|
Старые песни о главном или SMART: критерии грамотно поставленной целиАвтор статьи: Олеся Михайлова
Кораблю, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не попутный.
Вместо эпиграфа Пожалуй, я начну с анекдота. Жили-были мыши и все их обижали. Как-то пошли они к мудрому филину Тактика, конечно же, совсем не ерунда. Особенно в свете темы нашей статьи – как грамотно поставить цель? Тактика здесь – это искусство маленьких шагов, разбитых на этапы. Шаги на каждый день: берешь – и делаешь, берешь – и снова делаешь. Другой вопрос, что легко шагать не всегда удается, а это значит, что надо понять, почему происходит сбой. Одна из наиболее частых причин кроется в том, что «хромает» стратегия. Что ж, попробую быть мудрым филином и рассказать о стратегии, а именно - о том, каким критериям должна соответствовать цель, чтобы она перестала быть мечтой и превратилась в достижение. Давайте проверим себя. Задайте себе прямо сейчас следующие вопросы: чего я хочу? Как давно я этого хочу? Насколько важно для меня то, чтобы желаемое превратилось в действительное? Выберите из полученного списка наиболее актуальное для вас сейчас, особенно, если вы давно этого хотели. Кстати говоря, если это так, а реальность показывает, что вы по-прежнему далеки от претворения желаемого в жизнь – задайте себе дополнительный вопрос: а что я уже делал или делаю для этого? И вот после этого давайте проверим – правильно ли сформулирована ваша цель, сподвигает ли она вас на действия? Один из наиболее известных и удобных для этого инструментов – так называемая постановка цели по SMART. Если обратиться к прямому переводу этого слова, то оно будет обозначать «умный», но на самом деле это акроним - название методики, в котором буквы обозначают следующее. S - Specific (Конкретность). Посмотрите – насколько конкретно сформулирована ваша цель. «Хочу быть счастливым» - не конкретно. В чем измеряется ваше счастье? Если «хочу машину», то какого цвета, марки, дизайна она должна быть? А мои «важные клиенты» - это какие? Для того, чтобы конкретизировать вашу цель, задайте себе дополнительные вопросы: что это значит конкретно для меня? это как? а ещё как? Кто ещё вовлечен в выполнение цели? Каковы дополнительные условия её достижения? Пример: не «хочу путешествовать», а «хочу один месяц в году проводить за границей» (хорошо бы здесь приложить название страну или устраивающих вас стран). M - Мeasurable (Измеримость). Подумайте и проверьте - в чем будет измеряться результат, «сколько вешать в граммах»? Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения («хочу зарплату, эквивалентную 2000 евро», «хочу дом» - это тоже, некоторым образом, измеримо, если у вас была квартира - одна шт., то теперь дом – одна шт.). Если качественный, то необходимо выявить его отношение к чему-либо. Например, «увеличить прибыль моего предприятия на 25% по сравнению с прибылью прошлого года». Если вы озадачились диетой и здоровым образом жизни– каков будет ваш желаемый вес, размеры талии, размер одежды? Где в теле вы ощутите легкость, когда вы преодолеете полумарафон? Задайте себе вопросы: что произойдёт, когда это случится? Что вы увидите, услышите и почувствуете? Например: мне вручают диплом «Менеджер года», называя мое имя при большом скоплении народа, в первых рядах сидят мои близкие, я вижу радость в их глазах, и чувствую гордость и волнение, поднимаясь за своей наградой. Выставляйте не только конечные, но и промежуточные критерии оценки. Помните, что для достижения некоторых целей важно указать этапы (слона нельзя съесть сразу целиком, но можно по частям!) Attainable, Achievable (Досягаемость, достижимость) Проясните сами для себя за счет чего вы планируете достигнуть цели и возможно ли ее достигнуть вообще? Например, как в предыдущем случае - «увеличить прибыль собственного предприятия на 25%, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации сложных операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». Это уже целая история, согласитесь, правда, из жизни предпринимателей. Можем взять что-то, что интересует многих, а не только бизнесменов: предлагаю потренироваться в выставлении досягаемых целей прямо сейчас - опишите, за счет чего вы будете достигать, допустим, заявленного оздоровления. Подсказка: поход в конкретный спортзал, возможно, к конкретному тренеру, количество часов в неделю на это мероприятие, следование определенной системе питания, мониторинг здоровья – обследование, анализы и консультации у врачей, духовные практики, группа поддержки и т.д. Проверьте, если у вашей цели ограничения: временные ресурсы, инвестиции, трудовые ресурсы, знания и опыт, доступ к информации и ресурсам, возможность принимать решения и наличие «рычагов» влияния у исполнителя цели. И тогда вы поймете возможно ли увеличить предполагаемую прибыль, в отличие, например, от цели стать президентом страны, полететь в космос в ближайшее время, да и просто заполучить размер ноги вместо 42-го – 38-й. Нет, технически это возможно, этим увлекался ещё Прокруст, укладывая несчастных путников на свое ложе, но уж сильно это болезненно и не экологично. Да-да, экологичность – ещё одна характеристика цели, читайте об этом ниже. Relevant, Realistic (Актуальность, Реалистичность) Определите истинность цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Важно удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Сделайте акцент на конкретном результате, а не на действии. Нет необходимости ставить себе целью выходить из дома пораньше, если, в конечном счёте, вы желаете быть на работе вовремя. Также посмотрите, насколько ваша цель согласуется с другими целями, более высокого порядка. Если вы поставите себе целью заработать миллион, несмотря ни на что, и в процессе реализации окажется, что вы остались один, без обожаемых вами чад и домочадцев, жена ушла, а дети выросли без вас и не понимают, почему этот незнакомый человек пытается с ними общаться – вряд ли вас это обрадует. Ещё очень хороший вопрос для понимания актуальности: какие выгоды принесет решение поставленной задачи? Если при выполнении цели вы в целом не получaете выгоды - такая цель считается бесполезной и означает пустую трату ресурсов и времени, смотрим о времени ниже. Time-bound (Ограниченность во времени) Определите срок или временной промежуток, когда ваша цель должна осуществиться. Установление временных границ для выполнения цели делает процесс контролируемым. При этом временные рамки должны быть определены с учетом возможности достижения цели в установленные сроки. «Одна женщина может родить ребенка через девять месяцев, но даже девять женщин не смогут родить ребенка за месяц», - мысль приписывается Конфуцию. Ну, и напоследок, обещанные дополнительные условия (Last, but not least, как говорят англичане – последнее, но не менее важное). Цель должна быть сформулирована в ПОЗИТИВНЫХ терминах. Не «чего я не хочу», а «что я хочу». Цель должна находиться в зоне ВАШЕГО КОНТРОЛЯ, а не зоны контроля других людей или обстоятельств. Пример последнего – поставить себе целью главный выигрыш в лотерею; вспоминайте незабвенную Людмилу из «Москва слезам не верит», выигравшую «три раза по рублю». Цель должна быть ЭКОЛОГИЧНА и не нанести вред ни вам, ни вашему окружению. Грустным анти-примером такой цели является мифологический царь Мидас. И - вместо эпилога. «Когда схемы продуманы заранее, удивительно, как часто обстоятельства вписываются в них», - так говорил сэр Уильям Ослер, канадский врач, историк медицины, философ и просветитель. Удачи! Желаю всем вписаться в обстоятельства.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|