«Настоящая принцесса обязательно ДОЛЖНА почувствовать горошину через двадцать перин и двадцать тюфяков, иначе она не настоящая принцесса.» Замечательная сказка с хорошим концом. И ведь принцесса вышла замуж за принца, и жили они долго и счастливо, став королем с королевой и воспитав своих наследников. И уже давно не нужно состоявшейся королеве доказывать, что она настоящая принцесса, но по сей день не даёт ей та горошина спокойно спать.
Почему мне пришла на ум эта сказка? Из последних терапевтических работ я насобирала горсточку таких горошин ( наиболее часто встречающихся в индивидуальной и групповой терапии), которые не дают спокойно спать моим клиенткам. Эти горошины вызывают часто тревогу и напряжение, и другие негативные переживания и телесные проявления.
1 горошина: «Я должна справляться со всем всегда и на 100%!» 2 горошина: «Я должна всегда заботиться о других!» 3 горошина: «Я никогда не должна привлекать к себе внимание.» 4 горошина: «Если я с чём-то не справляюсь на 100%, значит я плохая мать, жена, дочь...!» 5 горошина: «Я могу быть настоящей и заметной только в том случае, если рядом со мной муж (мужчина, король). Иначе меня не существует (сама по себе я ничего из себя не представляю)." 6 горошина: «Мужчины никчемные существа, о которых нужно заботиться, ничего хорошего от них не ждать, но при этом хоть никчемный, да мой.» 7 горошина: «Я всегда и во всем должна быть лучшей, иначе меня не будут любить ( не будут замечать, отвергнут....)."
И ещё много примеров можно привести. Неплохо бы разобраться откуда эти горошины взялись и как с ними быть, ведь именно они часто не дают спокойно спать по ночам, вызывают тревожные мысли, даже не входя в зону осознавания, и звучат в голове совсем по-другому.
В Гештальт - терапии мы называем эти "горошины" интроектами и шуддизмами. ИНТРОЕКТЫ- это непереваренные установки, способы действий, чувства, оценки, идеи, взгляды, убеждения, образы поведения. ШУДДИЗМЫ-это жесткие установки, основой которых является чувство долженствования : «Я должна быть для всех удобной всегда и для всех, чтобы меня любили».
ИСТОЧНИКОМ в раннем детстве являются родители, бабушки, дедушки, значимые взрослые (воспитатели, учителя), в более взрослом возрасте: общественные установки, СМИ ( особенно в последнее время соц. сети и пр.).
Конечно среди таких установок есть и полезные. Ребёнок копирует родителей и познает этот мир через них, учится контактировать с окружающей средой. Близкие (вербально или невербально) передают информацию о системе взаимоотношений, системе безопасности, ценностях, устоях, в которых они живут.
Но, к сожаление, есть и не очень полезные (а иногда прямо скажем, вредные). ПРИМЕР: Бабушка, которая после войны всю жизнь заботилась о лежачем дедушке и очень старалась соответствовать представлениям хорошей жены того времени, внучке, которая росла рядом с ней, так или иначе передала информацию о том, что на мужчин нельзя опираться. Можно рассчитывать только на себя, потому что толку от них все- равно нет. Но при этом на других смотреть нельзя, потому что, если мужик, то чей-то (после войны свободных мужчин практически не было). Даже говорить с мужчинами нельзя, чтобы не прослыть «падшей» женщиной. Внучка давно выросла, войны давно нет и бабушки тоже, а установка осталась: «Мужчины никчемные существа, о которых нужно только заботиться (как о детях), но ничего хорошего от них не ждать, при этом хоть никчемный, да мой.» "Смотреть на мужчин и разговаривать с ними нельзя, потому что окружающие могут неправильно понять". И большую часть своей жизни прекрасная, умная женщина живет с такой установкой и не понимает, почему она никак не научится по-настоящему чувствовать радость от отношений с мужчинами, доверять им и просто любить.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРОЦЕССЕ ТЕРАПИИ? Я всегда очень радуюсь, когда удаётся добраться до таких «горошин». С ними можно работать, как с тем, что когда-то «проглочено» и не переварено, присвоено в полном объёме, без какой либо критики или сомнений чаще всего в раннем возрасте. Работа направлена но то, чтобы «разжевать» жесткую установку. Например, в случае с первой горошиной: «Я должна справляться со всем всегда и на 100%!» (кстати наиболее часто встречающаяся в последнее время). Проверяем и исследуем: А всегда ли должна? А кто это тебе сообщил? А откуда ты об этом узнала? А что будет если не справишься на 100%? А что, если не на 100, а на 70? Попробуй сказать это мне. Что чувствуешь при этом? Скажи это своему близкому человеку. В групповой терапии мы предлагаем проговорить это другим участникам группы и услышать установку от других.
Таким образом мы «расшатываем» установку и проверяем, что из этого действительно принадлежит клиенту, а что нет. Та часть, которую он осознанно выбирает и присваивает себе, переходит в его арсенал действий. Та часть, которая признается, как не своя чаще всего является источником тревоги и напряжения и он сам решает, что с ней делать.
Во всяком случае после такой работы я всегда наблюдаю мышечное расслабление клиента и смену его эмоционального состояния. Такое исследование очень помогает разобраться со степенью своей свободы и ответственности в принятии дальнейших жизненных решений.
Королеве больше не нужно заботиться о том, что бы кому-то что-то доказывать. Она сама способна вынуть горошину из своей постели и сделать с ней все, что она захочет.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.