|
Особенности развития близнецов (личные заметки психолога - мамы близнецов)Автор статьи: Ирина Деделе
«Не в совокупности ищи единства, но более в единообразии разделения» К.Прутков Когда люди узнают, что два ребенка родились в один и тот же день, а если они еще и являются вылитой копией друг друга, то сразу думают, что они прекрасно ладят между собой и живут в полнейшей гармонии. Это логично и... абсолютная неправда. «Близняшество» подчас становится источником многих сложностей: не очень-то комфортно жить в постоянном присутствии своего двойника, и воспитание таких детей требует от родителей особого внимания. Можно выделить три основных правила, на которые хотелось бы обратить внимание родителей близнецов. Первое – самое очевидное, но и самое трудное, близнецам необходимо больше внимания, чем одному ребенку. Каждый из близнецов (а не оба вместе!) требует от родителей столько же внимания, сколько и одиночный ребенок. Сложность состоит в том, что способность близнецов удовлетворяться обществом друг друга создает иллюзию, будто им не нужно ни общение со сверстниками, ни особое внимание взрослых. Конечно, не нужно насильственно разъединять их. Необходимо не только всестороннее расширение круга общения со сверстниками, но и постоянный, заинтересованный контакт со взрослыми. Это поможет избежать формирования в дальнейшем чрезмерной взаимозависимости близнецов. Маме и папе важно умудряться проводить хотя бы 10 минут в день с каждым из детей в отдельности. Так же не надо бояться, отправить одного к одной бабушке, другого – к другой. Одного брата на шахматы, другого на теннис. Однако, когда близнецы совсем маленькие, только родились, они часто испытывают комфорт и успокаиваются в присутствии друг друга. Даже советуют их класть спать в одну кроватку, так как присутствие брата или сестры напоминает им внутриутробное состояние. Второе: не следует постоянно подчеркивать сходство близнецов, внушая тем самым стремление быть во всем одинаковыми. Нужно, по возможности, одевать детей по-разному, тем более что близнецы все равно безошибочно отличают свою одежду по мельчайшим деталям - так пусть разница будет заметной. Необходимо поощрять игры близнецов с разными детьми, обращать внимание на индивидуальные потребности, желания - а они различны уже с рождения, нужно только заметить эти различия и не стараться их нивелировать. Зовите каждого из близнецов по имени, а не просто: "Дети!". Хотите, чтобы они помогали вам по хозяйству - дайте, каждому индивидуальное задание, за которое каждый чувствовал бы индивидуальную ответственность и мог бы сказать вам: "Я сделал", а не: "Мы сделали". На это стоит также обратить внимание воспитателей и учителей в школе. Важно убедить их, что ваших детей надо отличать и относиться к ним как к отдельным личностям. Мои дети вспоминают, как в детском саду их часто называли «братики», или по фамилии. Им это очень не нравилось. Необходимо также отметить, что чем меньше похожи друг на друга близнецы, тем к более тяжелым последствиям ведет желание родителей видеть в них только сходство и "стирать" различия.
Само по себе это не страшно, однако при этом одному из детей начинают уделять больше внимания: тому, который "младше" (на несколько минут) или который немного слабее, перенес детскую инфекцию и т. д. Тот, кто физически сильнее или меньше болеет, - тоже ваш ребенок. Нельзя нивелировать своих близнецов, но и нельзя относиться к ним по-разному, с разной степенью любви, нельзя систематически ставить одного в пример другому. Особенно тяжело близнецы переносят, когда их сравнивают. «Смотри, Катя уже научилась завязывать шнурки, а что же ты…» Как только родители начинают утверждать, что Никита более живой мальчик, а вот Коля более замкнутый, что Маша довольна жизнью, но Жанна более уравновешенна, что Петя ворчун, а вот Женя - нет, то все эти оценки начинают сказываться на их эмоциональных отношениях с детьми. И действительно, подобные типологии влекут за собой не одинаковое отношение к близнецам: каждого из них будут по-разному держать на руках, кормить их будут с разной скоростью, и укачивать их будут по-разному, и менять им памперсы тоже. Все это развивает у близнецов реальные или придуманные родителями черты характера, личность каждого из них будет выстраиваться тем отличнее одна от другой, чем более разное воспитание они будут получать. Близнецы, конечно, растут, в чем-то, как обычные братья и сестры. Между ними не существует только соперничества, вызванного разницей в возрасте, и можно задаться вопросом, не усиливает ли это других видов ревности, потому что невозможно в этом случае прибегнуть к оправданиям типа "он твой старший брат", "он младше тебя", "это же девочка", "ты ведь большой мальчик" и т. д. Очень интересно наблюдать за близнецами, за их взаимоотношениями. Учиться у них сочувствию, взаимопониманию. Внимание и забота со стороны родителей, четкое осознание того, что каждый близнец - отдельная личность, должны позволить близнецам преодолеть возможные трудности и в полной мере развить свои, одинаковые или разные, потенции, найти свою дорогу в жизни. При написании статьи использовались работы Марселя Руфо "Братья и сестры, болезнь любви" и Смирновой И.И. "Психологические особенности воспитания и развития творческих способностей близнецов" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|