Фаза 1. Настройка на партнера
- Не замыкаться в беседе на себе, на своем состоянии и своих мыслях.
-Стараться смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за их изменениями.
-Мысленно встать на место собеседника и понять, какие страхи, сомнения, события привели его в это состояние.
-Проникнуться состоянием собеседника: «А каково было бы мне в таком состоянии?»
Фаза 2. Перестройка поведения партнера по общению – техники выравнивания
эмоционального напряжения
-Дать партнеру выговориться и держать паузу.
-Сказать о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера. При желании можно сказать о своем состоянии или состоянии партнера.
-Подчеркнуть свою общность с партнером. (Техника нахождения общего: интересов,отношения, состояния.)
-Подчеркнуть значимость партнера, его мнения, суждений и пр. для вас.
-Изменить пространственное расположение – дистанцию.
-Проявить искренний интерес к проблеме партнера.
-Обратиться к фактам, сориентироваться в ситуации.
-В случае своей неправоты немедленно ее признать и предложить выход из ситуации.
-Подвергнуть сомнению самые неразумные слова партнера.
Общие рекомендации
- Сохранять самообладание.
-Корректно и даже подчеркнуто вежливо вести себя.
-Не замыкаться на себе, на своих проблемах.
-Следить за невербальным поведением партнера.
-Мысленно встать на место партнера, проявить эмпатию, придерживаться эмпатического слушания.
-Почувствовать партнера (его настроение, эмоции) – «безоценочное принятие» индивидуальных особенностей личности собеседника.
-Не прибегать к агрессии и раздражительности в качестве психологической защиты при общении с трудными людьми.