Анализ фильма "Паразиты" (2019 г.) Часть. 2

Добрый день.

Сегодня хочу представить Вам вторую часть анализа фильма "Паразиты".
Первую часть можно прочесть по ссылке: https://www.psyoffice.ru/article/271336/.

Если 1 часть была посвящена точечному анализу символов, так сказать от частного к общему, то сейчас хотелось бы пойти наоборот - от общего к частному. Иначе говоря, давайте вознесемся над всей этой историей, и посмотрим на это, как на чей-то сон. 

Зигмунд Фрейд в "Толковании сновидений" дает нам некоторые ориентиры: 

Единственно типичное, т. е. постоянное изображение человека в целом, представляет собой дом, как признал Шернер, который даже хотел придать этому символу первостепенное значение, которое ему не свойственно. 

Действительно, огромный дом семьи Пак является центральной доминантой фильма. Т.е, изображение дома, здания, может трактоваться как тело, как внутренний мир, а так же как психика. Здание во сне можно условно поделить на три части, каждая из которых соответствует одному из уровней модели сознания: 

  1. Крыша - Сверх-Я;
  2. Основные помещения - Я;
  3. Подвал - Оно.

Анализ фильма Паразиты 2019 г  Часть 2

 В данном контексте хотелось бы уделить особенное внимание подвалу дома.
По фильму запертым в подвале оказывается муж бывшей экономки Паков Мингкван - Кинсэ. Помещение без окон, в тотально зависимом положении от хозяев дома, подвал олицетворяет страх семьи Ким. Страх быть заложниками своего положения, почти заключенными. Напомню, Кинсэ в подвале удерживает страх перед кредиторами, и его покорность такой судьбе, смиренность перед ужасными условиями, его чудовищные фантазии о господине Паке внушают ужас семейству Кимов. 

Подвал во сне - это вместилище страхов, вытесненных желаний, символ некой тайны, которая укрыта от нас.



Как мы помним, после развязки глава семьи Ким сам прячется в подвал, как в единственное место, где его не будут искать. Мы еще вернемся к этому событию.

Вернемся к "Толкованию сновидений": 

Родители появляются во сне в виде императора и императрицы, короля и королевы или других представительных лиц, при этом сновидение преисполнено чувства почтения. 

 

Таким образом, Паки представляют собой  символических родителей. Мы обнаруживаем в сюжете порой раболепное почтение перед ними, их зовут не иначе как "добрые господа". Они даруют "подданным" деньги, еду, временами даже кров (как в случае с кемпингом).

Стоит Пакам покинуть дом, семья Ким сразу занимает их места: отец и мать семейства отдыхают на диване, сестра чинно принимает ванну, брат копается в чужих вещах. Они словно маленькие дети, которые красятся маминой помадой или пробуют первую рюмку спиртного, пока родители  их не видят. За столом под дорогой алкоголь ходят наивные разговоры о том, как Джун "к лицу" богатство, и в фантазиях проходит сватовство Ки-у на наследнице Пак.

Можно сказать, что Кимы символические дети в этом фильме-сне. Талантливые, но не способные сами прокормить себя без родителей. Что там говорит Фрейд про изображение детей во сне?

Менее нежно сновидение относится к детям, братьям и сестрам, они символизируются маленькими зверенышами, паразитами. 

 Ух ты, как точно. Даже добавить нечего. Что же происходит после сцены пира детей в доме без родителей? 

С помощью Мингкван ("сестры") из подвала нам является еще один персонаж. Полупомешанный Кинсэ. Мы не видим его до этой сцены. Он появляется, рождается для нас именно там. Если переложить схему дома на тело, то чем является подвал? Чревом. Из чрева, материнского лона появляется еще один брат. Мингкван буквально кормит его из бутылочки, как младенца.



И если "сестру" Мингкван, кажется, удалось выгнать из дома, и отнять ее место у родительской, символической груди, то с появлением мужа/брата/сына она возвращает свое место. 

 Все это происходит на фоне усиливающегося дождя. Еще во время ужина Ки-Тхек обращает наше внимание на капли дождя за окном, которые создают приятную атмосферу. В "Толковании сновидений" есть интересное замечание относительно воды: 

Рождение почти всегда изображается посредством какого-либо отношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из воды кого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнское отношение к спасаемому. 

Далее в фильме, после того, как семья Ким убегает из дома на холме в свою маленькую квартиру, есть любопытная сцена. Ки-у стоит на лестнице и потоки воды льются ему на ноги.

