Психофизиология зрительного восприятия. Психофизиология взора

Продолжаю тему, касающуюся механизмов зрительного восприятия. Сегодня статья посвящена механизмам фиксации взгляда, т.е. как формируется направленный взор.

Чтобы человек смог рассмотреть любой интересующий его объект, должно быть выполнено два условия. Первое – должны активироваться фоторецепторы сетчатки и передать сигналы в головной мозг. Второе – объект должен оказать в центре поля зрения обоих глаз.

Напомню, что зрительную информацию от сетчатки глаза несёт зрительный нерв (II пара черепных нервов). Нервные волокна, идущие от фоторецепторов глаза, вначале проводят сигналы к стволовым и подкорковым структурам головного мозга. Одним из таких пунктов назначения является средний мозг. Средний мозг при формировании направленного взора, а также при реализации механизмов непроизвольного внимания играет одну из главных ролей.

Очень важно, чтобы объект, вызывающий интерес, попал в центральную часть поля зрения обоих глаз. И для этого человек поворачивает голову и глаза в его сторону. Глаза перемещаются благодаря содружественной работе глазных мышц. К каждому глазному яблоку прикрепляются 6 глазных мышц. Эти мышцы по своей структуре являются поперечнополосатыми и иннервируются соматическими волокнами черепных нервов: глазодвигательных (III пара), блоковых (IV пара) и отводящих (VI пара). Ядра этих нервов располагаются в стволе мозга: глазодвигательных и блоковых нервов – в среднем мозге, отводящих -  в мосте (задний мозг).

Глазодвигательный нерв интересен еще и тем, что в его составе имеются и парасимпатические волокна, которые идут к гладкомышечным волокнам сфинктера зрачка глаза. Активация этих волокон приводят к сужению зрачка.

Соответственно, в среднем мозге происходит взаимодействие центров, которые отвечают за направление движения глаз и за формирование образа объекта. Одновременно присоединяются ядра отводящего нерва. Мышцы правого и левого глаза, синхронно работая, осуществляют параллельные движения глаз, и объект воспринимается центральными участками обеих сетчаток.

В это время парасимпатические волокна регулируют просвет зрачка для ограничения светового потока. Помогают парасимпатическим волокнам симпатические нервы, которые, активируя другую мышцу зрачка – дилататор, расширяют зрачок. Начинаются симпатические нервы от шейного отдела спинного мозга. Взаимодействие симпатических и парасимпатических нервов позволяет зрачку пропускать необходимое количество световой информации.

Формирование изображения любого объекта происходит с помощью нейронов затылочной доли коры. Эти же нейроны также принимают участие в формировании взора. Если информация приходит недостаточная или размытая, то корковый отдел зрительного анализатора подаёт сигналы на стволовые структуры и меняет их активность, добиваясь получения чёткой информации.

Описанная система формирования направленного взора работает очень быстро на основе взаимодействия периферических структур (глаза), стволовых и корковых отделов мозга с помощью прямых и обратных связей. Если у человека возникает мотивация рассмотреть какой-либо объект, то на настройку взора уходят доли секунды. Человек может спокойно переводить взор с одного объекта на другой и получать громадное количество информации за 1 минуту.

К сожалению, в этой системе могут быть сбои. Одним их таких примеров является косоглазие, когда исчезает параллельность движения глаз. Причиной явялется нарушение тонуса глазных мышц, и они не могут направить глаза так, чтобы объект оказался в центральной области обеих сетчаток. При косоглазии кора предпочитает получать информацию только от одного глаза, «не замечая» сигналы от другого. Лечение косоглазия направлено на восстановление нормального тонуса задействованной мышцы и содружественной работы всех мышц обоих глаз.

Психофизиология зрительного восприятия Психофизиология взора



Просмотров: 319
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Глаза в глаза - зрительный контакт для эффективного общения
  • Глаза в глаза (практика Эриксоновского гипноза и техники РЕЗЕТ)
  • «Глаза в глаза» - мелочь - а важно!
  • Глаза в глаза или спина к спине?
  • Психофизиология зрительного восприятия. Динамические иллюзии движения. Особенности в изображении
  • Игры с детьми, которые не смотрят в глаза при общении
  • Психосоматика зрения: распространенные болезни глаз и эмоции, которые их вызывают
  • 5 препятствий для счастливой семейной жизни, на которые закрывают глаза.
  • Глаза на затылке - это хорошо, но не очень красиво)
  • Слезотечение из правого глаза...
  • Жизнь "глаза в глаза"
  • Глаз за глаз... Или капли от одиночества
  • Эти глаза напротив: особенности флиртующего взгляда
  • Психология взгляда: как глаза отражают отношение людей к нам?
  • Посмотрите в глаза своей тревоги...
  • Загляни в глаза своей гордыни
  • Психофизиология функциональной асимметрии головного мозга и межполушарное взаимодействие
  • Главная беда любой успешной женщины: злые глаза завистников.
  • Берегите глаза – незаменимый анализатор человека!
  • Про Алису, Злость и серые глаза. Часть 2.
  • Как отличить профессионала от человека, который «пускает пыль в глаза»?
  • Глаза б мои тебя не видели! Статья о зрении и прозрении. Хроники начинающей Волшебницы
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..
  • Глаза паники
  • Завидущие глаза
  • Эти глаза напротив
  • Не закрывайте глаза!
  • Закрыв глаза.
  • Привлекательность и глаза
  • «Глаза б мои не глядели!»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь