|
Идеодинамика как основной психический процессАвтор статьи: Обрубов Сергей Алексеевич
Если вы «загуглите» это слово в поисковике, то не найдёте вразумительного объяснения того, что же это такое. Есть смутные указания на то, что термин «идеодинамика» придуман гипнотизёрами для интерпретации вызываемых у гипнотика разнообразных феноменов типа галлюцинаций - зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и обонятельных, а также вызванных движений или обездвиженности. Однако, термин очень удачен, и каждому, кто работает в сфере психологии, полезно было бы поразмышлять на эту тему. Текст Евангелия от Иоанна начинается словами: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Это – абсолютная психологическая истина, особенно когда мы признаём, что у человека существует только одна реальность – психическая. Как воспринимает мир младенец, который ещё не знает слов? Судя по всему, его восприятие представляет собой набор несистематизированных зрительных, слуховых и кинестетических впечатлений, которые в процессе обучения языку приобретают названия. Откуда, вы, например, знаете, что это – «стол»? Просто, в глубоком детстве вас с этим предметом формально «познакомили» - подводили к нему, и, тыкая в него пальцем, повторяли: «Стол, стол, стол». Постепенно это слово в вашей голове прочно связалось со зрительным образом конкретного предмета, и в дальнейшем приобрело для вас характер автономной реальности – ведь вам теперь не нужен реальный предмет, чтобы его вообразить. Достаточно произнести слово «Стол», и в вашем воображении «вспыхивает» образ, «картинка» стола, причём своего собственного – ведь образ «стола» связан для вас со всем набором конкретных столов, которые вы видели в своей жизни вообще. Точно так же случается и со всеми остальными предметами и явлениями мира, которые таким образом переходят в нашу внутреннюю психическую реальность, определяя наши реакции, отношение к миру, поведение, и в конечном итоге, иногда становятся причинами «психических расстройств». Таким образом, «слово» как основной носитель мысли, составляет суть первой части понятия «идеодинамики», то есть «идео-». Об этом же упоминается в школьном учебнике биологии, где написано, что «у животных – «первая сигнальная система», а у человека – «вторая»». Имеется в виду, что сигналы тревоги, возбуждения, раздражения у животных исходят исключительно из конкретных предметов и явлений внешнего мира. А у человека причиной возникновений таких реакций являются его мысли. Так, кошка будет реагировать только на реальную собаку. Она не будет реагировать на рассказ о собаке. Собака реагирует на конкретное мясо, которое она видит и обоняет перед собой, и она не будет реагировать на рассказ о мясе, поскольку абстрактного языка слов не разумеет. Если же голодному человеку эмоционально и красочно рассказывать про еду, он начинает захлёбываться слюной. Не лишне заметить, что только у человека может быть «секс по телефону». Конкретные слова в голове человека вызывают соответствующие им реакции – мысль о лимоне – слюнотечение, мысль о предстоящей катастрофе – сердцебиение. Эти сенсорные, двигательные или эмоциональные реакции и составляют понятие «-динамика» - вторая часть термина. Учитывая разнообразие содержаний мысли, идеодинамические явления делятся на:
Из этих рассуждений должно стать понятно, что процесс мышления в нашей голове – это бесконечное количество самых разнообразных мыслей, поток которых каждый может осознать в любую секунду своего существования, производящий соответствующий этим мыслям поток чувств, эмоций, ощущений, двигательных реакций и новых мыслей. И тогда, когда эти мысли «крутятся» на сознательном уровне, человек может понять подобного рода идеодинамику – я думаю о еде, когда голоден, и заранее выделяется слюна, а когда я думаю о предстоящей смерти нас всех, на глаза наворачиваются слёзы…. Но когда те же мысли возникают на бессознательном, то есть совершенно не осознаваемом уровне, содержание этих мыслей, по причине вытеснения, как ещё писал дедушка Фрейд, остаётся неизвестным. До сознания «доходит» только «динамика» - вторая часть процесса мышления в виде, казалось бы, неожиданных ощущений, эмоций, чувств, двигательных реакций. Такие явления чаще всего являются загадкой прежде всего для самого человека, а иногда, что печально, и для людей «помогающих профессий». Так, например, в психиатрии принято думать, что если сам психиатр как-нибудь логически может истолковать жалобы пациента, найти, так сказать, связь между понятными ему, психиатру, событиями жизни пациента и теми жалобами, которые тот предъявляет, то это – «феномен» его психики, и можно применять психотерапию. А вот если связи между событиями жизни пациента и необычными его ощущениями и эмоциями сам психиатр проследить не может, то это с точки зрения последнего – «эндогенное явление», «симптом», который связан с «плохой генетикой» пациента или неправильными химическими процессами в коре головного мозга, что влечёт за собой «накачивание» несчастного транквилизаторами, нейролептиками и антидепрессантами. При этом совершенно не учитывается тот факт, что человек – живой, и он думает! Причём, большая часть процессов мышления протекает именно на бессознательном уровне. Наиболее простой пример, когда обращают внимание на результат процесса мышления и не интересуются содержанием идей, этот результат вызывающих – пресловутые «панические атаки». Ранее я уже публиковал статью об абсурдности самого понятия « панические атаки», когда реакция симпатической части нервной системы в виде выброса адреналина в кровь была «вырвана» классификаторами из контекста и превращена в отдельную нозологическую единицу. При этом совершенно игнорируют сам предмет мысли, вызывающий выброс адреналина, всегда уникальный и неповторимый. Когда чисто логическим путём даже сам пациент может «дойти» до понимания того, чего он боится, - инфаркта, инсульта, рака, СПИДа, разорения, измены и т.п., всё становится понятно и доктору. А вот когда человека «трясёт», ему «перехватывает дыхание», «всё плывёт перед глазами и ноги ватные», и сам хозяин этого тела никак не может объяснить происхождение этих явлений, материалистически мыслящий специалист начинает предполагать «вегето-сосудистую дистонию», опять-таки плохую генетику или «сшибку нервных процессов возбуждения и торможения». Тогда начинаются бесконечные рассуждения о нейрофизиологии и, как следствие – бесконечные анализы, УЗИ, МРТ и консультации всевозможных специалистов, затратные, как по времени, так и по средствам, и совершенно бесполезные для пациента. Если мы всё же начинаем думать, что то, что чувствует пациент, связано с «работой» мыслей на его бессознательном уровне, что мы имеем дело с финалом идеаторных процессов, протекающих на уровне, исключающем понимание, то подход к психотерапии меняется радикальным образом. В таком случае все эти ощущения, столь тягостные для пациента, перестают выглядеть как «симптом», с которым нужно бороться, и превращаются в важнейшую часть «сообщения», которое идёт из бессознательного, что даёт возможность к осознанию беспокоящих мыслей. Ведь если мысль о лимоне вызывает слюнотечение, то, если творчески развивать слюнотечение, можно осознать и мысль о лимоне. А когда подобного рода мысль, обычно порождённая инфантильной защитной частью психики, «доходит» до сознания, когда сознание начинает понимать весь ход «идеодинамики», мысль немедленно, или при помощи терапии, постепенно, теряет свой эмоциональный заряд, становится менее актуальной и перестаёт вызывать выброс адреналина, как и подобные ему ощущения. Ещё печальнее обстоят дела с так называемой «депрессией», особенно такой, какую в психиатрии принято считать «эндогенной», то есть такой, причины которой, с точки зрения психиатров (и к великому разочарованию, некоторых психологов), идут «изнутри», скорее всего, от «недостатка серотонина или дофамина». Это потому, что сами психиатры не могут найти логического объяснения «депрессии», возникшей «внезапно» у, казалось бы, вполне «благополучного» в социальном и психологическом плане гражданина. Если всё же подумать, что там, на бессознательном уровне, этот «благополучный человек» имеет такой набор умозаключений, обусловленных всей его личной историей, весьма печальных, травматичных для него и по этой причине в бессознательное и вытесненных, то появляется крайняя необходимость использования плохого настроения как «проводника» в мир хитросплетений его бессознательных мыслей. В заключение хотелось бы обратить внимание на то, как мысль «обрабатывается», о чём писали ещё основатели НЛП. Сама мысль, выраженная словами, обязательно имеет « зрительный компонент», то есть «картинку». «Динамика» в виде ощущений, эмоциональных реакций, движений или новых мыслей, возникает только тогда, когда человек «входит» в эту «картинку», то есть мыслит на ту или иную тему «от первого лица». Например, так случается во сне, когда человек практически в 100% случаев, является непосредственным участником тех событий, которые ему снятся. Примерно так же случается и при любой «динамике» мысли на бессознательном уровне. Осознавание мыслей, производящих «динамику», позволяет осуществить «выход» из «картинки» и снизить эмоциональный заряд, который на бессознательном уровне мог сохраняться десятилетиями. Это и составляет основную суть техники, которая в НЛП именуется как ВКД (визуально-кинестетическая диссоциация), а ныне применяется и в часто использующейся в психологии технике «расстановок».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|