|
Риск появления и развитие РПП (анорексии, булимии, компульсивного переедания)Автор статьи: Клюев Андрей Александрович
С психологической точки зрения есть некоторые предпосылки для появления данных заболеваний. Когда ребёнок появляется на свет, очень важно, как он получает питание. Если питание искусственное, то риск появления РПП во взрослом возрасте, очень высок. Когда ребёнка кормят естественным способом, то кроме материнского молока, он получает психологическую поддержку, чувствуя мамины нежные объятья, биение её сердца, её дыхание. Благодаря тесному физическому контакту, он меньше испытывает тревогу. Именно такие малыши менее подвержены в будущем различным пищевым психическим расстройствам. Некоторые мамы, которые стремятся следить за своей внешностью, либо хотят пораньше выйти на работу, после рождения малыша, забывают о том, что, прежде всего, ребёнку необходим этот телесный контакт; сознательно лишая ребёнка возможности получить его, они лишают его, необходимого материнского тепла. Рядом с такой холодной матерью, ребенок испытывает недостаток внимания и заботы. Второй момент, это когда мама долго не подходит на плач ребенка. Первое время он будет плача звать её. Но если ничего не изменится, и мама не придет, то ребенок замолкнет, чтобы сэкономить свои ресурсы. Со временем у такого ребёнка возникает ощущение заброшенности, и он перестаёт требовать внимания к себе и затихнет. Но при этом он запомнит телом на всю жизнь, что он в этом мире не нужен. Ребенок никогда не вспомнит эти эпизоды, но тело его всегда будет помнить этот урок и оно будет всегда оставаться напряженным и ждать неприятностей отовсюду. Конечно, если мама, старается компенсировать грудное вскармливание, обеспечивая телесный контакт, больше общается с ребёнком, то он не будет страдать из-за отсутствия естественного вскармливания, не будет испытывать такой сильной тревоги. Таким образом, достигая возраста трёх лет, когда у ребёнка начинает формироваться «самость», появляется негативный жизненный фон, характеризующийся чувством отвержения. Ребёнок может прямо говорить «я вам не нужен» (при этом не понимая почему он это чувствует), может замыкаться в себе, либо, в случае гиперопеки, устраивать истерики. Но в случае, когда родители не видят этого, и не предпринимают никаких действий, чувство брошенности становится тотальным. В последствии, во взрослом возрасте это может быть предпосылкой таких серьёзных РПП как: анорексия, булимия; а также зависимостей: алкогольная и наркотическая зависимость, игромания, трудоголизм и других. Бывает так, что родители осознают, что не дали ребёнку любовь и внимание, и тогда появляется другая крайность, в виде «гиперопеки». Но ребёнок чувствует, что это происходит из-за чувства вины, и не воспринимает их усилия «стать ближе». Постепенно у ребенка нарастает тревога, это часто проявляется во внешних проявлениях, например, в дошкольном возрасте, неосознанные повторяющиеся действия или обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – моргание, механические движения руками, плечами, расчёсывание себя, выдёргивание волос и так далее. В школе ситуация усугубляется. Из-за отсутствия родительского авторитета, ребёнок начинает оценивать себя через призму оценки своего окружения. Так, если ребёнку говорят, что он «некрасивый», «неудачник», «толстяк», он начинает в это верить. Позже это так же переходит в стремление к созависимым отношениям и различным зависимостям. Как же ребёнок, находясь в таком состоянии постоянной тревоги, может преодолеть свои проблемы? Обычно такие дети либо с головой уходят в учёбу, либо в увлечения, так как желание «быть ценным», хоть в чём-то, для них очень важна. Кроме того, они очень зависимы от внешней оценки своей деятельности. Похвалили – я хороший, не похвалили – плохой, никчёмный, никому не нужный. Они часто занимаются самобичеванием, воспринимая малейшую неудачу, как трагедию, убиваясь из-за четвёрки в дневнике. Ища поддержку, они часто уходят в различные подростковые субкультуры. Там они могут наконец-то почувствовать себя уникальным. С годами желание быть интересным и востребованным для окружающих становится навязчивой идеей, быть признанным, любимым, во что бы то ни стало. Если этот ребенок - девочка, то она сравнивает себя с успешными людьми, с теми, кто пользуется успехом. Возникает желание быть такой же успешной и счастливой, и глядя на картинки успешных и красивых личностей в интернете, она приходит к выводу, что чтобы быть успешной, нужно быть стройной. Как этого достичь? Нужно худеть! В своём стремлении, к идеалу красоты, сложно остановиться, т.к. у такого ребёнок а уже развито ОКР и если он чем-то начинает заниматься, то делает это до конца. Объясняет себе испытанием себя на прочность, «а смогу ли я похудеть на 5, 10, 15 килограмм?». Кроме того, дополнительным толчком к этому могут быть различные проблемы подросткового возраста: гормоны, дополнительные требования, изменение тела, несчастная любовь, сложные отношения со взрослыми. Почему же девочка перестаёт есть? Еда – это физиологическая потребность нашего организма, которая так же является его опорой. Девочка испытывает много стыда и вины за свою плохость (толстая, глупая, невоспитанная), поэтому она начинает сильно ограничивать свой круг общения. От этого увеличивается тревога, и она начинает соревноваться сама с собой, ограничивая себя в еде. Она даже оправдывает свой отказ от некоторых продуктов своей новой жизненной философией – «я вегетарианец, я больше не ем продукты животного происхождения». Появляется сверхценная идея: нужно идти до конца. Она думает: «если я сделаю это, я наконец-то буду счастливая». И дальше включается привычный ОКР со снижением своего веса. Так постепенно она уходит в себя и начинается анорексия. Часто РПП, анорексия или булимия является призывом к взрослому – «обрати на меня внимание», «позаботься обо мне». Так ребёнок замечает, что когда он болеет, взрослые относятся к нему с большей теплотой, заботятся и жалеют его. Поэтому, стоит обратить внимание на первые предпосылки РПП ещё в раннем детстве, это ОКР, повышенная тревожность, гиперактивность или гиперпослушность. Что же можно предпринять, чтобы не допустить отстранённости ребёнка? При появлении подобных симптомов, необходимо не просто говорить ребёнку о том, что так делать нельзя, но и объяснять почему. И вообще стараться обсуждать с ним что стоит делать, а что нет. Объяснять, почему мама идёт на работу и оставляет его в садике или с няней, что маме нужно это, чтобы лучше заботиться о нём. Тогда будет осознание того, что мама его не бросила. Родителям следует чаще говорить ребёнку о том, что они его любят, как он дорог, стараться чаще обнимать ребёнка, проводить с ним больше времени и заботится о нем. Напоминаю, что забота - это когда сначала спрашиваем что надо, и только потом делаем. А контроль - это когда делаем, а потом предлагаем. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|