|
Станция "Баррикадная"Автор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Будучи от природы хищниками, мы постоянно ведем войны и естественно, что в психологическом словаре присутствует большое количество военных терминов: границы, атака, защита, защитные механизмы, защитные структуры, сопротивление, вытеснение, барьер вытеснения, баррикада, изоляция, предохранительный щит, саботаж, травма, цензура, раппорт, сигнальная тревога, госпитализм. Хотя нет, слова «баррикада» еще не было и пусть оно тоже будет. Баррика́да в психологии (фр. Barricade — «барьер, препятствие») — искусственное заграждение, выполненное из психосоматического и/или подручного эго-синтонного материала, расположенное поперек пути движения психической энергии между сознанием и бессознательным. Баррикада разделяет Персону – социальную маску и Тень, долженствования и влечения, мораль и удовольствия, представления о жизни и тайны жизни в ее неопределенности и потенциальности. Назначение баррикад отделять требования морали, родительские интроекты, адаптивное Я от витальной энергии - ресурсного, но репрессируемого материала влечений, аффектов и чувств. «Баррикада» представляется как достаточно хорошая метафора и образ для нашего Эго. Как будет показано дальше - для нашего героического или баррикадного Эго. В «нижнем городе» телесной локализации баррикады устанавливаются на уровне пояса, отделяя низ от верха, цивилизованное от дикого, дозволенное от запрещенного, комфортное от болезненного. Эта баррикада нужна, чтобы мы не вели себя по скотски, не спаривались с животными, не убивали себе подобных, ели из тарелок и для других важных вещей. Баррикада на уровне солнечного сплетения отделяет индивидуальное от массового, достойное от недостойного, способствующее самоуважению и нарушающее его. На этой баррикаде мы провозглашаем свое Я и ведем бои за социальную справедливость и возможность самовыражения. Баррикада на уровне шеи, отделяет царские войска - наш внутренний персональный Кремль от «глубинного народа» и напора стихийных влияний, разум от аффекта, членораздельную человеческую речь от вокализаций - смеха радости, криков победы, плача и стонов страданий. Монархия - диктат рационального и рационализаций Российская история знакома с баррикадами в период монархии, о которой ностальгируют современные монархисты. В монархическом государстве все по-сословному честно: вот царь – «просто царь» и никакой там не президент, не председатель, вот статский советник, боярин, а не спортсмен на зарплате в госдуме, вот генерал без всяких там ФСБ, ФСО, просто генерал убедительно, весомо и всем известно сколько надо занести, чтобы решить вопросы, вот опричник царя, может и в морду дать, а не какая-то там росгвардия и служитель правопорядка, вот купец, разночинец, а вот торговец «со свиным (мякиинным) рылом в калашный ряд». Все определено без всяких баррикад и каждый на своем месте. Только многие страны пошли почему-то другим путем. «Хан крымский, король польский, царь московский» – это действительно ясный и понятный образ верховного правителя. Также и в нашей внутренней империи без царя в голове никак невозможно. Но что если «царь ненастоящий», земли раздает направо и налево, требует продолжения банкета, глуп, жаден? Тогда беда для всех - народ голодает, войско бунтует и смута по всему государству. В своей частной жизни если такой придурочный царь в голове мы встречаемся с кучей проблем, не понимаем где свое, где чужое, где насилие, а где иерархия, где хотение, а где мотивация и порядок. Наш внутренний царь – это рациональность в светлой части и рационализации с иррациональностью в Тени. В современном виде это человек с компьютером на плечах. Даже если гаджет работает на хорошей скорости, не виснет и не кручиниться, то и в этом удачном варианте мы все равно теряем чувствительность, естественность, творческие потенции, способность к интуитивным прозрениям, а рациональный синтез не достигает своей высшей точки интеграции. Мы перестаем жить полноценной жизнью, привязаны к внешним источникам питания, впадаем в зависимости, общение заменяется инстграмоманией и даже секс становится виртуальным. Монархия, конечно, работает, но она не способствует развитию, особенно если превращается в самодержавие. Самодержавная монархия в индивидуальной психике - это диктат ригидных установок, раздутая Персона и неизбежность внутреннего конфликта вплоть до диссоциаций, расщепления и нагромождения баррикад. Эго атакуется противоборствующими внешними и внутренними силами и лишь героическое Эго готов жить и умирать на баррикадах.
Серая зона Станции Для того, чтобы назвать вслух черное черным, а белое белым требуется настоящее баррикадное мужество. Но чтобы остаться в живых нужно прояснить одно обстоятельство. «Баррикадная» – это серая Станция, разделяющая людей на красных (черных) и белых. Баррикада создает напряженную поляризацию - «покой нам только снится», но не может соединить. Черное и белое так и остаются по разные стороны баррикады. Ценности определят идентичность - «я такой и больше никакой», а то, как будет выглядеть наша персональная книга жизни, не Эго, заброшенное на баррикады, а сама жизнь будет зависеть от того, какой цвет мы выберем для текста и фона. В баррикадных войнах нужно понимать одну в общем то вполне очевидную вещь. Баррикады создают не те, кто их строит, а существующая в обществе поляризация, высокий уровень социальной несправедливости, несоответствие доходов правящего класса и уровень жизни населения, разгул коррупции в правительственных и правоохранительных органах. Баррикады лишь превращают серую зону в черное и белое. Баррикады в психическом также являются следствием невидимых, но присутствующих - «серых» диссоциаций и расщеплений психики, неудовлетворенности базовых потребностей и репрессивной деятельности сознания. Нашему Эго навязывается баррикадный образ жизни внешними силами и внутренними восставшими из бессознательного. Армейские подразделения Персоны и бессознательная энергия в одинаковой мере атакуют обороняющееся Эго. Последнее ответственно лишь за то, что идентифицируется то с одной, то с другой стороной и не уходит с места побоищ.
Вовсе нет, нам просто станет легче дышать и выяснится, что опасения многократно преувеличены. Если мы доверяем намерениям бессознательного, то и для Эго не так уж нужны все эти защитные баррикады, блокпосты, милицейские будки, префекты и городовые.
Если Эго уже ранено, его нужно вывести из-под обстрела, подлечить, укрепить и способствовать всяческому развитию. Проблема если Персона заражена старорежимным тоталитарным вирусом и стала похожа на теневое государство с теневым правителем. На социальном уровне мы не можем ничего с этим сделать, не поплатившись свободой или самой жизнью. Но в своем психическом пространстве мы обязаны решать этот вопрос. В самонаблюдении и рефлексии мы должны отслеживать тоталитарные объекты, пытающиеся измазать нормальную социализирующую Персону. Это не просто не запачкаться, учитывая наш климат, но все же возможно. С другой стороны если бы Эго, стремящееся к цивилизованности не боялось телесного и аффективного, то в бессознательном не сгущалась бы Тень и опять же не было бы нужды в построении баррикад.
Послание Станции На баррикадах и подступах к ним проходит большая часть жизни среднестатистического человека. Когда он говорит, что устал, то это усталость от внутренней гражданской войны. Когда мы заболеваем, это значит мы получили ранение на баррикаде. Мы живем на баррикадах и на них же теряем силы своего Эго или, наоборот накачиваем его силу до поры до времени. В итоге же или сдадимся и обезличимся или раздуемся до образа героя, который как положено герою на баррикаде будет убит. Другой вариант когда наше Эго пройдет сложный путь переформатирования и соединиться с Самостью. Развитие событий невозможно предсказать в пылу сражения. Поэтому драться просто ради драки не имеет смысла, нужна передышка и пакт о самоненападении. Станция сообщает, что поляризация и расщепление сознания достигло предела. Что-то не просто разделено на два полюса, но и набрали силы противоборствующие установки. Сложилось впечатление, что выжить может только что-то одно – детское или взрослое, мужское или женское, умное или спонтанное. В этой борьбе остается мало места для доверия и терпимости. Нужно решение о том, чтобы подняться не на баррикаду, а над баррикадой и посмотреть сверху на разделенные линией баррикады противоборствующие части своей собственной психики, конфликтующие субличности, непримиримые установки, разъединенные разум и сердце, стремление к социальной адаптации и свое призвание. То, что мы увидим по разные стороны баррикад все это мы во всей своей полноте: Говорю Путин – подразумеваю Навальный, говорю Навальный – подразумеваю Путин и один без другого не существует. А самое интересное, что они оба они в нас. И наш персональный тоталитарный объект - свой внутренний Путин, с которым ложимся спать и борец за светлое будущее – внутренний Навальный, с которым просыпаемся в одной постели. Побеждая кого-то из них в себе, мы лишь убиваем часть себя и лишаемся возможности узнать себя в своей светлой или темной части. Когда мы разбираем баррикаду, то на этом месте может быть что-то мирное, например, уличное кафе. И тогда условно детская бунтующая часть, привыкшая страдать из-за того, что в ней много боли и условно взрослая, которая не обязательно должна быть деспотичной и нападающей встречаются в этом кафе. Садятся за один столик в том месте, где когда-то была баррикада и детская есть свое мороженное, взрослая пьет свой кофе и разговаривают о планах на день.
Ассоциации и амплификации — «Метро 2033» Дмитрия Глуховского После ядерной войны люди живут в метро. На одну из станций постоянно нападают черные и защитники блокпоста убивают их десятками и сотнями. Лишь в конце романа выясняется что черные были последним шансом на выживание для человечества и вместо войны нужно было установить с ними взаимовыгодный договор. Краткое содержание последних глав романа
— Студенческая революция во Франции 1968 года Социальный кризис, начавшийся со студенческих выступлений и вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и 10-миллионную забастовку. Закончилось сменой правительства, отставкой президента Шарля де Голля и привело к огромным изменениям во французском обществе. Звучавшие в 1968-м году лозунги:
— Послание Станции применительно к теме лишнего веса Читать по теме: Человек толпы и сохранение себя в тоталитарном государстве Смотреть по теме: Побег (1978) Кукушка (2002) Постоянные любовники (2005)
_____________________________________________ Материалы к трансформационной Игре «Metropolis» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|