|
Может ли мечта быть злой и опасной?Автор статьи: Алексей Фисун
Злая мечта рождается из чувства болиМожет ли жажда мести стать мечтой? Можем ли мы мечтать о чем-то ужасном? Думаете - нет? А на самом деле, конечно, можем. Мечта же – это греза, сон, а не явь. Мечта – это возможность перенести себя из сегодняшнего, проблемного состояния в завтрашний, светлый день. В январе - мы мечтаем о лете, а в летний зной - о зимней прохладе. Злая мечта рождается из горячего чувства боли, детской боли. Злая мечта черпает свою силу в желании отомстить, когда появится такая возможность. Это то чувство, которое некоторые люди проносят сквозь долгие годы, а некоторые и через всю свою жизнь. «Месть, это такое блюдо, которое надо подавать холодным» - говорит итальянская пословица, имея в виду, что планы мести могут вынашиваться годами, а, иногда и всю жизнь. Конечно, чувства остывают за долгие годы, но как хорошее вино со временем изощренная месть становится только еще приятнее на вкус – для того, кто ее приготовил. Но существуют и специальные способы, чтобы не забывать свои неотмщенные обиды. Древние китайцы разработали специальный ритуал, который помогал им годами сохранять обиду и разжигать в себе чувство ненависти к врагу-обидчику: для этого они подвешивали на кроватью горький желчный пузырь ядовитой змеи и каждое утро лизали его, чтобы им «жизнь медом не казалась» и чтобы «не забудем, не простим». Таким образом им удавалось сохранить свою ненависть и коварный план отмщения иной раз и до конца жизни (своей или врага). По сравнению с древними китайцами сегодняшние хейтеры – сущие дети. Когда в гражданской войне, разразившейся в России 100 лет назад, жители России с упоением убивали друг друга – они тоже руководствовались мечтой. Кто-то из них грезил об обществе «всеобщего благоденствия», а кто-то руководствовался своими представлениями о «прекрасной России будущего», разумеется, представляя ее себе - без своих непримиримых противников. Думаю, что и нацисты, уничтожавшие евреев в концлагерях, тоже руководствовались своим злым ресентиментом – мстили за национальные унижения германцев после первой мировой войны. Т.е. в определенных условиях и жажда отмщения - может стать своего рода нравственным императивом и руководством к действию. Так что ответ однозначный – да, мечта как злокачественная греза может быть злой, жесткой и опасной. Причем такая мечта, как мы видим из истории, становится опасной для всех, кто с ней соприкасается, в том числе для ее авторов и реализаторов. Злая и добрая мечта – одинаковой природы?Но давайте задумаемся – меняется ли что-то в природе мечты, если мы признаем, что она может быть ужасной? Т.е. злая и добрая мечта – это одно и то же в психологическом смысле? Чтобы ответить на эти вопросы – мысленно возьмем мечту как бы «по модулю», т.е. уберем оценочный знак. И что мы видим: если мы убираем моральную оценку, то видим, что природа мечты остается той же самой. Она по-прежнему ведет своего обладателя за собой, структурирует его жизнь, обладает большой побудительной силой, придает смысл его проживанию. Человек, живущий мечтой, учится:
И точно также как и возвышенная, злая мечта влечет, ведет за собой, проносит сквозь суету земных обстоятельств места и времени. Ведь ненависть – одно из самых человеческих чувств. Мы же не можем сказать про диких животных, что они ненавидят кого-то, что они злятся. Нет, мы говорим: они хищные, поэтому такие агрессивные. Злость и мстительность – очень человеческие качества, они тесно связаны с умом, интеллектом, волей. Знаете, какой в юриспруденции один из главных квалифицирующих признаков аффекта? Отсутствие планирования. Аффект развивается спонтанно, на инстинктивной основе. А месть может жить и планироваться годами и десятилетиями: есть такая недобрая шутка про то, что «я не злопамятный, просто я злой и память у меня хорошая». Но есть и существенное психологическое различие между доброй и злой мечтой: одна осуществленная добрая мечта порождает другую добрую мечту, передавая ей энергию от прошлой реализованности. Тогда как злая мечта, чаще всего - конечна, тупикова и приводит к полному мотивационному опустошению. Это состояние хорошо описано в русской классической литературе:
Выражаясь современным языком – тех, кто живет местью, своей злой мечтой - ждет гарантированное эмоциональное выгорание в случае реализации этой мечты. И таким образом месть ударяет бумерангом по тому, кто ее запустил. И получается, что целая жизнь уходит на то, чтобы в итоге дважды наказать себя: первый раз ты наказан обидой, а второй потерей смысла жизни после ее отмщения. Вот в этом и заключается базовое различие между доброй и злой мечтою: добрая мечта будучи реализованной делает своего автора сильнее, а злая мечта после реализации отнимает у мстителя его последние силы и смыслы существования. Относительность представлений о плохом и хорошемЧто русскому хорошо, то немцу – смерть. Русская поговорка
Хотя многие люди считают, что Истина, Добро – абсолютные и даже очевидные понятия, на практике Зло и Добро всегда персональны, а, значит, относительны. И что хорошо для одних, вполне, может быть опасно и вредно – для других. Именно этим объясняется, что у многих, впоследствии разоблаченных злодеев, было так много последователей. Люди склонны сбиваться в большие группы и что там в голове у вожака для многих не так уж и важно. Главное, что вместе теплее и веселее. Многие отъявленные мерзавцы очень искусно умеют вовлечь других людей в реализацию своих личных планов. Они умеют заразить в том числе и большие массы людей своей страстностью, пассионарностью. Это великое искусство – манипулирование надеждой и доверием. Интересно еще и то, что реализуя свою злую мечту, человек попутно, иногда помимо своей воли – может совершать добрые дела как побочный продукт своего действия. Природа человеческого доверия такова, что даже отъявленные подлецы чаще всего стараются прикрыть свои корыстные и злокозненные планы какими-то внешне вполне добродетельными мотивами. Чем, конечно, они наносят вред общественной морали. Однако на этот счет существует такая восточная поговорка: «Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным». Это означает, что все в конечном итоге зависит от личности человека – у доброго человека и мечты добрые, а у злого – мечты злокачественные. Кстати, когда вы знакомитесь с каким-то новым человеком, то лучший способ узнать его – спросить про его мечты. И если он не делится ими с вами – то лучше насторожиться. Потому что человек со светлой мечтой – всегда готов ей поделиться. И, может статься – вы сможете ему помочь ее реализовать, а это такая удача, которая сделает счастливыми вас обоих. Если же человек делится с вами своими грезами и его мечта вам нравится, то вы сможете оценить масштаб и характер личности вашего нового знакомца. Потому что размер и характер мечты сообщает нам очень многое о репутации человека. Поэтому мы и говорим: Скажи мне: какая твоя мечта и я скажу кто ты! Помогающая практика «Список моих обид» Самое печальное – это даже не когда мы посвящаем свою жизнь отмщению, ведь это придает хоть какой-то смысл нашему существованию и ведет нас вперед, заставляет нас Итак, возьмите
Итак, вы выплеснули свои обиды на лист бумаги (который все стерпит). Вам сразу должно стать легче, потому что это помогающая практика. Суть в том, что когда вы вытаскиваете свои обиды из подсознания – они на свету теряют до половины своей силы. Чтобы они потеряли вторую половину своей разрушающей вас энергии – нужно научится их отпускать. О том как это делается рассказывается в моей статье "Как все отпустить?". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|