Тест Векслера на практике

 Я клинический психолог, и мне пришлось много поработать с тестом Векслера. Я работала  в психоневрологическом диспансере, где дети проходили обследование у психолога для комиссии ПМПК, взрослые и дети обследовались для уточнения диагноза. А также я работала в экспертной комиссии МСЭ, где обследование проходили взрослые люди после инсультов или других органических патологий мозга для получения инвалидности. Во всех этих случаях применялся тест Векслера и даже был обязателен. 

Тест Векслера на практике

       В России существует три варианта тестов Векслера, все они измеряют уровень развития интеллекта:

1. WPPSI для дошкольников от 4 до 6,5 лет. Применяется в детских садах, более поздний вариант теста, тест состоит из 10 субтестов, адаптация Ильиной М.Н.

2. WISC для детей от 5 до 16 лет. Применяется везде, довольно старый, но зарекомендовавший себя тест, 12 субтестов, адаптация Панасюка А.Ю.

3. WAIS для взрослых от 16 лет. Тоже старый вариант, который применяется повсеместно, 11 субтестов, в адаптации Панасюка А.Ю.

         Как и любые тесты на интеллект Векслер состоит из заданий, сложность которых постепенно увеличивается. Все задания делятся на вербальные (вопросы, арифметические задачи, повторение чисел) и невербальные (сложить пазлы, выложить кубики, разложить картинки в последовательность). Не буду описывать подробно теорию и содержание субтестов, это легко найти в других статьях.

    С помощью теста Векслера можно определить, в какую школу и когда лучше направить ребенка с ЗПР, аутизмом и др.  Балл по тесту Векслера является главным и основным аргументом для распределения детей на комиссии ПМПК. Этим же тестом определяется степень умственной отсталости у детей и взрослых, соответственно, определяется, есть ли вообще умственная отсталость, а от этого зависит получение инвалидности. В практике МСЭ (медико-социальная экспертиза) с 2019 года введен обязательный осмотр психолога для больных, перенесших инсульт, инфаркт и др. Я знаю, что финальная комиссия реально смотрит на баллы IQ, и на их основании может отказать в инвалидности (если баллы, например, высокие), решив, что больной в состоянии думать и работать сам.

       Становится понятно, что результаты теста имеют решающую силу, и ошибка может стоить кому-то «путевки» в речевую школу или возможности получать выплаты по инвалидности.

      Тест большой, занимает от 30 до 60 минут индивидуального проведения, правила поведения психолога и способ подачи заданий полностью регламентированы и подробно описаны в методическом руководстве к тесту. Придется немало потренироваться, прежде чем получится проводить тест легко и четко. Существуют даже мастер-классы и вебинары по тесту Векслера, что, безусловно, облегчает работу с ним.

      Например, раскладывать карточки для определения последовательности событий нужно в определенном порядке, успевая засекать время работы с каждой серией карточек, и потом переводить эти показатели в баллы по таблице. И также с кубиками, пазлами, шифровкой, лабиринтами. Это реально напряженный процесс для психолога, даже когда он отлажен, требует внимания. Получается, тестирование состоит из множества мелких нюансов и то, как организован стимульный материал (кубики, бланки, пазлы и т.д.), становится важным.

       Вот как выглядит тестирование ребенка или взрослого в кратком описании:

1. Знакомство и короткая беседа позволяет понять сохранность речи и примерный уровень мышления, если есть подозрения, что мышление снижено или ребенку меньше 8 лет, то давать задания нужно с первого номера, т.е. с самых легких вопросов.

2. Основной этап предъявления заданий: сначала вербальная часть (из вопросов, арифметических задачек, запоминания цифр, аналогий), затем невербальная часть (картинки, кубики, пазлы, шифровка). Запись баллов удобно делать на простом листе, где отмечен номер субтеста и количество баллов по нему в строку (Например, субтест 3: 2, 1, 2, 2, 1 = 8 сырых баллов). На этом же листе справа я делаю отметки о реакциях испытуемого: эмоциональное реагирование, подвижность, внимание, утомляемость, заинтересованность, характеристики речи и т.п.

3. Теперь можно посчитать количество сырых баллов и перевести их в шкальные баллы (конечные). Высчитывается три показателя, которые указываются в заключении: ВИП (вербальный интеллектуальный показатель – оценка выполнения вербальной части), НИП (невербальный интеллектуальный показатель – оценка выполнения невербальной части теста) и собственной коэффициент IQ – общий показатель интеллекта).

4. Определяем, в какую нормативную категорию получившиеся баллы IQ попадают: средний уровень интеллекта, или ниже среднего, или умственный дефект (уточняем какой глубины это умственная отсталость по МКБ-10). Все необходимые таблицы есть в методичке.

5. Построение интеллектуального графика (просто количество шкальных баллов по каждому субтесту в наглядном виде) не обязательно, но это не сложно сделать.

6. Написание заключения. Это документ, где нужно указывать не только результат в баллах, но и описать, как человек реагировал в процессе тестирования, зачем вообще был направлен на тестирование, отметить динамику по сравнению с прошлыми результатами и множество формальностей (возраст, дата, образование, заболевания в анамнезе и др). Образец заключения тоже можно найти в комплекте с тестом.

        Хочу обратиться отдельно к родителям, которым предстоит протестировать ребенка для ПМПК. Вы конечно можете тренировать ребенка перед процедурой, но тогда результат будет не честным и психолог почти всегда вычисляет ребенка, который был подготовлен заранее (это легко проверяется вопросами не из списка). И дальше всё уже зависит от настроя самого психолога.

      Часто у родителей есть небезосновательные  опасения, что ребенок может капризничать, баловаться, закрываться от контакта и не показывать свой истинный потенциал. Так действительно бывает,  и результат теста сильно снижается. В таком случае можно проходить тест в коммерческих центрах или у частных психологов, у которых будет больше времени и желания установить контакт с ребенком или даже перенести встречу, что сложно сделать в государственных ПНД из-за огромной нагрузки на психологов. Полученное заключение от психолога нужно передать сразу в комиссию.

      Купить любой из трех тестов Векслера (с сертификатом соответствия ГОСТ), записаться на тестирование, мастер-класс или задать любой вопрос можно по ссылке https://www.imago-psy.ru/

Или здесь на  Б17.

Удачи всем!




 



Просмотров: 1458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Тест интеллекта Векслера
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Не замужем или разведена: что лучше для женщины? Мнение психолога
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Профнавигатор для детей 9-14 лет. Кружки и секции для ребенка. Представляем реальный профиль
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Быстро или Постепенно – что можно делать на консультации у психолога?
  • Время для себя. О чем это для вас? Практические задания.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Что страшного в детстве? или Много ли нужно для счастья.
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Результат или удовольствие? Психологическая подготовка к конкурсам и соревнованиям для детей и взрослых
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь