Любовь. Близость. Зависимость.

Невозможно говорить о близости, о любви, игнорируя феномен зависимости. 
... Вот этот другой человек ко мне хорошо относится - мне так приятно, безопасно, я чувствую себя любимой. Наверное, это ЛЮБОВЬ. Но... Как только он отошел от меня – я чувствую себя брошенной, мне небезопасно, мир рухнул. И это уже ЗАВИСИМОСТЬ.
Причины формирования зависимости уходят корнями в глубокое детство. Когда ребенок рождается, он находится в отношениях симбиотической зависимости с матерью. Важнейшая задача этого периода, который длится примерно до 9 месяцев, – установление эмоциональной связи, которая служит для ребенка основой его развития и доверия к миру. Дети, полноценно прожившие эту стадию, имевшие хорошую эмоциональную связь со своими родителями, получившие достаточное количество любви и заботы, не боятся исследовать мир, легко приближаются к другим людям, восприимчивы и открыты к обучению.
Если на этой стадии развития произошел какой-то сбой, например, мать была отстраненной и тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком не была установлена, у ребенка не возникнет ощущения безопасности. Такие дети боятся окружающего мира и перемен. Они приближаются к другим людям застенчиво и осторожно, что затрудняет для них исследование неизвестного. Такие дети как бы «привязанные» к своим родителям. Недостаточность любви, внимания и заботы делает их уязвимыми и «приклеенными» к своим родителям, а в будущем зависимыми от других людей.
В течение следующего периода развития, пик которого приходится на 18-36 месяцев, главной задачей развития является отделение. У ребенка выражен стимул к исследованию мира и отделению («Я хочу это сделать сам»). На данной стадии ребенку необходимо вдвое чаще слышать «да», чем «нет». Окружающая обстановка - доступна для исследования и безопасна. Родитель - рядом, физически и эмоционально присутствует, обеспечивает безопасность и поддержку, но не ограничивает исследовательский импульс. Ребенку необходимо почувствовать, что он сам что-то может, что он ценен и важен для своих родителей, и плоды его деятельности тоже ценны. Важно чувствовать, что даже если родителя сейчас нет рядом, его все равно любят и родитель вернется. Все эти условия необходимы для того, чтобы потом, во взрослом состоянии, человек ощущал себя полноценным, уважал себя и других, умел вступать с людьми в глубокий эмоциональный контакт, был активным и ответственным.
Если развитие пошло иначе, психологического рождения ребенка не произойдет. Он «увязнет» в зависимых отношениях с родителями (чаще с матерью), будет испытывать повышенную тревожность, мир будет страшен для него, исследовательский импульс будет снижен. Ему трудно будет строить теплые отношения с людьми, все будет отравлено страхом и недоверием. Он не будет себя чувствовать отдельной личностью, способной позаботиться о себе, ответственной за свои поступки. Отношения, в которые будет вступать такой человек, будут в той или иной степени зависимыми, т.е. несвободными. Они будут принудительными, необходимыми для выживания, мотивированными страхом перед жизнью.
На этом этапе развитие не заканчивается, и человек в период роста проходит и другие стадии развития, в течение которых ранние повреждения могут быть залечены. Но если излечения не произошло, то став взрослым, он будет вступать в зависимые отношения с другими людьми.
О Любви и близости можно говорить, когда у «Я» и «Ты» сохранены границы. " Мы ищем оптимальную точку, только в краткие моменты переживая близость, постоянно чувствуя, какая же оптимальная дистанция сейчас может быть между нами … Я не могу любить, если у меня нет права не любить." Близость предполагает постоянный риск отделения. Там, где есть ценность, всегда потенциально находится боль, и часто желание избежать боли приводит к избеганию близости...
Близость возможна только в том случае, если есть право на свободу действовать в своих интересах. Переживание присутствия другого человека как одной единственной ценности превращает близость в зависимость. Близость предполагает, что два человека могут обойтись друг без друга, но вместе им хорошо. Зависимость же означает массу причин невозможности отойти друг от друга. Поэтому в зависимости всегда много злости, напряжения, вины, невыносимости, однако есть иллюзия защищенности.
Часто путают близость и физическое приближение. Отсутствие близости многие пытаются заместить сексуальностью. Сексуальность, однако, являясь одним из языков любви, по факту может оказаться просто разрядкой напряжения при голодной потребности в близости у одного человека и приятной игрой для другого...
Ещё можно вступить в отношения близости с позиции ребенка. Ребенок имеет право на любовь изначально. Это право иметь что-то без работы хочется сохранить подольше, говорить детским голосом, жаловаться, болеть... Выглядит мило, но раздражает, вызывая скорее чувство неловкости, чем переживание близости. Попытка остаться ребенком в отношениях есть борьба за власть в этих отношениях, стремление получить близость через зависимость. Но если очень много энергии потрачено на борьбу за власть в отношениях, на близость уже не остается ресурсов.
Близость - это процесс, который каждый раз надо простраивать заново, от ошибки к ошибке, день за днем... "Хотел, чтобы пожалели, а получил уважительную нежность к своей печали. Хотел близости, но уцепился слишком сильно и встретился с раздражением." И, так далее... Что же делать? "Падать, вставать, чувствуя себя совсем одиноко, и снова идти...  Это процесс, который нельзя проконтролировать, сделать должным, подчинить морали. Близость случается или нет, или она возможна, но не сейчас."  Она не предполагает благодетелей и зависимых от чьих-то благодеяний, это союз, приблежение-отдаление, творчество...