Именно в этом моменте Ки-у приходит осознание своего места. Осознание, что последствия от стихии внизу социальной лестницы ощущаются болезненнее, чем на холме. А так же, возможно, это осознание, что теперь, после появления новых "детей", их место у "родителей" будет отнято. Такая метафора "отхождения вод"  - это момент истины, момент скорби, и момент принятия решения, пусть еще и не осознанного.

Но вернемся немного раньше в историю. После обнаружения всех братьев/сестер/детей  между ними логично начинается потасовка. Все хотят быть ближе к господам, и получать больше денег - эквивалентов любви. И тут, как мне кажется, режиссер делает интересное разделение: 


Думаю, автор специально внес в сюжет некоторую двойственность, зеркальность обездоленных семей. Здесь 2 семьи фактически становятся близнецами (Южная Корея & Северная Корея), которые начинают бороться за место под солнцем.

О том, что семья Минг-Кван связана с Северной Кореей говорит не только ее диалог в стиле выпуска северо-корейских новостей. Есть еще несколько деталей: 

  1. Кингсэ живет в подвале. Бывшая домохозяйка сама упомянула, что это бункер на случай атаки Северной Кореи. Это место, словно изолировано, его границы очерчены, и они сами не хотели бы их менять, их все устраивает. Цитируя Пака: "Минг-Кван никогда не переходила границы".
  2. Их семья почти фанатично предана Пакам: Кингсэ "работает" датчиком движения и распевает гимны во славу господина Дони (Тони?), а сама Минг-Кван всю жизнь проработала в этом доме, и верно служила еще предыдущему владельцу-архитектору (отцу-лидеру). 
  3. Они считают семью Ким подлыми невеждами, не понимающими прекрасного  дома, и не ценящих заслуг хозяев. 
  4. Минг-Кван угрожает Кимам, что нажмет "кнопку", которая разрушит их мир.

Кимы же, в свою очередь, олицетворение политики капитализма Южной Кореи, весь фильм хотят быть чем то большим, нежели просто функциями. Они, словно товар, который можно заменить, и их это не устраивает.  Они идентифицируют себя с богачами, желают жить их жизнью. Их окружает богатство, но оно им не принадлежит, они не могут себе позволить эти удовольствия. 

С одной стороны, они гораздо свободнее, чем тот же Кингсэ, но в чем то они похожи - всем им приходится выживать.

 Что же происходит далее? Минг-Кван умирает от сотрясения мозга, которое получила в результате борьбы, Кингсэ, окончательно отчаявшись, совершает попытку отомстить за смерть дорого ему человека. 

Зачем Ки-у понес камень в подвал? Я вижу тут 2 варианта:

  • Он хотел убить Кингсэ, поверив Дае, которая на вопрос Ки-у: "Я вписываюсь в это общество?", ответила утвердительно.
  • Он хотел подарить надежду людям, которые оказались в похожем положении, ведь он понял, что не сможет соответствовать тем "красивым" людям, что сидели на лужайке. Таким естественным и таким свежим.

Тут каждый волен выбрать именно ту трактовку, которая ему ближе всего.

И вот мы добрались до кульминации. Здесь уровень агрессии зашкаливает: Кингсэ убивает Ки-жон, Чинг-Су убивает Кингсэ, "брат идет на брата", паника и хаос среди гостей.

И тут, среди всего этого, старший Ким видит жест. Видит, как господин Пак брезгливо морщится отталкивая одного из его символических сыновей, такого же, как Ким. Отталкивает, как мертвое животное. В этот момент все решено. Отец никогда не признает Кит-Хэка, он никогда не займет его место господина, он никогда не станет равным "красивым" людям. Он не станет свободным. 

Кит-Хэк видит для себя только один выход из этого Эдипова комплекса восхищения-ненависти - это смерть отца. Смерть господина. Таким образом, пусть на мгновение, но он становится ближе к Паку, чем его реальный сын. Кит-Хэк становится свободным, добровольно заточая себя в подвале, где он будет потихоньку сходить с ума от чувства вины и одиночества.

В конце фильма мы видим, как Ки-у в своей фантазии идентифицирует себя с символическим отцом. Пусть он любит своего биологического отца, но жаждет занять место господина, жить в его доме, стать им. В этом он видит свободу для себя и своих близких.

А каковы Ваши мысли на этот счет? 

 



Просмотров: 430
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Не свое место" и "Запрет на ресурсы". Записки расстановщика.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Место покоя"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Войти в судьбу и прожить ее по своему" или "Место, где вырастают".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь