|
Бали, грибы и множество богов.Автор статьи: Можаров Андрей Вячеславович
В феврале на Бали еще не окончен сезон дождей, хотя их интенсивность по сравнению с декабрем и январем гораздо ниже. С апреля по сентябрь, когда начинают преобладать ветра с жаркой и сухой Австралии, осадков очень мало. Ночь наступает рано. Влажный и довольно сильный ветер с океана неожиданно под ее покровом приносит экваториальный ливень, который может начаться также внезапно, как и закончиться. На ночных улочках европейцам ненавязчиво предлагаются секс услуги, а также различные виды наркотиков. Временами ты встречаешь молодых людей в буйном настроении: их движения, взгляд и речь часто выдают нечто большее, чем просто веселый нрав. В отличие от прочих, на Бали не запрещены, так называемые magic mushrooms (галлюциногенные грибы) содержащие псилоцибин. В маленьких кафе, часто имеющих вывески с рекламой этих грибов, тебе приготовят и подадут чудесный коктейль. Бали — настоящий рай для искателей необычных ощущений и измененных состояний сознания. Неудивительно, что разновидность индуизма «Агама Хинду Дхарма», который исповедуется на Бали, предполагает веру в многочисленных богов и духов, обитающих повсюду. Грибы при такой вере пришлись очень кстати. Мой гид, прожужжавший мне все уши про грибы, уделил подробному рассказу об их воздействии, несомненно, больше времени, чем самой экскурсии. На мой вопрос: помогают ли ему грибы общаться с богами? Он ничего не сказал, только посмотрел на меня своими стеклянными глазами, которые показались мне такими бездонными, что я немного отпрянул. Мне показалось, что этому парню давно уже не до богов, он так подсел на грибы, что они стали для него единственным удовольствие в жизни и ключом ко всем дверям. По мере продвижения его тонкого психологического прощупывания почвы на тему моей собственной вовлеченности в наркотический интерес, или, на худой конец, на интерес к секс-услугам, он заметно разочаровался и как-то замкнулся до конца поездки. У меня была возможность за 8 часов общения за ним понаблюдать. Он был всегда рядом, но, по-видимому, его носило в каких-то далеких невидимых мирах, что я больше общался с водителем, который выглядел уставшим, но вполне умело тестирующим реальность, а иначе как бы мы избежали каких-либо происшествий по время хаотичного дорожного движения на сказочном острове. Что значит ощутить себя птицей, растением или горой? Что значить понять, наконец, в глобальном масштабе, что твориться с цивилизаций, и получить доказательства наличия всемирного заговора матрицы. Вы хотите понять, в чем истина, как устроена вселенная и что происходит на том свете? Вам не нужен Морфиус, вы не обязательно должны быть избранным, которому придется выбирать синею или красную таблетку. Священные вещества: мескалин, псилоцибин и ЛСД – вам помогут!!! Боже мой, реклама запрещенных веществ получилась… Три брата (не близнеца, так как они все-таки отличаются друг от друга по воздействию и глубине «кроличьей норы», а также по скорости падения в неё) коротким путем могут привести вас к просветлению. Вопрос только в том, что вам с этим просветлением делать? Важно указать еще один момент: как говориться «во время перехода от социализма к коммунизму никто кормить не обещал», так и здесь никто не сможет вам гарантировать теплого попутного ветра и мягкой посадки. Другой путь к просветлению требует усилий, времени и веры: постижение реальностей без применения химических веществ. В действительности человек может перепробовать оба и вперемежку, но так ничего и не найти. Под действием галлюциногенов наблюдается смещения по линии субъект-объект, а также, по-видимому, происходят изменения оси Эго-Самость. Как пишет Дейл Матерс в своей книге «An Introduction to Meaning and Purpose in Analytical Psychology»: «Если наше чувство разницы между самостью и объектом уменьшается, мы начинам обнаруживать значение везде». Именно подобное происходит при употреблении наших веществ, мы словно оказываемся внутри Самости, т.