Они же одинаковые! Как воспитывать близнецов

Да, близнецы или двойняшки могут быть как похожими, так и очень разными, и дружить, и ссориться, хотеть одного и того же — и совершенно противоположных вещей. Психологи Анна Скавитина и Мария Григорьева рассказали, почему важно воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.

 


Они же одинаковые Как воспитывать близнецов

 

 




Анна Скавитина, психолог, аналитик, член IAAP (International Association of Analytical Psychology), супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала «Psychologies»




Мария Григорьева, детский аналитический психолог, нейропсихолог, мама близнецов


 

Идеальный дуэт

Нашу жизнь часто портят стереотипы и популярная культура. Например, такая идея, что все близнецы имеют идеальные отношения. На самом деле все наоборот, близнецам очень трудно бывает ладить между собой. Часто им даже бывает стыдно, что они не могут ужиться так, как все фантазируют, и им сложно отвечать на вопросы друзей и родственников «Почему вы ссоритесь, если вы одинаковые?» Кроме того, дети из многоплодных беременностей часто испытывают стыд, если они вырастают и хотят разлучиться, пожить каждый своей жизнью. Понимание, что не только они испытывают трудности в общении, а почти все близнецы, приносит облегчение и самим близнецам, и их родителям, которые часто страдают, что дети не могут договариваться и жестко конкурируют.

У близнецов есть не только брат или сестра, с которыми они провели много времени вместе и одновременно развивались в мамином животе, но и две разные личности — как «близнецовые», так и как отдельные. Близнецовая идентичность создает глубокую привязанность, которая сознательно или бессознательно будет присутствовать на протяжении всей жизни. А индивидуальность создает конкуренцию, гнев, разочарование и обиду. Разделение родительского внимания может создать глубокую неуверенность и чувство неадекватности.

Исследования показывают, что при одинаковом уровне развития интеллекта в эмоциональном плане дети-близнецы, в особенности однополые близнецы, существенно отличаются от одиночно рожденных детей. Как правило дети-близнецы имеют более низкую по сравнению со сверстниками самооценку. При этом брат или сестра-близнец являются очень значимыми фигурами. Зачастую ребенок из пары близнецов дает брату или сестре эмоциональную оценку выше, чем самому себе. Кроме того, для близнецов, которые воспитываются в полных семьях, характерно разделение на «маминого» и «папиного», т. е. один ребенок чувствует большую эмоциональную близость с матерью, а другой — с отцом. Больше это касается однополых близнецов, а разнополые в эмоциональном плане ближе к одиночно рожденным детям.

Я тебя понимаю

Важная особенность детей-близнецов — они более тревожны по сравнению с одиночно рожденными сверстниками. Причем, если у одиночно рожденных детей уровень тревожности тем ниже, чем выше развитие интеллекта, то у детей-близнецов уровень тревожности высок при любом уровне интеллектуального развития. Есть даже тенденция, что чем выше интеллектуальное развитие детей-близнецов, тем выше и уровень тревожности.

Повышенная тревожность во многом связана с перевозбуждением, повышенной нагрузкой на сенсорные системы. Еще до рождения дети-близнецы уже находятся в условиях повышенной сенсорной стимуляции, они касаются друг друга, слышат друг друга, видят. По сути становятся друг для друга самым первым, самым близким человеком. Мамам детей-близнецов знакомо чувство, что она как будто находятся немного в стороне, эмоционально дальше от близнецов, чем от одиночно-рождённого ребёнка. Мамы часто переживают свою не полную включённость, думая о себе, как о недостаточно правильной маме. С одной стороны, в этой ситуации есть свои бонусы — дети активно проводят время друг с другом, они заняты, развиваются — причем даже быстрее сверстников, поскольку передача информации, знаний и умений внутри пары близнецов происходит очень быстро, а возможностей к восприятию разного рода информации у двух детей больше, чем у одного. С другой стороны, родителям близнецов, прежде всего мамам, приходится прилагать значительно больше усилий для того, чтобы организовать то взаимодействие, которое в норме естественным образом складывается между матерью и отдельно рожденным ребенком с первых мгновений жизни.
Кроме того, дети-близнецы сразу после рождения оказываются в ситуации необходимости постоянного отслеживания в поле видимости брата или сестры-близнеца. Поэтому дети-близнецы могут активно развивать свои интеллектуальные способности, но нервная система детей-близнецов на самом деле испытывает серьезные перегрузки, и их тревожность возрастает.

Кто лучше?

Получается, перед родителями детей близнецов стоит достаточно непростая задача! С одной стороны, дети-близнецы имеют очень тесную связь, обусловленную их совместным развитием еще до рождения, которую приходится учитывать. С другой стороны, родителям приходится пробиваться через некоторый барьер «зацикленности» детей-близнецов друг на друге- для того, чтобы обеспечить своим детям необходимые условия для полноценного развития их индивидуальности. Пусть даже близнецы могут быть очень похожи, но они обладают своими индивидуальными чертами и особенностями, как и любые другие люди! Да, родившись с близнецом, ты навсегда — близнец. Близнецы не могут «развестись». Отношения близнецов, часто загадочные и трудные для понимания и внутри и снаружи, трудно описываемые словами, несомненно, являются источником удивления, удовлетворенности, одиночества, беспокойства.

Близнецы соперничают друг с другом или завидуют друг другу из-за их уникальной и глубокой привязанности, которая создает … конкуренцию. Это соперничество основано на реальности: ведь близнецы сравнивают друг друга с раннего возраста. Кто получает больше еды, любви, внимания, игрушек и особого времени, сравнивается и противопоставляется вербально и невербально. Сравнение становится частью детской жизни — и приводит к большим вопросам между близнецами.

Вот примеры и варианты того, как обходиться со сравнением родителям, и как учить обходиться близнеца.

  • Кто из нас прав? (Правильно: вы оба имеете право на своё мнение)
  • Кто сделал бОльшую ошибку? (Правильно: давайте вместе это исправим или решим проблему)
  • Кто виноват в беспорядке в комнате? (Правильно: я тебе помогу навести порядок)
  • Кто умнее, красивее, стройнее, талантливее? (Правильно: какая разница?)

Конкуренция, идущая из раннего детства, создаёт борьбу, которая продолжается долгие годы и всю жизнь. Но хуже этого — непроговоренность обид и гнева, что может вести к усилению конфликтов.

Как облегчить жизнь всей семье?

  • Если у вас, как у родителей, есть малейшая возможность привлечь помощников к процессу ухода и воспитания детей-близнецов, используйте ее. Это, во-первых, разгрузит маму и даст ей необходимые силы и ресурсы для воспитания детей, а во-вторых, создаст возможность большего участия взрослого в процессе развития детей-близнецов, что позволит избежать их зацикленности друг на друге.
  • Разговоры, прояснение, понимание того, что близнецы — разные люди с разными мнениями — вот путь к пониманию и гармоничным отношениям.
  • Когда родители готовы, то стоит начинать разделять детей-близнецов, давая им возможность тренироваться, получать индивидуальные навыки, не полагаясь на брата или сестру. Лучше это сделать как можно раньше. Хотя процесс должен быть очень мягким, комфортным, и все члены семьи должны быть готовы к нему. Хорошо, если в каком-то ежедневном деле один из близнецов сможет побыть с мамой, а другой с папой (бабушкой, няней), а в следующий раз наоборот. Таким образом дети получают опыт индивидуального взаимодействия с каждым из родителей, так постепенно формируется личный, независимый от брата или сестры опыт.
  • Индивидуальный опыт — лучший способ снизить конфликты и конкуренцию между близнецами, потому что каждый будет чувствовать, что имеет право на своё уникальное место в этой семье и в мире.

Дочки-близнецы: личный опыт

Мария Григорьева: «Мы с мужем стали задумываться о возможности разделить девочек практически с их рождения. Сначала у детей все было общее, и различался только цвет одежды, однако у каждой был свой набор вещей. Девочки вместе посещали занятия, были в одной группе детского сада и у них были одинаковые игрушки. Мы не понаслышке знаем, что дети требуют одинаковые игрушки, и если минимальное различие в деталях, то обеим требуется одна и та же!

Разделение стоит начинать с менее принципиальных для малышей вещей: например, у нас никогда не было двух одинаковых комплектов одежды, хотя бы цвет всегда различался. Не было одинаковых книжек, развивающих игрушек — пазлов, рамок вкладышей, шнуровок, одна дочь могла собирать домик, а другая самолетик. Это те игрушки, которые появляются еще до момента разделения на «мое — твое». А вот подарки и личные игрушки — мишки, зайчики, куклы, домики — те, которые дети очень хотели или те, которые имели большую эмоциональную ценность, были идентичны. Такой подход с одной стороны приучает детей к тому, что одежда и игрушки могут быть разные, а с другой не создает излишнего напряжения, когда речь идет о тех игрушках, которые являются для ребенка символом внимания, заботы, любви.

В 6 лет девочки пошли в одну группу на подготовку в школе, а мы наблюдали. Им было непросто, они обе энергичные, быстрые, активно общались между собой и с учителем, но отнимали слишком много его внимания, учителю было трудно: дети способные, но их «много». А если учителю трудно, это вызывает у него негатив, и подобный настрой уже влияет на комфорт и благополучие детей. Через полгода нам предложили попробовать разделить детей в разные группы, мы согласились попробовать. Поговорили с детьми, разделение прошло нормально — и детям, и нам было комфортно. Опыт оказался успешным, и наши девочки пошли в разные первые классы. Конечно, учителя знали о нашей ситуации и не препятствовали их общению на переменах, в целом относились с пониманием. Дополнительные занятия до 4 класса девочки посещали вместе, пока не сообщили нам, что у них разные интересы, и одна стала заниматься рисованием, а другая пением. Позже они выбрали для себя разные музыкальные инструменты, и занимались в разных местах, в разное время.

Сейчас моим девочкам 14 лет. Каждая имеет свой круг общения, свои интересы, свой стиль в одежде, у каждой есть свое пространство — своя комната. Тем не менее, периодически возникают ситуации, что они устают друг от друга — как всякие люди, которые много времени проводят вместе. Думаю, что дети-близнецы, которые привыкли иметь все общее, так же устают друг от друга, ведь они просто не знают, что может быть нечто отдельное, свое, у них нет такого опыта. Однако, каждый ребенок уникален, даже если кажется, что дети-близнецы идентичны! И опыт каждой семьи уникален.

Важно помнить, что любые решения и изменения должны быть комфортны каждой конкретной семье — и родителям, и детям. Даже если вам сейчас трудно представить, как можно разделить ваших близнецов, как именно организовать каждому из них личное пространство, в котором каждому ребенку было бы комфортно развиваться, то важным шагом будет просто помнить не только об их схожести, но и об их индивидуальности и уникальности".

 



 

Воспитание ребенка — это безусловно интересный, но временами сложный, а иногда и выматывающий процесс, а воспитание детей близнецов — вдвойне такой!
Главный вопрос, возникающий у родителей детей-близнецов — одинаковое или разное (во всем)? Мы писали, что с самого рождения дети-близнецы постоянно держат в фокусе внимания брата или сестру, постоянно сравнивают себя друг с другом, испытывая значительные эмоциональные перегрузки. До определенного момента проще и удобнее, если у близнецов все будет одинаковое, кроме ситуаций, требующих принципиальной разницы в уходе и воспитании (например, если у одного из детей есть хроническое заболевание). Но с самого первого дня важно помнить, что наша задача — воспитать две отдельные личности. И стоит постепенно вводить эти различия в повседневную жизнь детей. Близнецы, безусловно, имеют тесную связь, но то, как они будут расти, насколько они будут индивидуальны или идентичны, и сколько им потребуется времени во взрослом возрасте на поиск своей отдельной жизни, определяется в том числе позицией родителей, и их готовностью воспитывать двух отдельных детей с учетом их особенностей и потребностей.



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Близнецы родились! Особенности первых дней после рождения близнецов
  • Особенности развития близнецов (личные заметки психолога - мамы близнецов)
  • Двое из ларца: как воспитывать близнецов
  • Смерть одного из близнецов и комплекс Элвиса Пресли
  • Рождение - смерть? И почему некоторые рожденные близнецы проживают разные жизни?
  • Как психолог разделил однояйцевых близнецов.
  • Парадокс близнецов для психологов.
  • Особый случай | Несколько близнецов
  • Притча "Разговор двух близнецов"
  • "Секрет молодости в парадоксе близнецов или путешествие во времени"
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • Вы и Ваши близнецы: общение до рождения.
  • Почему важно учить детей играть друг с другом!
  • Проблема понимания друг друга — это не вопрос отцов и детей!
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей.
  • В друг друге мы любим только наших внутренних детей!
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Детская ревность и фаворитизм в семье. Или как мы побуждаем детей конкурировать друг с другом
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Близнецы. Затмение. Часть 2.
  • Близнецы. (Архетипическая Астрология)
  • Близнецы. Затмение. Часть 1.
  • Тревога и страхи-близнецы-братья
  • Маленькие соперники: что делать, если дети ревнуют друг к другу
  • Мотивация детей, или что слышат дети.
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Близнецы! Первый испуг, первая радость…
  • О воспитании детей Отцы и дети



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь