|
Мой комментарий: Ребенок ворует. Что делать?Автор статьи: Ольга Ткачук
Могут ли родители быть уверены в том, что ребенок никогда не возьмет деньги без спроса? Есть мнение, что воруют дети только из неблагополучных семей. В действительности от этого не застрахован никто. Детское воровство, как и детская ложь, — ситуации, с которыми так или иначе сталкивается почти каждая семья (принес из сада чужую игрушку, взял без спроса конфету с учительского стола, вытащил из маминого кармана пару монет на жвачку и т.п.). Никто не застрахован от такой неприятности. Каковы основные причины детского воровства? Прежде всего, стоит разграничить единичные случаи и патологическую тягу к воровству — клептоманию. Последний вариант встречается довольно редко, его лечение находится в ведении врачей-психиатров и психотерапевтов. Мы же будем говорить о единичных случаях. Итак: • Ребенок не понимает, что его поступок называется воровством и что чужое нельзя брать без спроса. Часто именно в благополучных и интеллигентных семьях родители слишком заняты и считают, что дети по умолчанию понимают многие вещи, а это не так. Нужно говорить с детьми о деньгах, о распределении семейного бюджета. Хорошо вводить и проговаривать семейные правила, одно из которых будет про деньги: без спроса ничего брать нельзя. Причем никому нельзя, не только ребенку. Случается, сами родители подают пример: мама на память об отдыхе привезла ложечку из кафе, папа принес с работы канцтовары и был горд собой, что разжился «на халяву» и т.п. Важно помнить, что вы — главный пример для ваших детей. • Ребенок не умеет контролировать свои импульсы. Часто дети, не знающие отказа, привыкают брать все, что хотят, не спрашивая. В такой ситуации обязательно учитывать возраст ребенка. Случай воровства в 4 года и в 12 лет — разные вещи. Примерно с 3 лет ребенок может понимать, что чужое брать нельзя, к 6-7 годам формируются навыки саморегуляции. Но в таком возрасте ребенок не всегда еще в состоянии сдержать себя и иногда действует импульсивно. Здесь родителям важно не провоцировать ребенка, не класть на видные места запрещенные вещи, не оставлять его одного в магазине и т.п. • Ребенок боится просить у родителей купить понравившуюся игрушку, вещь. Часто такое происходит в семьях, где родители постоянно отказывают ребенку в удовлетворении его желаний. Особенно если это касается каких-то ненужных, неполезных, на их взгляд, мелочей (жевательная резинка, «лизун», навязываемые рекламой модные игрушки и т.п.). • Ребенок хочет понравиться сверстникам, одноклассникам. Тогда с помощью украденных денег он пытается завоевать авторитет. На украденные деньги он покупает сладости для всего класса, добиваясь симпатии или снисхождения сверстников. В этом случае воровство стоит рассматривать как сигнал того, что ребенок не умеет общаться, отстаивать свою позицию, не может найти свое место среди ровесников. • Ребенок хочет привлечь к себе внимание, интерес со стороны родителей. Потребность во внимании, признании — одна из базовых. И если в обыденной жизни в силу разных обстоятельств (родители заняты работой, ремонтом, проблемами в семье, младшими детьми и т.п.) эта потребность не удовлетворяется, то ребенок таким способом пытается обратить их взгляд на себя. Что же делать родителям, если в семье пропали деньги и есть подозрение, что их взял ребенок? Если факт кражи не подтвержден, существует вероятность ошибки. Не пойман — не вор. Обвинения без доказательств могут нанести серьезный вред детской психике, а пережитый позор надолго остается в памяти. Ни в коем случае не стоит выяснять что-то в присутствии чужих людей, других детей. Лучше поговорить с предполагаемым виновником наедине, спокойно изложить свое видение ситуации, дать ему возможность высказаться. Помните о презумпции невиновности. Если ребенок категорически отрицает факт кражи, возможно, он действительно этого не совершал. Доверие — основа детско-родительских отношений. Если же признался, стоит рассказать о том, что вы огорчены, объяснить, почему красть нехорошо и какими могут быть последствия кражи для него и для вас. Как родителям разобраться с собственными чувствами? В такой ситуации у родителей чаще всего возникает чувство стыда. Собственный стыд переносить сложно, потому зачастую родители сразу начинают стыдить ребенка, не разобравшись в причинах. Важно понимать, что ваш ребенок — отдельная личность. Как только он стал немного самостоятельным, вы в той же мере перестали отвечать за его поступки. Да, вам придется разбираться с последствиями, если требуется оплатить штраф, восстановить испорченную вещь и т.д. Да, вы отвечаете за то, какие нравственные установки он услышит от вас, какой пример своим поведением вы ему подадите. Но как он это воспримет и что с этими знаниями будет делать, вы проконтролировать не сможете. Если вы знаете, что сделали все, что могли, для нравственного воспитания ребенка, и ваша собственная совесть чиста в отношении темы воровства, тогда стыд превращается в другие эмоции — грусть, сожаление, злость, с которыми справиться проще. Как лучше начать разговор, если родители уверены, что ребенок ворует? Сначала успокоиться самим, подышать, отойти от состояния шока. Если это первый/единичный случай, не пугаться сразу. Говорить с ребенком только в спокойном состоянии, без оскорблений, обвинений, навешивания ярлыков. Говорить с позиции чувств о том, как вам неприятно было обнаружить пропажу и что вы сейчас тревожитесь и переживаете. Выяснить причину поступка ребенка, зачем ему нужны были деньги. Попросить представить себя на месте человека, у которого украли что-то важное и нужное. Объяснить последствия поступка и то, как он или вы вместе можете исправить содеянное. Если была семейная договоренность, что деньги без спроса брать нельзя, то рассказать, что в любом случае за нарушение договора будет наказание. Поговорили, обсудили, простили и закрыли эту тему.
Каким должно быть наказание? Если договора не было, проговорите новое правило и решите, что впредь оно будет действовать и за его нарушение последует наказание (какое — можно обсудить вместе с ребенком). Но наказание должно быть соразмерно проступку (принести извинения, компенсировать кражу, вернуть украденное). Естественное наступление последствий — самый лучший вариант наказания (потратил деньги — вычесть их из карманных денег, не покупать запланированную игрушку/сладости, как бы возмещая этим ущерб и т.п.). Что делать, если ситуация повторилась: ребенок снова взял деньги? Если воровство не прекращается, это говорит о более глубоких проблемах. Возможно, были/есть какие-то жизненные обстоятельства, которые сильно травмировали, затронули ребенка, или у него не удовлетворяется одна из базовых потребностей (в любви, признании и т.п.). Возможно, на самом деле ребенку не так уж и нужны эти деньги или вещи: он через воровство пытается выровнять систему отношений или удовлетворить свою потребность. К примеру, родители постоянно ругаются, а ребенок, воруя, перетягивает внимание на себя, или после развода родителей ребенок перестал чувствовать себя нужным. В любом случае такое поведение — это своеобразный крик о помощи. И менять надо не только поведение ребенка, но и всю систему отношений в семье. Разбираться, что и как, искать причины лучше с помощью специалистов — семейных и детских психологов, психотерапевтов. И хоть это непросто, каждый член семьи должен поработать над собой. Комментарий опубликован в статье https://www.matrony.ru/rebenok-voruet-chto-delat/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|