|
Шесть навыков, облегчающих воспитание детейАвтор статьи: Арина Евгеньевна Доценко
Дети плохо себя ведут из-за ряда причин. Они могут быть расстроены, могут не знать, что они сделали неправильно или не так, у них может отсутствовать мотивация к сотрудничеству в данный момент времени и др. Это во многом зависит от того, какую систему воспитания выбирают родители для своих детей. Понимание её особенностей даёт представления о возможных причинах трудностей и проблем в отношениях «отцов и детей». Существуют некоторые общие черты успешного воспитания – основные навыки, - которые, как показали исследования, проявляются повсеместно, независимо от причины нежелательного поведения ребенка. 1. Устанавливай четкие нормы и правила. Дети должны знать, как они должны вести себя и каковы будут последствия за любое их действие или поведение (будь оно «хорошее» или «плохое»). Это ни в коем случае не отменяет переговоры и поиск компромиссов между «отцами и детьми», но нормы, правила и последствия любых действий должны оставаться ясными для ребёнка. 2. Оценивай поступок/действие ребёнка, а не его личность в целом.Есть большая разница между словами: «то, что ты сделал, было плохо» (оценка поступка) и «ты – плохой человек» (оценка личности). Попробуйте обсудить с ребёнком конкретное его действие или поступок, показать, где он допустил ошибку или что сделал не так (см. п.1.). Говоря ребёнку, что он – плохой, оценивая его личность в целом, а не конкретное действие, вы формируете у него глубинное убеждение о себе как «плохом, ужасном, никчемном человеке, который ни на что не способен, слабый» и т.д. Прим.: О том, что такое глубинные убеждения и какую роль они играют в жизни человека, вы можете прочитать в одной из моих статей.
3. Давай долю ответственности и самостоятельности ребёнку. Никто не любит, когда им помыкают. Дети, ощущая чрезмерный контроль или подавление своей воли, могут стать бунтарями (это называется «реактивным сопротивлением» - желанием делать противоположное тому, что просят), тревожными и подавленными. Чтобы этого не произошло, дети должны чувствовать, что у них есть право выбирать, самостоятельно принимать решения в конкретных ситуациях. Попробуйте распределить ответственность, дать ребёнку возможность самостоятельно принимать решения там, где это целесообразно и можно сделать. Дети должны чувствовать, что их взгляды услышаны, поняты и могут быть направлены в более конструктивное русло. 4. Рассматривай и учитывай точку зрения ребенка. Проблемы возникают тогда, когда мы не видим и не хотим увидеть точку зрения другого человека. В случае воспитания ребенка знание того, что происходит в его голове, очень полезно для поиска решений тех или иных проблем. Возможно, ваш ребенок не осознает, что его действия или слова были грубыми, или воспринимает слова другого как оскорбление, а на самом деле это была шутка. Постарайтесь понять, как ребёнок видит ту или иную ситуацию, встаньте на его место и взгляните на проблему его глазами. Вы ведь тоже были когда-то ребёнком ☺ 5. Занимайся самоанализом.Родители должны быть осторожны в своих собственных мыслях и чувствах. Обращайте внимание на то, как вы воспринимаете информацию, оцениваете ту или иную ситуацию, на мысли и чувства, которые у вас возникают. Задавайте себе вопросы: Что для меня это значит (ситуация, слова, поведение другого)? Почему я так думаю? Что в этот момент я почувствовала? С Чем связаны мои эмоции и ощущения? и др. 6. Знай своего ребенка.Дети очень сильно отличаются друг от друга. У них разный темперамент и разный опыт, которые влияют на то, как они видят мир. Они по-разному реагируют на один и тот же вид воспитания: один очень чувствителен к критике, и с ним нужно обращаться мягко; другой может быть более устойчив и стабилен, поэтому родителю нужно найти иной подход. Одно и то же наказание (по мнению родителя) может восприниматься по-разному: отправление в комнату ограничивает ребёнка в его действиях (наказание), или – позволяет ему играть с удовольствием самостоятельно (вознаграждение). Помните: лучше, чем вы, никто не знает вашего ребёнка, и «ключ» к нему лежит на поверхности – умение слушать и слышать, помогать и поддерживать, быть примером для него. © Арина Доценко. Все права защищены Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|