|
Дракон и бабочкаАвтор статьи: Кузьминых Антон Геннадьевич
Дракон и бабочка. По экрану скользили тени. Они говорили о том, возможно ли быть идеальным или никто не идеален? Спорили друг с другом. Детскими голосами. Мы немного задержали отбой. Дети полвечера занимались приготовлениями, о чём-то договаривались друг с другом. И оповестили нас с женой о том, что хотят показать нам театр теней. Мы были совершенно не прочь посмотреть их постановку. Но театр - штука сложная. Оказалось, что нужно сделать экран, установить освещение… Я взялся помогать им и за несколько минут окончательные приготовления были завершены. Мы расположились в «зрительном зале», и поприветствовали наших актеров аплодисментами. Действие началось. Ужасный и кровожадный дракон философствовал с нежной бабочкой. А у нас по свежим впечатлениям случился собственный разговор. О том, насколько важны для детей родительские глаза, уши, руки… родительское присутствие. В разных проявлениях. Мы впечатлились тем, как дети интерпретируют наши послания. В спектакле звучали вещи, в которых мы признали некоторые свои наставления. Иногда мы удивлялись их прочтению. Что же, наши «художники» видят картину так… Каждая семья уникальна. В том числе - способами признания детей, способами обнаружения их существования. Если сформулировать эти послания простыми словами, то они звучат примерно так: «ты есть», «я тебя вижу», «я слышу то, что ты говоришь». Уникальны и способы отвержения детей. От категоричных оценочных высказываний, выделяющих какую-то одну сторону ребенка в негативном свете, и наказания за определенное поведение до отвержения в полном смысле этого слова, с игнорированием самого факта существования своих сына или дочери. И проблема не в том, что есть отвержение, которое, хоть и воспринимается детьми болезненно, является инструментом влияния на ребенка (иногда с помощью этого инструмента родитель указывает на минные поля в жизни). Отвержение становится проблемой, когда взрослые добивает им своё чадо, сделавшее неверный шаг. Меня всегда занимал один парадокс. Как может чувствовать себя сиротой ребенок, выросший в полной семье? Разные мысли были. С некоторых пор мне очень пришлись идеи Мартина Бубера о диалоге. О важности существования не только «Я», но и «ТЫ». Думаю, что одиночество детей воспитывается замкнутостью родителей на себя. Или когда взрослые лишены способности отразить детей, подчеркнуть важность их существования в родительской жизни. Наши дети через своих персонажей строили диалог. Замечали друг друга. Слышали позицию оппонента. Соглашались или возражали. И, вы знаете, мне кажется, дракон и бабочка правы. Идеальных родителей нет. По крайней мере, если речь о живых родителях. Умирая, родители становятся строже – и идеальнее. Может быть потому, что совершают переход из пространства жизни в пространство идей. Когда спектакль закончился, наши актрисы вышли на аплодисменты. Для того, чтобы увидеть своё отражение в наших глазах.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|