 (Статья написана с выдержками из лекций Е. Калитеевской, философия которой  близка.)



Просмотров: 396
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Близость в отношениях. Ч.9. Близость. Новый взгляд на проблему. Практика Близость к себе
  • Близость в отношениях. Ч.7. Близость к себе, про отношения Я+я. Практика
  • Близость в отношениях. Ч.13. Мама, как главная фигура в формировании близости для девочки.
  • Близость в отношениях. Ч.11. Папа, как главная фигура в формировании близости для девочки.
  • Близость в отношениях. Ч.8. История про границы и близость в паре. Начало
  • Близость в отношениях. Ч.10. Личные границы. Продолжение про близость
  • Близость в отношениях. Ч.5. Исследуем свою близость с партнёром. Практика
  • Близость в отношениях. Ч.6. Что такое близость, в чем её важность? Практика, исследуем
  • Если близость в отношениях уходит вместе с прежней теплотой и страстью
  • Мелодия близости или психологическая близость и ее феномены, как магистральный фокус наблюдений.
  • Близость в отношениях. Ч.15. Погружение в детство, как способ найти себя.
  • "Ловушки" любви: «Если ты будешь любить меня, то я не буду чувствовать себя никчемным»
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Близость или созависимость? Как понять разницу и не потерять себя в отношениях
  • Близость и дистанция. Как найти баланс в отношениях с ребенком.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Что такое «мучительная близость» и как детям и родителям прекратить быть обузой друг для друга*
  • Навязанная близость, или "я подарю тебе себя".
  • Секс как близость и секс как уход от близости
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Прикосновение сердца.. Как сохранить эмоциональную близость в отношениях.
  • Аноргазмия. Хочу сохранить отношения, но если не будет секса, то мы расстанемся. Женская сексуальность
  • Как создать эмоциональную близость в отношениях?
  • Если у вас нету тети. Стадии близости
  • Выстраивание эмоциональной близости в отношениях. Этап первый, узнавание друг друга
  • Близость и риск в отношениях. Откровенность или иллюзии.
  • Эмоциональная близость в отношениях
  • Близость в отношениях. Ч.4. Выбор: меняться в отношениях или оставаться в обнимку со своей правдой.
  • Что будет с ребёнком в будущем, если не реагировать на плач младенца сейчас?
  • А может это любовь? Близость или слияние?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь