|
Быть/играть БогаАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
#бытьбогом #игратьбога Вам знакомо это стремление? Иной раз оно может быть у каждого. Но когда это состояние – это беда. Под давлением обстоятельств, вполне естественно переживание тревоги, а то и страха, и так же естественно стремление справиться с ситуацией. Когда мы малы и слабы, и таковыми себя и ощущаем, мы не имеем и особо много выборов – либо бежать, если верим в свои способности убежать, и укрыться, спрятаться, либо замереть на месте, притвориться мёртвым, авось минует лихо (известно же, на виду лишь то, что движется, да и инстинкт бегущего догнать никуда не девался – сам догоняющий так и мыслит – раз уж некто побежал, значит и слаб, трусит, да и виноват – стало быть, нужно догнать и порешить – всё логично). Но по мере нашего роста, развития, мы обретаем и другие возможности. Самое первое – познать мир, совладав с собой. Именно добрая саморегуляция на основе адекватной самооценки своих возможностей, сил, опыта, компетенций позволяет нам не отступить, и если уж не ринуться в бой, то, во всяком случае, свободно держаться в противостоянии, тем самым, и выигрывая схватку – тут ведь кто кого, у кого слабина сыграет, тот и отступит первым. В народе известно и поведение, за которым, по сути, мало что стоит, кроме гонора, пустой бравады – так прямо и говорят, остужая пыл – «Остынь, не петушись…» Просто и элегантно, с добром и заботой. Но иной раз можно и произвести нужное нам впечатление, вводя в заблуждение своим видом, поведением, шумом… «Хитрость города берёт» Это известно нам из наблюдений за животным миром – увеличиться в размерах, раздувшись, распушившись, словом, кто во что горазд, выбросить яркий привлекающий внимание хвост или оставить его, раз уж не получилось ошарашить сходу, как это делает ящерка… И водные жители вполне успешно пользуются этими приёмами, например, мне нравится, как это делает каракатица, оставляя хищников с носом, скрываясь из виду, выпустив чернильное облако, полностью дезориентируя их. Но человек, несомненно, продвинулся много дальше и пользуется всеми приёмами в своём повседневном социальном взаимодействии. И всё бы ничего, но когда тревога не лишь реакция на новую ситуацию, а личностная черта – тревожность, человек, в борьбе с нею, может формировать комплекс Бога – играть Его, стремясь объять необъятное, не позволяя себе уязвимости ни на йоту, пытаясь тем самым удерживать тревожность в рамках. Известно же – «Держи себя в руках!» И если перед лицом внешнего врага ещё можно себя хоть как-то удерживать, хотя и это требует присутствия духа, мужества, самообладания, воли, силы и навыков, как описано выше. То перед лицом Лукавого, того самого, который действует изнутри человека, пробираясь, что лазутчик в самое нутро, в суть личности человека, раскалывая её (хорошо ещё, если только надвое, а то и на много более частей) противоречащими потребностями, подчас приходится довольно туго, ибо теряешься, кто есть где, кого слушать, кому верить, за кем следовать… Какие нужды насущные, а какие потребности ненастоящие, надуманные, искусственно созданные искусными пиарщиками, например? И как выбрать из своих же, но находящихся по разным сторонам, требующих одновременно и столь же настойчиво?! И вот, в стремлении упорядочить всё, хотя бы снаружи, подчинить своему контролю, человек и доводит себя этим стремлением до сверхнапряжения, и даже до перенапряжения, и через это теряет способность расслабляться, радоваться жизни, получать удовольствие в простых вещах, так ещё и окружающих стремится подчинить этому же «психозу». (В кавычках, поскольку, это не то, что таковым является – нет ни вспышек галлюцинаций, ни отвечающих им разрушительных действий. Хотя, как сказать, всё же, сама активность человека подчинена переживанию им постоянной тревожности, и, соответственно, она защитного характера. И, да, и в то время, когда вокруг царят покой и безмятежность! В какой-то степени говорить о галлюцинациях, всё же, можно, ведь это состояние и вызвано имеющимися в психике человека факторами, невидимыми для глаза стороннего наблюдателя. Во всяком случае, он придаёт им громадное значение, формируя ощущение катастрофы. Да и как тут не активничать, стремясь упорядочить абсолютно всё, всегда и везде, когда внутри такой хаос и беспорядок, неподдающийся конструктивному разрешению?! Об этом и говорят – «Опомнись, ты же делаешь из мухи слона!» Эх, знали бы, какой кавардак творится внутри личности этого человека!) И, увы, будучи в этом состоянии самогипноза, человек просто не может поступать иначе, загоняя и себя, и окружающих (близких, а если он во власти, то и подчинённых) в немыслимые рамки, которые начинают сыпаться, ещё бы, когда такая заорганизованность! Свободно текущую жизнь, текущую по своим правилам, разве можно загнать в свои жёсткие рамки?! Непременно отдача случится! И это обрушение тщательно выстраиваемой им империи, вызывает у него уже настоящий психический срыв. Бесплодная попытка контроля неконтролируемого вызывает отчаяние. «Игра в Бога» может показаться захватывающей, хотя и неэффективной, но что же делать, если иначе охватывает ужас тревоги перед неопределённостью, сковывающего страха перед чем-то жутким?! «Отойди Господь! Гений у руля!» – шутит в таких случаях Ларри Нимс, американский психиатр, разработчик техники депрограммирования подсознания BSFF. Такая шутка позволяет пересмотреть установки и принять свою уязвимость и переключиться в режим иного функционирования, более уместного для такого несовершенного существа, как человек_переживающий, даром что, он человек_разумный – ведь он человек_в_поисках_смысла, и значит, может найти средство разрешения возникающих противоречий, и это возможно именно в режиме «Делай, что должно, что можешь, и будь, что будет…»
«Человек предполагает, Господь располагает» – к смирению перед неизбежным, склонению в бессилии перед мощью стихии, укрощению гордыни призывает учение Христово (Книга притчей). «Неисповедимы пути Господни!» – «На Бога надейся, а сам не плошай» – две составные части одной премудрости, они не опротестовывают друг друга, но дополняют, побуждая человека мыслящего к конструктивной активности, с поправкой на обстоятельства, и свои возможности, как высмеивая глупость молящегося, полностью уповающего на милость Господню, и отказывающегося от всяких и доступных себе действий, так и одёргивая самонадеянность гордецов, презревающих осторожность.
И что интересно, находить уже легче и проще, свободнее. … Кстати, 14.12.19 с 11:00 состоится открытый вебинар «Действенные факторы исцеления в психотерапии». Рассмотрим различные факторы, влияющие на процесс терапии, оценим их значение, уделим внимание контракту, как средству упорядочивания психологической работы и создания точки отсчёта в работе, других условий обеспечивающих эффективность психопрактики. Кроме этого на повестке следующие вопросы: Значение понимания в ходе психологической работы. Кому оно нужно? Состояние клиента – от пассивности к активности. Ресурсы. Определение ответственности сторон, как условие оптимального сотрудничества на основе доверия. Рассчитывайте на 100 минут участия. Вебинар будет интересен и полезен специалистам помогающих профессий – практикующим психологам, психотерапевтам, социальным работникам, коучам, и клиентам этих специалистов, тем, кто ищет, подбирает психолога для поддержки на пути к себе. Люди, подбирающие психолога, смогут прояснить пользу психотерапии, оценить свои возможности, в контексте разрешения своих задач, понять за что производится оплата, разобраться нюансах психопрактики под свои нужды. Участникам вебинара предновогодняя скидка при заказе курса консультирования/психопрактики/супервизии – воспользуйтесь своими преимуществами! Регистрация по ссылке. Сами приходите, и друзей позовите!
С Вами Юрий ИОНОВ Психолог, психо_практик_Туапсе Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|