Еще в школьные годы, читая о Павлове, уяснила для себя связь между поведением человека и работой нейронов. Вот и Ухтомский объясняет сложные взаимосвязи матери и ребенка с точки зрения психофизиологии.
В нервной системе человека есть некие устойчивые области повышенной возбудимости центров, причем вновь приходящие возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей нервной системе разлиты явления торможения. Ухтомский, открывший это явление, назвал его Доминантой. Принцип доминанты делится надвое: в то время, как в доминирующей области растет возбуждение, впитывающее в себя все приходящие импульсы, те же приходящие импульсы усиливают торможение в других рефлекторных дугах, создавая таким образом доминантный центр торможения. Этот самый аппарат доминанты формируется, как и вся наша психика, в раннем детстве, когда мать и ребенок находятся в состоянии симбиоза. Симбиоз - это такая форма взаимозависимости, где отсутствуют отношения, а есть только связи. Ребенок еще не имеет собственной индивидуальности, его сознание - вплетенное в совместную жизнедеятельность сознающее впечатление. У него еще нет возможности формировать свои собственные доминантные центры торможения, их работа очень энергозатратна. Но для того, чтобы быть полноценной личностью, ему эти центры нужны. И поэтому он прилепляется к матери, и они становятся как бы единым организмом, симбиотическим конечно. Мать в этом симбиотическом единстве как бы работает для ребенка этим центральным тормозом, сама при этом пребывая в состоянии иррадиационного торможения. Этим объясняется, кстати, многое в поведении матери - она вся устремлена к нему и забывает себя. Это и необходимо ребенку, в результате у него формируются собственные тормозные доминанты, такие же как у мамы! Пока. Но если устойчивая работа тормозной сибиотической доминанты не организована, т.е. нет симбиоза с матерью, ребенок страдает и физически и психически. Есть еще один вариант симбиотической сопряженной доминанты, когда в ее состав включаются тормозные доминантные центры ребенка, а рефлекторные дуги находятся под доминантой матери. Тогда мать управляет поведением ребенка, он за нее выполняет энергозатратную деятельность торможения, сам при этом послушен и заторможен. Симбиотический аппарат доминанты сохраняется до тех пор, пока у ребенка не созреет свой собственный, после чего симбиотическая связь уже не нужна. Но в реальности угасание симбиоза происходит не всегда. И тогда он превращается из нужного и полезного в инфантильный механизм, позволяющий одному человеку эксплуатировать другого, превращающий одного человека в жертву насилия другого. И тогда либо мать продолжает участвовать в создании тормозных доминант взрослого ребенка (ребенок эксплуатирует мать), либо мать становится энергетическим центром для ребенка, он же заторможен, не имеет собственных желаний, живет жизнью матери. Часто он тяготится своим положением, но изменить что-либо не в силах без посторонней помощи. Мать же чувствует себя вполне вольготно и не торопится эту помощь ему оказать. Это же состояние симбиотической связи актуализируется в экстремальных ситуациях. Например, в ситуации, когда человек сталкивается с насилием, пи захвате заложников. Многие жертвы начинают себя вести весьма инфантильно, причем в этом поведении тоже имеются две крайности. Либо оказание хаотичного сопротивления и провоцирование конфликта с преступниками (неразвитое торможение), либо демостративная покорность, стремление опередить приказ и заслужить похвалу преступников (торможение доминирует).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.