|
Психологическое сопровождение неизлечимо больных людей.Автор статьи: Староселец Татьяна Станиславовна
Оглядываясь в прошлое, изучая древние культуры и народы, мы обнаружим, что смерть всегда была для человека отвратительной – и, похоже, останется такой в будущем. Смерть до сих пор остаётся для нас пугающим, отталкивающим событием, а страх смерти – всеобщим явлением, даже если нам кажется, что мы почти избавились от него.
Психиатр Элизабет Кюблер-Росс считает, что есть много причин, по которым мы избегаем открыто и хладнокровно смотреть в лицо смерти. Один из важнейших фактов заключается в том, что сегодня процесс смерти стал намного ужаснее, он связан с одиночеством, механичностью и бесчеловечностью. В большинстве случаев у больного нет возможности говорить с близкими о своей болезни и о страхе умереть. Как будто бы тема возможной смерти является запретной и о ней нельзя упоминать. И больной, и его близкие остаются в таком случае «один на один» со своими переживаниями. Тяжелее всего в этом случае приходиться детям… У неизлечимо больного человека, как в принципе и у его близких, тоже есть чувства, желания, мнения и, самое главное, право на то, чтобы его выслушали. Неизлечимая болезнь неотвратимо приближает реальность смерти. Она существенно изменяет человеческую жизнь, и на этом фоне, как ни парадоксально, нередко появляются признаки "роста личности". Персонаж Ирвина Ялома психотерапевт Джулиус, будучи сам болен раком кожи, вспоминает, что когда он работал с группами женщин, больных раком груди, его пациентки признавались ему, что как только первая волна паники отступала, приходило поистине золотое времечко. Они говорили, что болезнь помогла им стать мудрее, лучше узнать себя, заставила сменить приоритеты, стать сильнее, отказываться от множества пустых и ненужных вещей и начать ценить то, что обладает истиной ценностью, - свою семью, друзей, близких. Они признавались, что впервые в жизни научились видеть красоту, наслаждаться течением времени. Как жаль, сокрушались многие, что понадобилась оказаться во власти смертельной болезни, чтобы научиться жить. Что же происходит при приближении смерти? В какой-то мере мы уже получили ответ на этот вопрос в случае, описанном чуть выше: · заново оцениваются приоритеты жизни — теряют значение всякие мелочи; · возникает чувство освобождение — не делается то, чего не хочется делать, т.е. теряют силу долженствования ("обязан", "необходимо" и т.п.); · усиливается сиюминутное ощущение жизни; · обостряется значимость элементарных жизненных событий (смена времен года, дождь, листопад и т.п.); · общение с любимыми людьми становится более глубоким; · уменьшается страх быть отвергнутым, возрастает желание рисковать. Все эти изменения свидетельствуют об увеличении чувствительности неизлечимо больного человека, что предъявляет конкретные требования к тем, кто находится рядом с ним, — к близким, врачам, психологам. У больного возникают очень важные для него вопросы, которые он задает окружающим. Вопрос об откровенности с неизлечимо больным представляется одним из самых трудных. Элизабет Кублер-Росс считает, что специалист окажет больному огромную услугу, если сможет откровенно говорить с ним о подтверждённом диагнозе злокачественной опухоли, не приравнивая рак к неминуемой смерти. При этом специалист может вызвать у пациента надежду – на новое лекарство, передовую методику лечения и последние научные открытия. Он должен объяснить больному, что не всё потеряно, никто не бросит его в беде и, независимо от исхода, сам больной, его семья и врач будут сообща бороться с болезнью. Подобное отношение успокаивает и членов семьи больного, которые нередко оказываются в такие моменты совершенно беспомощными. Очень многое зависит от поддержки специалиста, выраженной словами и поведением. Консультируя неизлечимо больного человека, следует учитывать, на каком этапе переживаний находиться клиент. Следует отметить, что через все эти этапы проходят и члены семьи, узнав о неизлечимой болезни близкого человека.Последовательность реакций неизлечимо больных людей на приближающуюся смерть описывает модель Элизабет Кублер-Росс: 1. Отрицание. Большинство обречённых больных признаются, что их первой реакцией на известие о смертельной болезни были слова: «Нет, только не я, не может быть». При посещении разных врачей больные прежде всего надеются на отрицание диагноза. Однако отрицание ни в коем случае не означает, что больной действительно не знает о возможной смерти. 2. Гнев. Когда пациент уже не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять ярость, раздражение, зависть и негодование. Возникает следующий логический вопрос: "Почему именно я?", "Почему это случилось со мной?", "Почему меня не услышал Бог?" и т.п. В противоположность этапу отрицания, с этапом гнева и ярости окружающим больного людям справиться очень трудно. Если к больному относятся с уважением и пониманием, уделяют ему время и внимание, тон его голоса скоро станет нормальным, а раздражённые требования прекратятся. Он будет знать, что остаётся значимым человеком, что о нём заботятся, хотят помочь ему жить как можно дольше.3.Торговля. Третий этап, когда больной пытается договориться с болезнью, длится совсем не долго. На этом этапе больные стремятся как бы отложить приговор судьбы, изменяя свое поведение, образ жизни, отказываясь от разных удовольствий, и т.п. 4. Депрессия. Когда обречённый больной уже не может отрицать свою болезнь, когда ему приходится идти на очередную госпитализацию, когда проявляются новые симптомы недуга, а больной слабеет и теряет вес, небрежной улыбкой грустные мысли уже не отбросишь. Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери (потеря внешней привлекательности, огромные финансовые потери, потеря работа). Также не надо забывать о подготовительной скорби, которую переживает смертельно больной, когда готовится к окончательному прощанию с этим миром. Чуткий человек без труда выявит причину депрессии и избавит больного от неоправданного чувства вины, которое нередко сопутствует депрессии. Если женщину, волнуют мысли о том, что она перестала быть женщиной, мы можем высказать комплимент, особенно подчёркивающий её женственность, вернуть ей уверенность в том, что после операции её женская привлекательность ничуть не пострадала. При виде опечаленного человека мы прежде всего стараемся ободрить его, заставить смотреть на мир не так мрачно и безнадёжно. Мы предлагаем им обратить внимание на светлые стороны жизни, яркие и внушающие оптимизм события. Но если депрессия вызвана не прошлыми потерями, а неминуемыми потерями в будущем и является средством подготовки к неминуемой потере всего любимого и ценного, инструментом перехода к состоянию смирения, наши одобрения не принесут больному особой пользы. Этому человеку предстоит расстаться со всем вокруг, со всеми, кого он любит. Если позволить ему выразить свою скорбь, он с меньшим трудом обретёт окончательное смирение. Таким образом, на этапе депрессии больной будет признателен тем, кто сможет просто побыть рядом, не предпринимая постоянных попыток его утешить. 5.Смирение. Смирение понимается как готовность спокойно встретить смерть. Если в распоряжении пациента достаточно много времени и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет той стадии, когда депрессия и гнев на «злой рок» отступают. Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». Удельный вес отдельных этапов у разных людей значительно различается. Из вышеописанного очевидно, что у неизлечимого больного есть свои совершенно особые потребности; их можно удовлетворить, если мы дадим себе время и труд посидеть, выслушать и понять, в чём они состоят. Самое важное сообщение с нашей стороны заключается в том, чтобы дать больному понять, что мы готовы и хотим разделить с ним некоторые его трудности. Работа с неизлечимо больным человеком требует определённой зрелости, которая приходит с опытом. Прежде чем мы сможем без напряжения, спокойно сидеть рядом с таким человеком, нам необходимо серьёзно проанализировать наше собственное отношении к смерти и умиранию. Первое знакомство с клиентом – это встреча двух людей способных общаться без страха и суеты. Психолог посредством собственных слов или действий старается сообщить клиенту, что не намерен убегать, если пойдёт разговор о смерти или о раке. Если клиент не готов раскрыться в данный момент, то психолог должен дать понять клиенту, что когда наступит такое время, то он будет с ним рядом и будет готов выслушать его. Часто больные держатся за жизнь из-за каких-то незавершённых дел и ему необходимо с кем-то поделиться этой тревогой. Другого больного мучает чувство вины, неискуплённого греха – настоящего или мнимого, - и он испытывает огромное облегчение, когда мы даём ему возможность высказаться. Изредка больному не даёт покоя надуманный страх, и тогда полезно обсудить с ним чего он на самом деле боится. Неизлечимо больной человек способен понять свое положение и нередко хочет поговорить о своей болезни и приближении смерти, но только с теми, кто выслушивает его без поверхностных попыток утешить. Поэтому консультанту следует уметь квалифицированно разобраться в желаниях такого клиента и связанных со смертью фантазиях и страхах. Это позволяет не только выслушать клиента, но и помочь ему поделиться мыслями о смерти, собственном негодовании и о том, что он потеряет вместе с жизнью. Консультант, по сути, способен побудить неизлечимо больного человека изведать жизнь до последнего мгновенья. Самое важное, по нашему мнению, дать возможность почувствовать клиенту, что он ещё жив, что он ещё не умер и должен использовать каждую минуту, каждую секунду своей жизни, для того, чтобы закончить все незавершённые дела. «Сначала получи от жизни всё, а уж потом - и только потом – умирай. Не оставляй за собой ни капли не прожитой жизни». Ну а нам остаётся быть рядом с этими людьми, внимательно выслушивать и поддерживать их, когда это необходимо, делиться с ними своими чувствами и учиться у них мужеству и мудрости. Литература: 1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия: учебное пособие для вузов / Р. Кочюнас. – Москва: Академический проект, 2004. – 464 с. 2. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. – Киев: София, 2001 – 318 с. 3. Ялом, И. Шопенгауэр как лекарство. Психотерапевтические истории / И. Ялом. – Москва: Эксмо, 2006 – 544 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|