Склонность человека влюбляться в разных людей – факт известный. В современном постсоветском пространстве скорее преобладает поведенческий брачный паттерн в виде серийной моногамия – когда в течении жизни человек неоднократно вступает в парные и брачные отношения последовательно – брак, развод, затем повторный брак либо сожительство. И таких союзов в течении жизни может быть несколько. Люди приходят к тому, что когда заканчивается влюбленность, выясняется несовпадение характеров, снижение полового влечения и наступает быт, о который бьются семейные лодки.
Способность одновременно испытывать романтические чувства и сексуальное желание к нескольким людям – для многих тоже насущная реальность. Бывает, что люди годами живут, имея постоянных любовниц и любовников, внебрачных детей. Не всегда эти связи известны супругам, а иногда супруги делают вид, что не известны, и сохраняют брак. Говорят, что «хороший левак укрепляет брак». А есть еще выражение: треугольник – фигура устойчивая, даже если все стороны знают друг о друге и пребывают в конфликте. На форуме регулярно поднимаются темы измен и всего, что с этим связано.
Поэтому полиамория в современных условиях открытости информации, глобализации, изменений института семьи и брака имеет свое особенное значение и распространение, и, хоть не является массовым явлением, но возбуждает ряд вопросов, о которых скажу позже.
Полиамория – это одновременные любовные романтические и сексуальные отношения сразу с несколькими партнерами, вариаций этих отношений много. Но основополагающими принципами в данных семьях, союзах, триадах или коммунах, если все партнеры проживают совместно, является свобода каждого – автономность, открытость – т.е. все партнеры друг друга знают, знают кто кем кому приходится, не обязательно у всех со всеми есть сексуальные отношения, но обязательно тщательно обсуждаются условия, правила в отношениях, вопросы верности и достигаются договоренности. Предполагается, что полиаморные отношениях строятся на партнерских равных началах.
Метаморы – основные партнеры - супруги людей, которые вступают в отношения с третьими, но известными всем членам семейной системы (коммуны) лицами, и сами полиаморы говорят, что с помощью таких отношений удовлетворяются те потребности полиаморов - сексуальные, эмоциональные, которые в недостаточной степени удовлетворяются в основной паре.
Основным ярким феноменом чувств в полиаморных отношениях считается комперсия – это способность испытывать удовольствие и счастье от того, что партнер счастлив в любви и сексе с другим человеком, и так, что чувство любви испытывается полнее и глубже. Конечно же, в этих отношениях возможны и практикуются, но не всегда и обязательно, групповые сексуальные контакты, где все испытывают к друг другу любовь и нежность. Таким образом, комперсия трактуется как чувство, противоположное ревности.
Однако, следует особенно разделять понятия полиамории и различных других групповых семейных и сексуальных отношений.
Например, свингерство и встречи с целью группового секса для совместного отдыха и разнообразия сексуальной жизни без формирования близких эмоциональных отношений.
Или, полигамию – это семейные брачные отношения, в которых имеется несколько жен, и такой брак называется полигения, либо несколько мужей – соответственно, полиандрия. Такие браки официально разрешены в некоторых странах, поддерживаются религиозно, и в их основе лежит иерархическое начало – есть глава семьи и подчиненные ее члены.
Есть мнение, что полиамория эволюционно ступенью выше моногамных отношений, поскольку, чтобы уметь выстроить полиаморные отношения, нужно уметь выстраивать отношения хотя бы с одним партнером – принимать таким, какой есть, без лишних ожиданий, требований, уметь договариваться и выполнять договоренности.
Но мои наблюдения в видеоисточниках с участием полиаморов, их метаморов, а так же личное общение с полиаморными людьми все же дают мне поводы для вопросов.
Вопросы идентичности, которые могут возникать у человека – действительно ли конкретный человек является полиморным, способным любить нескольких партнеров одновременно? Как я вижу, в таких семьях, не смотря на декларирование идеи комперсии, дружеские принимающие гостевые отношения, довольно жесткие договоренности по регламентации времени и места встреч все же существуют вопросы ревности, одиночества, страха разрыва отношений, печали после завершения встреч. И тогда компромисс, когда третий (иили последующие) не лишний - не является средством и способом проживания кризисных семейных, личных и невротических состояний?
Вопросы структуры семейной системы, внутрисистемных границ и влияние на развитие детей. В семейной системе существуют подсистемы – родительская и детская, сиблинговая. Дети, как наиболее уязвимые и нуждающиеся в опеке, подчиняются и лояльны родительской подсистеме, и выражаясь метафорически, их душевная жизнь «течет» туда, куда течет любовь родителей. Есть мнения, что в полиаморной системе возникает риск развития у детей так называемой множественной реальности, за счет того, что родительская подсистема как бы размывается. Могу предполагать, что это в некотором смысле может быть стрессовой нагрузкой, хотя и не обязательно с негативным контекстом, ведь сам по себе стресс в том числе и развивающая среда. Есть противоречивые мнения в отношении того, к чему это может приводить, полярно – от душевной патологии до формирования более адаптивного, интеллектуально и социально развитого человека, о чем говорят данные исследования австралийских ученых, на которые ссылается в своей лекции психиатр, сексолог Д.Д.Исаев.
Хотелось бы отметить тот факт, что до появления права собственности и вопросов передачи его по наследству люди, как социальные существа, часто жили общинами, в которых не было как таковых браков, но существовали свободно выбранные союзы, коммуны, дети принадлежали роду матери, поскольку вопрос отцовства был открыт, но не актуален. И в настоящее время существуют племена, живущие так же общинами, с существованием многообразия форм сексуальных практик, общими детьми, правилами и воспитанием детей. Таким образом, полиамория – не хорошо ли забытое старое «новое» явление? Новый ли это виток эволюции любви, учитывая, в том числе идею комперсии? Возможно, в обществе, где наиболее развиты паттерны толерантности, просто органично создаются условия для большей открытости данного явления в обществе?
В заключении хочется сказать, что в вопросах любви и выбора тех или иных форм отношений, нет единственно верного ответа и было бы странным наблюдать некую строгую регуляцию их с чьей либо стороны.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.