Как часто случается так, что в психологической работе психолог и клиент "ходят по кругу", не достигая душевной гармонии.
Одной из частых причин этого является не корректно или нечётко сформулированный запрос клиента на работу, и, как следствие, неконструктивная работа психолога.
Именно поэтому я предлагаю Вашему вниманию некоторые важные инструменты для конструктивного контракта с клиентом.
4 УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА (К. Стайнер):
- Взаимное согласие – психолог и клиент делают это не насильно, а самостоятельно.
- Компетентность – как со стороны специалиста, так и со стороны клиента (согласие клиента, возможность подписать контракт, психическое здоровье, сознательность (дети до 14 лет не могут заключать контракт с психологом, но возможны исключения)).
- Вознаграждение: от специалиста клиенту – опыт, знания, поддержка, забота; от клиента специалисту – деньги (символическая оплата в работе с детьми), открытость, готовность к изменениям.
- Законность – легальность (соответствующее образование специалиста, открытость клиента), место (кабинет), соблюдение сеттинга.
К.Стайнер определил, что на каждого участника психологического процесса отводится по 50% ответственности.
СТРАТЕГИИ ХОРОШЕГО КОНТРАКТИРОВАНИЯ
(с точки зрения трансактного анализа):
- Контракт заключается между Взрослым клиента и Взрослым терапевта;
- Важно предусмотреть Ребёнка клиента – его чувства и проявления «Я ХОЧУ/НЕ ХОЧУ»;
- Важно одобрить позитивного Родителя клиента и присоединиться к негативному Родителю, к его чувствам и проявлениям («НАДО/НЕ НАДО»).
!Если какая-то часть Эго клиента не согласна, то будут трудности в составлении контракта на психологическую работу.
КОНТРАКТЫ С ЧАСТИЦЕЙ "НЕ" - «НЕ-контракты», «Стоп-контракты».
Контракты такого типа не могут работать долго.
Любое сценарное поведение является отражением поведения внутреннего Ребёнка, направленное на выживание, получение поглаживаний и удовлетворений насущных потребностей. Когда психолог заключает контракт с клиентом по типу «не вести себя так-то», он даёт запрет на удовлетворение потребностей клиента, а может быть и на выживание.
Желательно формулировать контракты без частицы НЕ.
СТАДИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА:
- Представленная проблема: необходимо обнаружить симптомы, жалобы и беспокойство, по какой причине клиент пришёл в психологическую работу;
- Установление общей цели клиента: что клиент хотел бы получить от психологической работы: «Каким Вы хотите стать к концу консультирования?»;
- Стадия контрактирования, в которую включены несколько вопросов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА ИЛИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
(в консультировании взрослых)
- Что Вы хотите изменить в себе?
- В какие сроки?
- Каков будет желаемый результат? Что нового произойдёт в Вашей жизни?
- Были ли раньше попытки получить этот результат? Какова эффективность этих попыток?
- Что Вы будете делать сейчас для достижения этой цели?
- Как другие люди в Вашей жизни увидят, что Вы изменились? Кто эти люди? Для кого это важно?
- Как Вы будете получать поддержку? От кого? Кто поможет Вам в этом?
- Как Вы будете просить поддержку?
- Какую помощь от психолога Вы хотите получить? Как Вы будете просить поддержку у психолога?
- Как вы собираетесь сами поддерживать себя, радоваться промежуточным результатам, планировать промежуточный и финальный успех?
- Какова цена Вашего успеха? От чего придётся отказаться?
- Кому Вы можете помешать своими изменениями? Как, возможно, близкие будут мешать Вам в достижении цели и не будут поддерживать эти изменения?
- Как Вы сами будете саботировать свои изменения (как Вы будете себе мешать, чтобы не достигать поставленной цели)?
- Вы действительно хотите достигнуть этой цели? Зачем?
- Каков будет первый шаг в этом направлении? А следующий? Сколько всего шагов (этапов)?
В психологической работе с детьми данные вопросы психолог задаёт родителю (родителям), который будет иметь непосредственное отношение к происходящему психологическому процессу. Важно, чтобы это был реальный родитель (реальные родители), или законные представители ребёнка, а не бабушки, дедушки или другие родственники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА ИЛИ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ
(в работе с детьми):
- Что Вы хотите, чтобы изменилось в Вашем ребёнке и действительно ли ему это нужно?
- В какие сроки?
- Готовы ли Вы меняться вместе со своим ребёнком? Что Вы будете для этого делать?
- Каков будет желаемый результат? Что нового произойдёт в жизни Вашего ребёнка? В Вашей жизни?
- Были ли раньше попытки получить этот результат? Какова эффективность этих попыток?
- Как Ваш ребёнок может достигнуть поставленной цели? Что он будет делать?
- Что Вы будете делать, чтобы Ваш ребёнок достиг поставленной цели?
- Как другие люди в Вашей жизни и жизни ребёнка увидят, что он изменился? Кто эти люди? Для кого это важно?
- Как Ваш ребёнок будете получать поддержку? От кого? Кто поможет ему в этом? Как Вы будете просить поддержку для своего ребёнка?
- Какую помощь психолог может предоставить для Вашего ребёнка, а какую помощь хотите получить от психолога Вы? Как Вы будете просить поддуржку у психолога?
- Как вы собираетесь поддерживать своего ребёнка, радоваться промежуточным результатам, планировать промежуточный и финальный успех?
- Какова цена успеха в достижении поставленной цели? От чего придётся отказаться ребёнку или Вам?
- Кому могут помешать изменения Вашего ребёнка? Как, возможно, близкие будут мешать ему в достижении цели и не будут поддерживать эти изменения?
- Как Ваш ребёнок будет саботировать свои изменения? Как он будет мешать себе, чтобы не достигать поставленной цели?
- Как Вы будете саботировать изменения Вашего ребёнка? Как Вы будете мешать своему ребёнку, чтобы не достигать поставленной цели?
- Вы действительно хотите этих изменений в своём ребёнке и соответсвтенно в себе самом? Зачем?
- Каков будет первый шаг в этом направлении? А следующий? Сколько всего шагов (этапов)?
!Контракт должен быть очень ёмким, поэтому для заключения письменного варианта контракта можно использовать только выделенные вопросы.
КЛАССИЧЕСКИЕ СХЕМЫ КОНТРАКТА
«Я буду… , для того чтобы….»
Сначала идёт исследовательский контракт, затем контракт на изменение:
«Я буду исследовать…, для того чтобы…»
«Я буду изменять…, для того чтобы…»
И так, я познакомила Вас с вариантом постановки цели в работе с клиентами, который я активно и успешно применяю в своей практике.
Желаю успехов и душевной гармонии Вам и Вашим клиентам! :)