развития, в течение которых ранние повреждения могут быть залечены. Но если излечения не произошло, то став взрослым, он будет вступать в зависимые отношения с другими людьми.
О Любви и близости можно говорить, когда у «Я» и «Ты» сохранены границы. " Мы ищем оптимальную точку, только в краткие моменты переживая близость, постоянно чувствуя, какая же оптимальная дистанция сейчас может быть между нами … Я не могу любить, если у меня нет права не любить." Близость предполагает постоянный риск отделения. Там, где есть ценность, всегда потенциально находится боль, и часто желание избежать боли приводит к избеганию близости...
Близость возможна только в том случае, если есть право на свободу действовать в своих интересах. Переживание присутствия другого человека как одной единственной ценности превращает близость в зависимость. Близость предполагает, что два человека могут обойтись друг без друга, но вместе им хорошо. Зависимость же означает массу причин невозможности отойти друг от друга. Поэтому в зависимости всегда много злости, напряжения, вины, невыносимости, однако есть иллюзия защищенности.
Часто путают близость и физическое приближение. Отсутствие близости многие пытаются заместить сексуальностью. Сексуальность, однако, являясь одним из языков любви, по факту может оказаться просто разрядкой напряжения при голодной потребности в близости у одного человека и приятной игрой для другого...
Ещё можно вступить в отношения близости с позиции ребенка. Ребенок имеет право на любовь изначально. Это право иметь что-то без работы хочется сохранить подольше, говорить детским голосом, жаловаться, болеть... Выглядит мило, но раздражает, вызывая скорее чувство неловкости, чем переживание близости. Попытка остаться ребенком в отношениях есть борьба за власть в этих отношениях, стремление получить близость через зависимость. Но если очень много энергии потрачено на борьбу за власть в отношениях, на близость уже не остается ресурсов.
Близость - это процесс, который каждый раз надо простраивать заново, от ошибки к ошибке, день за днем... "Хотел, чтобы пожалели, а получил уважительную нежность к своей печали. Хотел близости, но уцепился слишком сильно и встретился с раздражением." И, так далее... Что же делать? "Падать, вставать, чувствуя себя совсем одиноко, и снова идти... Это процесс, который нельзя проконтролировать, сделать должным, подчинить морали. Близость случается или нет, или она возможна, но не сейчас." Она не предполагает благодетелей и зависимых от чьих-то благодеяний, это союз, приблежение-отдаление, творчество...
(Статья написана с выдержками из лекций Е. Калитеевской, философия которой близка.)