е. начинаем включать в себя все, что попадается нам на глаза, в том числе такие внешние объекты (а именно так они начинают восприниматься), как наши мысли. Везде начинают видеться связи, нас накрывают синтетические суждения и смысловые кластеры, которые кажутся нам очевидными и понятными под воздействием вещества, но едва ли остаются таковыми, когда мы возвращаемся из «путешествия». Еще одним фактором становится время. «Поскольку самость существует вне времени, а эго – во времени, восприятие времени должно быть функцией эго». Нарушение в восприятии времени, а вернее его замедление или точнее «остановка» — еще один эффект переживания «я» при приеме веществ. Самость – источник ценностей, таким образом, при «путешествии» все вокруг становится ценным. Блаженные состояния, состояния просветления и трансформации могут переживаться, если «мы потеряны в самости», но если мы оказываемся «просто потеряны, около самих себя, в параноидном состоянии, подобно испуганным младенцам», то мы имеем дело с побочным эффектом, часто присутствующим при потреблении грибов и прочих «священных веществ», который называют “bad trip” ( плохое путешествие). На Бали вас везде будут окружать фигуры духов, которые устанавливают, чтобы защитить храмы, дома, дороги и мосты от демонов. Символом врат в иное духовное измерение являются входы в сакральные и другие пространства в виде раздвинувшейся стены, которая должна захлопнуться перед лицом демона или злого духа, чтобы не пустить его внутрь. Псилоцибиновые, мескалиновые и другие «путешествия» часто заканчиваются не расширением сознания, а его сужением, когда препятствием для непосвященных становится параноидный или животный страх, страшное видение или погружение в сумрачное сознание, где вы можете встретить такое страшное существо, что никакими «трусами не отмашешься», при том, что возможности выйти из этого страшного сна не будет. Впрочем, после выхода фильма «Матрицы», который очень четко описывает возможные состояния и восприятия при приеме вещества, правда в очень красивой и художественной форме, немало «путешественников» повторили «подвиги» Нео, шагнув в небытие с высоты многоэтажки. Собственно нет никаких гарантий, что под действием наркотика вы не спутаете друга с демоном, и не броситесь его побеждать. Зрительные искажения и анимация (придание живой души) неживым предметам будет иметь сходство с магическим мышлением примитивных народов, потому что при ослаблении рассудочной, причинно-следственной и временной функции Эго, мы падаем на архетипическую подушку предыдущих стадий развития психики. Неслучайно во время «путешествий» можно открывать смысловые матрешки, когда один смысл скрывается за другим, и так до бесконечности. И, разумеется, для искателей приключений и пытливых исследователей все это очень занимательно и интересно… Правда, к слову сказать, профанное (потребительское) потребления «священных» веществ, которые использовались раньше исключительно в религиозных (ритуальных) актах или инициациях, в массе своей заканчивается «веселым или страшным бредом сивой кобылы». Так в одном из переулков на Бали, в местах скопления «грибников», мне пришлось наблюдать очень неприятные проявления человеческой природы, описывать, которые нет никакого смысла, потому как в инете полно подобных роликов. Зрелище, конечно, далеко не сакральное. Экспериментаторы, мать их за ногу… Мы устаем жить в рамках нашего рационального ума. Не зря мистики всех времен и народов называли его тюрьмой, темницей. Ум часто создает закрытие системы, которые препятствуют нашему развитию, поэтому нас влечет «за рамки», «за пределы». Нехимический способ постижение иных реальностей, кажется, более приемлемым и безопасным, одновременно позволяющим ассимилировать получаемый опыт, извлекать из него смысл, открывать возможность для последующей творческой переработки. При потреблении веществ мы практически неконтролируем себя и несемся одни в океане бессознательного словно герой из кинофильма «Жизнь Пи». В любом случае, расширение сознания — это дорога в один конец, вопрос только в том, будем ли мы достаточно рефлексивными, чтобы объять этот опыт, или будем брошенными детьми, потерянными в джунглях, преследуемые дикими животными (инстинктами). Однако жизнь в этом пространстве и времени – лишь одна жизнь, которая итак движется по направлению к смерти, т.е. в любом случае она является дорогой в один конец. Исследование иных реальностей (объективной психики) – это плавание в мире снов, смыслов, в коллективном танце противоположностей, некое истовое кладоискательство с последующей неизбежной потерей сокровищ. Расширение сознания несет в себе неизбежные риски, а путь к нему прокладывается где-то на границе между мирами (лиминальность). Речь идет о великом восточном срединном пути. Полноценная жизнь включает в себя как социализацию (прокладку связей и передвижения по иерархии во внешнем мире), так и усилия по внутреннему развитию, постижению вечного танца Шивы (игры реальностей и смыслов). Игра в одни ворота рациональности, научности и материального обеспечения обедняет нашу жизнь, делая нас однорукими, одноногими, слышащими на одно ухо, и видящие одним глазом. С другой стороны многорукий Шива танцует на одной ноге. Он может себе это позволить, потому что он бог, а мы – нет. Мы вынуждены стоять на двух ногах, но при этом одной ногой в нашем мире, а другой в ином. Расширение сознания по средствам медитативной работы или наркотиков несет с собой вероятность психоза, таким образом, без учета тестирование реальности, мы рискуем оказаться где-то на задворках жизни и «вечно наблюдать танец Шивы» лежа на мраморном полу рядом с обогревателем воздуха в московском метро. Предельная концентрация на объекте (в том числе мысли или суждении) при медитации может привести к аналогичным эффектам, что при приеме галлюциногенов, однако связь наблюдающего и непрерывного Эго с Самостью сохраняется, что позволяет сохранять допустимый уровень расщепления и паранойи. При этом поступающий материал не будет переполнять ваше сознание, а если это и произойдет, то у вас будет возможность и контроль, как говориться «выйти из сумрака». При потреблении наркотиков вам придется дожидаться окончания воздействия вещества, при этом вас будет продолжать распирать от бессознательных содержаний, не перевариваемых смыслов и стрессогенных образов. Вам может и не так повезти, как Алисе, которая смогла-таки выбраться из Зазеркалья, и в целом не тронуться мозгами… кажется. Степень свободы, которые человек получает на продвинутых стадиях личностной трансформации через медитацию, химические способы или дыхательные практики, пропорциональна степени риска инфляции эго, идентификации с бессознательными фигурами и содержаниями, другими словами психотизации. Эта идея хорошо показана в «Матрице»: если ты умираешь в индуцированной иллюзии, то ты умираешь в реальности. После измененных состояний сознания ты уже никогда не будешь прежним, но при употреблении наркотиков ты рискуешь гораздо больше потерять, чем приобрести: словно ты навсегда оставляешь часть своего эго по ту сторону зеркала. Индуизм с его тысячами богами и аватарами показался странным даже македонцам вторгшимся в Индию во времена царя Александра, и это при том, что у них самих было вполне себе многобожие. Индуизм сегодня, как впрочем, и буддизм, кажется, несет меньше агрессии и больше сострадания и принятие инаковости, нежели чем иудаизм, христианство и ислам вместе взятые. Монопроекция на единого Бога, разумеется, способствовала укреплению эго и развитию разума. Тогда каково это, когда у тебя множество богов, каждый из которых может принимать на себя различные проекции, как это было в дохристианскую эпоху в Греции и Риме? Видимо это порождает множество истин и смыслов, перетекающих одни в другие, делая все вокруг ценным и значимым. Для верующего христианина, мусульманина или иудея потеря веры в Бога означает потерю своей Самости, для индуса существует множество самостей, для буддиста «нет никакой ложки». Дейл Матерс, будучи буддистом, объявил в 2012 г на осенней юнгианской конференции в Москве, что нет никакой Самости. Когда он обратился к аудитории, которая казалась обескураженной и молчаливой, раздался голос моей коллеги Юлии Казакевич: «Нет Самости, нет вопросов!» Повторяющиеся бесконечности, световые эффекты, смысловые матрешки, число «Пи», фракталы — среди этого великого множества богов, сам человек становится великим множеством и одновременно он – ничто, как песок на берегу океана, как прах, остающийся после индусских кремаций. В наши дни цивилизованное и продвинутое человечество на новом этапе развития возвращается к множественности смыслов и богов. Наши современные боги – деньги, вещества, материальные идолы, боги из плоти и крови, новые цари, диктаторы и звезды, должности и звания, секс, наука, прогресс. Каждому по истине и каждому по богу! В моем кабинете уже не раз появлялись «путешественники» в мир образов и смыслов, переполненные впечатлениями, откровениями и прозрениями, но практически неспособные осмыслить, переработать, применить или передать полученный опыт. Вернувшись оттуда, они никак не могут найти смысл в обыденности и не видят в «неизбранных и непосвященных» человечках подходящих объектов для взаимодействия. В социуме им приходится устанавливать отношения и совсем не на трансперсональном уровне. В этой связи мне вспоминаются фразы моих друзей, сказанные мне лично лет десять назад. Первая прозвучала от бывшего друга: «Откровения души не наполнят твой холодильник!» Я признаю, что у него очень даже хорошо получалось заполнять холодильник, менять машины и строить карьеру. Я даже ему завидовал, признаюсь честно. Моя жизнь никогда не была про холодильники, и боюсь, что уже не будет. Тогда я встретил его фразу в штыки, но мне приходится ее вспоминать, когда я работаю с клиентами «путешественниками». Другой мой друг и товарищ, наблюдая за моими медитативными практиками, воздержаниями и постом, выдал мне следующее: «Все, что ты делаешь, это работа на гроб!» Мне кажется, в тот момент я готов был его испепелить, ну или превратить в лягушку . Но сейчас я вспоминаю его слова с благодарностью. Думаю, что он хотел мне сказать, что наша жизнь дана нам для воплощения в реальности окружающего мира, преобразования этого мира, а может быть, для его спасения. Мир потусторонний, если он есть (а все, что я знаю о психике и природе Души на данном этапе моего развития, а также опираясь ни сколько на книги, сколько на мой личный опыт, — все говорит мне о том, что он существует), все равно ждет нас рано или поздно. Не вижу я особого смысла готовить себя сызмальства к посмертию. Поверьте, что это пишет человек, которые потратил не один год своей жизни на постижения иного мира. Это был бесценный опыт, помогающей мне сейчас в работе с бессознательным. Но моя душа, каждый раз бунтует, когда я вижу, как молодые и не очень люди прожигают свою жизнь не в силах остановиться, не воплощаясь и не реализуясь в этом мире, но теряют себя в бесцельном плавании по ту сторону реки Стикс. Одновременно с этим я утверждаю, что в каждом из нас живет неистовая сила, которая влечет нас к внутреннему поиску. На этом пути всегда будут потери. Одна из возможных потерь – сексуальность. Сексуальность довольно позднее образование в человеческой психике. Кроме того, она является лишь одним из русел, по которым может течь Либидо (психическая энергия). Трепетный первобытный страх перед могучими силами природы и богами — гораздо мощнее и древнее, чем удовольствие и сакральность полового акта. Регулярный прием наркотиков, изменяющих состояния сознания, запускает механизмы более мощные в своих тактильных, зрительных воздействиях, чем любой оргазм. Трансперсональные практики и трансцендентные переживания, особенно вызванные наркотиками, неизбежно ведут к регрессу, что возвращает нас к психическим основам, при этом весь этот культурно-цивилизационный, сексуальной слой психических отложений истощается или вообще, смывается, за несколько хорошеньких трипов. Сексуальный драйв блекнет на фоне других более сильных переживаний. Сексуальные реакции могут искажаться и/или ослабляться. Секс, вообще, может терять смысл, а в след за ним и отношения. Таким клиентам после прекращения своих экспериментов часто приходится заново выстраивать смысл в сексуальности. Мысли, изложенные здесь, пришли мне во время отдыха. Разумеется, все, о чем я писал, можно было написать дома в Москве. Можно было, вообще, не летать к черту на кулички, и не испытать все то, что я испытал на Бали. Можно было получить любую информацию о Бали, грибах и богах из интернета, или сесть в позу лотоса, погрузится в измененное состояние сознания, и помедитировать о райском острове Бали. Но разве это жизнь? Карл наш, так сказать, Густав Юнг писал в своей Красной Книге: «Вы должны знать, что ваша внутренняя жизнь становится богаче за счет вашей внешней жизни, а наоборот беднее… Если вы не живете снаружи, вы не станете богаче внутри, вам и внутри будет тяжелее. Ограничивать себя во внешней жизни не служит на ваше благо: это начало зла. И также, ваша внешняя жизнь не станет богаче и красивее за счет вашей внутренней, но только беднее и беднее. Тут нужен баланс… Без приключения во внешнем мире, которое произойдет с вами, не случится и внутреннего приключения… Человек живет в двух мирах. Дурак живет тут или там, но никогда и здесь и там». Кута, о. Бали (февраль—март 2013г) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|