|
Что общего между родителем и психоаналитиком?Автор статьи: Синица Оксана Евгеньевна
“Есть 2 невозможные профессии: родитель и психоаналитик”
■Если есть “белые пятна” в психике матери (это то, что она не понимает в себе, то, что ее выводит из себя с чем она сама в себе не может сталкиваться, не может справиться) - то ребенок, который сталкивается с такими чувствами в себе - автоматически будит в матери её невыносимые чувства, связанные с подобными переживаниями. ●Либо она будет чувствовать всё, но ребенок будет вызывать в ней её непереносимые, непереваренные эмоции, будет возвращать в те её состояния, где она нуждалась в проработке этих чувств, но ей не помогли. Такая мать не снимет напряжение, не поможет справиться с ситуацией, не сможет выполнить одну из основных своих функций - контейнирование. Вместо этого она сама будет заражаться эмоциями ребенка, будет перевозбуждена, будет в панике, в страхе, в том же напряжении что и ее ребенок/младенец. Эта ситуация болезненна ддя матери, т.к. сталкивает человека с чем-то непереносимым в себе. ■А мы знаем, что то, что не идет по пути психизации (не психизировано, не осмысленно, не проработано) - пойдет, либо, по второму пути поведения (крик, бегство, истерика, другие действия), либо по третьему пути соматизации - т.е. болезнь). ●Если у матери в психике одни пустоты, если она не способна подключиться эмпатически к своему ребенку - внутри ребенка также будут пустоты. Пустоты - это незнание, непонимание самого себя. Не было глаз, в которых ребенок смог бы увидеть отражение себя: своих чувств, эмоций, влечений. ●Если вы помните эксперимент с пирожными, когда детям предлагали подождать и получить 2 пирожных, либо не ждать и съесть сейчас, но одно. Результаты показали, что те, кто умел ждать (то есть справляться с фрустрацией, неопределенностью) были успешнее в жизни. Эти дети не могли ждать - потому что не умели справиться с непереносимыми эмоциями во время ожидания. Ситуация ожидания возвращала фрустрирующий опыт младенчества, когда невыносимые эмоции не были контейнированы, не были разделены, поеяты, присвоены. Что-то внутри не психизировано (либо психизировано, но непереносимым образом) - и выносить это (то есть психически переработать напряжение) невозможно. В этих случаях человек выбирает действие, а не психизацию. Ему нужно все и сразу, здесь и сейчас. Ждать, выносить неопределенность невозможно. ●Что уж говорить про психотерапевта, у которого в день несколько пациентов и каждый загружает в него свои чувства: вернее, то, с чем невозможно или сложно справиться. И здесь теория не поможет: аналитик сможет работать с психическим пациента, его контейнировать только если он сам проработал в себе эти невыносимые чувства, с которыми приходит пациент. Иначе, он либо будет отгораживаться от пациента, либо будет отгораживаться от пациента, либо будет заражаться чувствами пациента, будет находиться в той же тревоге и ужасе что и сам пациент. ■Аналитик чувствует, он работает тем, что понимает на эмоциональном уровне своего пациента, дает свою психику, свое психическое функционирование в аренду. Терапевт идентифицируется с эмоциями пациента, а часто, испытывает вместо пациента - это касается того, что пациент испытать пока не в состоянии, вместо этого он эвакуирует в терапевта что-то свое непереносимое (страх, безымянный ужас, горе, боль). Поэтому очень важен для аналитика личный анализ и не один. А также, понимание того что происходит и на чувственном и на логическом уровне с пациентом. ■Конечно, этим психотерапевтическая работа не ограничивается. В данной статье освещены лишь те аспекты работы, которые касаются умения идентифицироваться и контейнировать пациента. Хочу отметить, что в статье использованы концепции Биона ( о контейнирующей функции) , Винникота (о достсточно хорошей мстери), Грина (о работе негатива) и др. В настоящее время существует огромное количество исследований и психоаналитических работ на тему развития психики, того как человек становится собой, индивидуальностью. Важно, что всё в психоанализе рождалось и рождается не из теории, а только благодаря переработке практического материала. То есть реальных случаев на базе медицинских учреждений. Того, что у нас в России, к сожалению, было долгое время запрещено в целях сохранения советской идеологии об одинаковых способностях всех советских детей. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|